«Что значит быть чеченцем?»
Оценка 4.9

«Что значит быть чеченцем?»

Оценка 4.9
docx
14.05.2020
«Что значит  быть чеченцем?»
кл ч о чеч.docx

Новости

Классный час в 11а кл. на тему: "МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ЧЕЧЕНЦА"

Рейтинг:  http://www.gikalo-sosh.ru/media/system/images/rating_star_blank.pnghttp://www.gikalo-sosh.ru/media/system/images/rating_star_blank.pnghttp://www.gikalo-sosh.ru/media/system/images/rating_star_blank.pnghttp://www.gikalo-sosh.ru/media/system/images/rating_star_blank.pnghttp://www.gikalo-sosh.ru/media/system/images/rating_star_blank.png / 0 

Начало формы

ПлохоОтлично 

Конец формы

http://proffi95.ru/images/posts/medium/post10971.jpg

 

Часть 1.

Каким должен быть моральный облик современного Чеченца?

Как правило, в восприятии большинства россиян понятие «кавказская молодёжь» напрямую ассоциируется с чеченцами, даже если хулиганские выходки совершаются представителями других национальностей. И именно по этой причине мы обратимся к вайнахскому этикету.
Любому бескультурью сопутствует целый ряд объективных и субъективных предпосылок. Если говорить отдельно о чеченской молодёжи, то появление в её среде аморальных напластований связано с тем, что из-за военной ситуации значительная часть чеченцев формировалась в отрыве от своих этнических корней, в регионах, где не было доступа к национальной духовно-нравственной составляющей. Поэтому сегодня остро стал вопрос преподавания этих основ.
Прежде чем начать рассуждения о современной модели этического поведения хотелось бы под условным наименованием «Моральный Кодекс Чеченца» представить вниманию читателей сделанную нами небольшую «выжимку» из известного многовекового свода адатов:
– Имя «Чеченец», помимо этнической принадлежности, отражает духовно-нравственные ориентиры личности, обозначенные в многовековом морально-этическом кодексе Нохчалла.
– Чеченец является человеком Веры – веры в Единого Бога, твёрдо и непреклонно следующий Заветам праведных предков, придающий огромное значение религиозности, родственным отношениям, доброму имиджу нации, материальному благополучию, физическому и нравственному здоровью.
– Одним из главнейших приоритетов Чеченца является стремление достижения заработка и прочих средств пропитания исключительно честным богобоязненным путём, ибо формирование полноценной гармоничной личности невозможно без учёта так называемого Божественного фактора.
– Чеченец не ставит личную, семейную или клановую корысть выше общенародных интересов. Чеченец всецело руководствуется идеей национального приоритета.
– Чеченец не приемлет шовинизма, ксенофобии, расовой ненависти.
–Чеченец толерантен, создаёт доверительный климат на предприятиях, в учебных заведениях, государственных учреждениях и силовых структурах.
– Чеченец в любом коллективе проявляет безукоризненную этику - как с начальством, так и с подчинёнными.
– Чеченец свято почитает родителей и заботится о людях преклонного возраста.
– Чеченец пресекает недостойное отношение к женщине, сознавая, что на её месте может оказаться его мать, сестра, жена или дочь. При этом Чеченец требователен к их моральному и внешнему облику.
–Чеченец свято оберегает свою репутацию, не позволяет предосудительного поведения. Его образ жизни, профессиональные и личностные качества являются слагаемыми доброго имени Чеченца, олицетворяющего собой достойный образ целой нации перед мировым сообществом.
– Чеченец осознаёт индивидуальную ответственность заформирование позитивного национального имиджа, уважительного отношения к чеченцам.
– Чеченец никогда не переводит борьбу идей в борьбу людей. В менталитете чеченцев не принято доводить идейные разногласия до крайности, в плоскость неразрешимого противостояния, ведущего к кровопролитию.
– Чеченец в конфликтных ситуациях ищет точки соприкосновения, исходя в любом споре из следования исламской морали, оберегания родственных уз.
– Чеченец – патриот, беззаветно преданный Отечеству. Проживая за пределами исторической родины, Чеченец принимает участие в делах общенационального масштаба, внося посильную лепту в достойное будущее нации.
– Чеченец стремится к созиданию и здравомыслию, анализируя каждый свой шаг, соизмеряя степень возможной пользы или вреда обществу.
– Чеченец стремится к всеобщему народному единству.



Часть 2.

«НОХЧАЛЛА» - ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЧЕНЦЕМ!

Наличие чести у чеченца проявляется в благородных поступках, которые высокой моралью пленили многие народы. Примеры «къонахалла» и «нохчалла» зафиксированы в памяти чеченцев как проявления благородства, на них воспитывалось каждое поколение чеченцев. Что же такое «нохчалла»? Обратимся за разъяснением к экспертам. «Нохчалла – это чеченский характер", - считает известный чеченский писатель и политический деятель С-Х. Нунуев.
Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха.
От многих доводилось слышать, читать, что Нохчалла – это Нахский Кодекс Чести. Не возражаю. Сам так писал до недавнего времени. Но при внимательном анализе и сопоставлении со многими историческими реалиями получается, что Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства –это основа национальной самоидентификации, обеспечивающая духовно-нравственную связь времен и поколений с глубин тысячелетий.
Нохчалла, таким образом –это национальная идеология нахов, во имя которой надо бороться, жить, причем, жить с высоко поднятой головой!
Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми и самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Уникальное свойство Нохчалла в том, что держать себя в рамках ее принципов может любой человек, независимо от ранга, сословия, образования, рода деятельности. Главное в Нохчалла – не терять человеческого достоинства, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.
Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведет, не предаст, не простит обиды, не потерпит зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?
Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнахов обозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как оно сложилось? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах.
"Нохчо" значит - чеченец. А понятие "нохчалла" - включаетв себя все особенности чеченского характера, весь спектр моральных, нравственных и этических норм. Ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, "с молоком матери" качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища…
"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.
"Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали и радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда!
"Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.
К слову, например, притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь, второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла".
"Нохчалла" - это неприятие любого принуждения. Чеченец с малых лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это "нохчалла". При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.
"Нохчалла" - не свод рекомендаций и не инструкция чеченца. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно.
С религиозной точки зрения смысл (Замысел Всевышнего) создания всего (биологического и физического мира, Вселенной) – в выращивании человеческого разума и человеческой совести.
Главное преступление человека и человечества против Бога, против Его Проекта – отступление от разума и совести.
Но Всевышний оттачивает разум и совесть человека и человечества в беспрерывной борьбе. Борьба – главный инструмент развития, реализации Проекта Бога. Именно для беспрерывной борьбы Творец допустил существование сатаны – Иблиса.
Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем. Вот и появляются провокационные и кощунственные фильмы якобы о Пророке и грязные танцы в православных храмах.
Терпеливое и мудрое выращивание разума и совести – вот что такое Нохчалла. Вера без всяких рекламных ритуалов, лицемерия и демонстраций своей набожности; вера, которая в душе и сердце человека, а не в угоду кому-то или чему-то – вот что такое прямой путь к Всевышнему Аллаху, тарикат Нохчалла! Тарикат с тысячелетними корнями, уходящий к самым истокам Ислама, к самым первым пророкам человечества. (Саид-Хьамзат Нунуев
http://www.nohchalla.com/etika/chto-znachit-nohchalla.html)


Часть 3

«ГIИЛЛАКХ» – КУЛЬТУРА

Квинтэссенцией всех достижений чеченского народа в области самосовершенствования является культура чеченского народа - «ГIиллакх». Многие известныеавторы,публицисты, историки обращались к этой теме. Так, известный чеченский драматург Муса Ахмадов является автором одной из таких работ под названием «Чеченская традиционная культура и этика». Размышляя над такими понятиями, как «г1иллакх»,«оьздангалла», которые являются неотъемлемой частью «Кодекса чести чеченцев», автор пишет, цитирую:
«В первую очередь необходимо определить содержание употребляемых в чеченском языке терминов «оьздангалла» и «г1иллакх». По нашему мнению, понятие «оьздангалла» по своему содержанию гораздо шире понятия «г1иллакх». Г1иллакх – это внешние формы проявления родственных и других взаимоотношений между людьми. В качестве таковых они являются частью понятия «оьздангалла» – культура. Более того, «оьздангалла» есть чистота тела, сердца и мыслей человека, неразрывно связанных с верой в Бога... Культура проявляется не только в поведении и характере человека, но в первую очередь должна присутствовать в его душе и сознании».
По точному выражению автора другой работы на заданную тему
Я. Умаева: «ГIиллакх - является основой «Крепости чеченца». Именно под таким названием Я. Умаев издал свой труд, опубликованный в Грозном в 2012 году, отрывки из которого мы приводим далее:

Имеющий ГIиллакх:
– встанет во весь рост, когда к нему подойдет Человек, независимо от того, кто он;
– не сядет сам, не усадив на самое удобное и почетное место того, кто зашел к нему домой или в помещение, где он находится;
– не сядет сам на самое удобное и почетное место у себя дома, если в его доме находится гость (самое почетное место то, которое находится на самом далеком расстоянии от входной двери или самое удобное);
– ни при каких обстоятельствах не сядет в присутствии тех, при ком ему не положено сидеть (не положено сидеть в присутствии Стариков, родственников Матери, Жены);
– не утолит жажду, не предложив попить тем, кто находится в его присутствии, независимо от их возраста. И не выпьет, пока не выпьет Старший по возрасту, если знает, что он был бы не против попить воды, даже если он из вежливости говорит, что не хочет пить;
– не утолит голод, не предложив поесть тем, кто находится в его присутствии, и если даже он или они откажутся есть, не станет есть все, не оставив большую часть ему или им;
– если попадет туда, где едят, не стесняясь, присоединится к ним, если попадет туда, где работают, не отлынивая, станет помогать им;
– поможет тому, кто что-то делает, и тому, кому нужна помощь;
– не станет идти рядом с тем, кто Старше его по возрасту, а станет справа или впереди от него;
– не перейдет дорогу Старшему по возрасту;
– не сядет, если Старший по возрасту стоит;
– уважает того, кто Старше него хотя бы на сутки! И помогает уважать себя тому, кто хотя бы на сутки моложе его, подсказывая ему то, чего он не знает.

«ЛАРАМ» - УВАЖЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ

Одним из проявлений «ГIиллакх» является «Ларам» - уважение к окружающим.
Человек, имеющий «Ларам», - уважение:
– никогда не перебивает того, кто говорит что-то, пока он не закончит говорить;
– никогда не скажет ни одного слова, не попросив на это разрешения у Старшего по возрасту;
– всегда говорит только вежливо и приятно;
– никогда не ругается, не упрекает, не оскорбляет, не повышает голоса и не кричит;
– даже если Старший по возрасту не прав, не перечит ему;
– не говорит много, т.е. немногословен;
– никогда не говорит то, что кого-то могло бы обидеть;
– никогда ни над кем не насмехается, никого не поднимает на смех;
– никого не считает ни ниже себя, ни глупее себя.


«ЯХЬ» - ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ

Одним из составных частей чеченской культуры и чеченского духа является «Яхь» – дух соревнования – стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь:
- быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою;
- оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;
- последним, где идет раздача наград;
- проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;
- скромность и умеренность к себе;
- стремиться к общественному признанию.
Вот далеко не полный перечень составных элементов Яхь.

«ОЬЗДАНГАЛЛА» - БЛАГОРОДСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ

Быть «Оьзда» – значит быть благородным, высоконравственным, добропорядочным человеком!

«Оьзда стаг» - благородный, высоконравственный, добропорядочный человек, сделав с кем-нибудь какое-нибудь общее дело, старается, чтобы большая доля досталась товарищу.
А человек, не имеющий «оьздангалла» - благородства, любым способом, даже обманув товарища, или вызвав жалость к себе, старается, чтобы больше досталось ему.
«Оьзда стаг» - благородный человек, старается сберечь товарища от любой трудности и опасности.
А человек, не имеющий «оьздангалла» - благородства, может предать и подставить кого угодно.
«Оьзда стаг» - благородный человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!
А человек, не имеющий «оьзданнгалла» - благородства, старается съесть побольше и не наедается.
«Оьзда стаг» - благородный человек, смотрит на женщин, как на мать и сестру, кроме той, на которой он женат или собирается жениться.
«Оьзда стаг» - благородный человек, даже наедине с собой избегает непристойных, низких или подлых мыслей.
А если они его и посетят, то его тело бросает в огонь от стыда, при мысли: «Какой позор, дойти до того, что в голову пришли такие мысли!»
Есть у Чеченцев еще и такое выражение: «Я бы постыдился своего тела так подумать, или так сказать, или так сделать!»


«СИЙ» - ЧЕСТЬ

«Сий долу стаг» - это человек чести, а человек чести – это «Къонах»!

«Къонах» - делает то, что наказал делать Бог – делает добро, и не делает того, что Бог запретил.
«Къонах» – это настоящий мужчина. И дома, и вне дома, и везде, где бы он ни находился, исполняет, бережет и защищает обычаи и традиции вайнахов.
Того же, кто, потеряв совесть и стыд, начал в его присутствии вести себя недостойно и нарушать общественный покой, т.е. сквернословить, приставать к кому-нибудь, оскорблять или унижать кого-то и т.д. «Къонах» просит успокоиться или перестать вести себя неподобающим образом.
Если он и после этого не успокоится, «Къонах» достойным способом успокоит его, и тем самым восстановит общественный порядок и покой.
«Къонах» решает все проблемы семьи и дома. Относится к проблемам своего села, города, страны, как к собственным.
«Къонах» не позволит даже словом оскорбить себя или как-нибудь унизить и уронить Свое Достоинство и Честь – никому, нигде, никогда, что бы ни происходило и ни при каких обстоятельствах, даже если ему придется там умереть, защищая Свою Честь и Достоинство!
«Къонах» в своем присутствии не позволит даже словом оскорбить или как-нибудь унизить Достоинство и Честь кого бы то ни было, никому, нигде, никогда, чтобы не произошло, не случилось и не происходило, даже своему Другу и Родственнику.
«Къонах» везде, всегда и при любых обстоятельствах будет владеть собой.
«Къонах» не позволит в своем присутствии сквернословить никому, нигде и ни при каких обстоятельствах.
«Къонах», даже делая кому-нибудь замечание, не позволит себе выражаться скверными словами, упрекать или оскорблять.
«Къонах»отвечает за каждое сказанное им слово.
«Къонах» никогда не пообещает того, что он не сможет сделать. Но если он что-то пообещает, обязательно выполнит свое обещание, как бы ему не было трудно или чего бы ему это ни стоило.
«Къонах» никогда наспех не принимает серьезных решений. Но если он примет решение, он его не изменит. Однако, если он поймет, что его решение было неверным, он сам изменит его.
«Къонах» всегда выслушает то, что говорят старшие по возрасту, и если ему надо будет что-то сказать, он попросит на это разрешение у Старших и вежливо выскажется.
«Къонах», где бы то ни было, уважает старших по возрасту и всегда следит за тем, чтобы в его присутствии и другие поступали также.
«Къонах» нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряет самообладания, не выходит из себя и не впадает в отчаяние.
«Къонах» никогда и ни за что не продаст себя, не продаст своего слова!
«Къонах» всегда и везде бережет и защищает свою честь и достоинство, а также честь и достоинство других людей, независимо от их вероисповедания, национальности и расовой принадлежности.
«Къонах» никогда не отзывается плохо о тех, кто отсутствует, и не дает отзываться плохо о тех, кто отсутствует, другим.
«Къонах» везде и всегда помогает нуждающемуся и защищает слабого!
«Къонах» всегда и везде защищает и восстанавливает справедливость.


Часть 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

Кодекс основывается на принципах соблюдения законности, морали и этики, что в итоге способствуетвоспитанию достойной личности и, как следствие, здорового общества в целом.
В связи с тем что за пределами своей малой родины (Чеченской Республики) Чеченец является носителем национального имиджа, и по его поступкам будут судить обо всём народе, он обязан сознавать индивидуальную ответственность перед Всевышним и своим народом за доброе имя Чеченца.
Поэтому следует обратить особое внимание на достойное поведение в общественных местах: в местах обучения (школы, институты, университеты), в общежитиях, общественном транспорте, во дворе многоквартирного дома и так далее.
Чеченец, осознающий степень ответственности за репутацию всего народа, не имеет права поддаваться на провокации, и поэтому имя Чеченца должно перестать фигурировать в криминальных сводках.
Далее, огромная доля межэтнических соприкосновений приходится на социальные сети, и именно в указанной сфере, как правило, происходит первое настоящее знакомство с психологией и культурой народа. Вот почему чеченцы, принимающие участие в обсуждении различных тем на страницах всевозможных форумов и соцсетей, должны правильно себя позиционировать, понимая, что их мнение может позитивно или негативно отразиться на народе, повлиять на межнациональные отношения.
В этой связи очень важна деятельность чеченских блогеров, которые любое своё высказывание должны пропускать через фильтр критики и анализа по принципу вероятной пользы или вреда с учетом национальных приоритетов. Для подготовки специалистов в указанной сфере и активизации их деятельности необходимо учредить дискуссионный Клуб для обмена идеями и выработки общей стратегии.
Чеченцы, проживающие как на своей исторической родине, многонациональной Чеченской Республике в составе Российской Федерации, так и за её пределами, входя во взаимоотношения с людьми разных национальностей, обязаны проявлять тактичность, вежливость и дружелюбие.
Достигая определённого уровня саморазвития, Чеченец способствует оздоровлению морального облика в окружающем его пространстве.
Чеченец не провоцирует людей своим поведением на агрессивную реакцию. Не ведёт себя вызывающе. Не нарушает общественный порядок. Национальным танцам отведено определённое место и время. В случае, если исполнение в общественном месте кавказского танца (лезгинки) может вызвать негативную реакцию местного населения, стоит проявить уважение к чужой культуре. Лишь на искреннем почитании местных традиций и поиске позитивных примеров можно сформировать доброе отношение к своему народу.
Приобретать оружие самообороны следует на законных основаниях, но и это не должно давать морального права для беспричинной стрельбы в воздух.
Неуважительное поведение в отношении того общества, в котором мы живем, тем более, поведение, вызывающее агрессивную реакцию, есть не что иное как проявление гордыни.
Всевышний Аллах сказал по поводу гордыни:
«Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход».(“Рассказ”, 83)
Всевышний также сказал:
«И не ходи по земле горделиво …» (“Ночное путешествие”, 37)
Всевышний также сказал:
«И не криви лица своего перед людьми и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца». (“Лукман”, 18)

Передают со слов Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах ниспослал мне откровение (сказав, что следует) вам проявлять смирение, чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого». (Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Не войдёт в рай тот человек, в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». Услышав это, кто-то воскликнул: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».(Муслим)

Эти благородные обычаи и традиции от Всевышнего Аллаха, которые присутствуют в каждом человеке, наполняют жизнь смыслом и счастьем, в то время как многие вокруг, забыв об этом, живут в несчастьях, страданиях и бедах.
Человек любой национальности, который начнет придерживаться их, автоматически становится одним из вайнахов, и будет уважаем и почитаем любым чеченцем как равный! 

На основании приведённого выше материала, уже исходя из озвученных тезисов, предлагаем следующие рекомендации:


Первое «Золотое правило»

Если и есть некое универсальное правило поведения и обращения с другими людьми, у чеченцев или у представителей других народов и конфессий, то это так называемое «золотое правило», с которым в мир приходили все Пророки. Это правило гласит: «Хьайна дезнариг, нахана а дезийла, хаалахь» («Знай, что люди хотят того же, что и ты для себя желаешь»).
Рассказывают, что после того, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своей миссии, иудеи, чтобы удостовериться в его пророческой миссии, решили задать ему всего один вопрос: «Что это за правило, с которым приходили в мир все пророки». Говорят, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Желай другому человеку того же, что и себе желаешь!»
Это главное правило, которым должен руководствоваться каждый молодой человек. Если мы хотим счастья и уважения для себя, то должны желать того же другому. Мы должны проявлять уважение к другим, ибо оно вернется нам сторицей. К этому призывали все пророки, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), к этому призывали и наши старейшины.
Однако наш кодекс был бы не полон, если бы мы ограничились только одним этим правилом.

Второе правило «Уважение к своим родителям»

Следующее «золотое правило», которое должен знать каждый человек, так это то, что наряду с его правами у него есть так же и обязанности. В первую очередь, он обязан уважать своих родителей. Ни перед кем человек не имеет столько обязательств, как перед своими родителями, даже перед родиной. Ибо родина – это прежде наши родители, а потом уже то место, где мы родились. Не зря у многих народов, в том числе и у чеченцев, родина означает «Даймохк» или «Дай бяхна мохкъ», то есть место, где жили наши предки.
«Уважай отца своего и мать» - это правило вписано «золотыми буквами» в кодекс поведения всего человечества, начиная ещё с библейских времен. Оно особо значимо для кавказцев, ибо наша культура, отчасти, сформировалась на основе мусульманской религии, а Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что каждый человек обязан почитать своих родителей и особенно свою мать.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«К числу тяжких грехов относится многобожие, проявление непочтительности по отношению к родителям, убийство и ложная клятва». (Аль-Бухари)
«Поношение человеком своих родителей относится к числу тягчайших грехов." Люди спросили: “О посланник Аллаха, да разве может человек поносить собственных родителей?” Он сказал: “Да, так может получиться, если станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поноситьмать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!» (Аль-Бухари; Муслим)
«Поистине, Аллах Всевышний запретил вам проявлять непочтительность по отношению к (вашим) матерям...» (Аль-Бухари; Муслим)
«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим)
«Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нему пришёл какой-то человек из племени бану салама и спросил (его): “О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?” Он сказал: “Да, если будешь молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей, и оказывать уважение их друзьям». (Абу Дауд)
Со слов Ибн Динара, сообщается, что когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил:
“Не ты ли такой-то, сын такого-то?” Тот ответил: “Да”, - и тогда он отдал ему своего осла, сказав: “Садись на него”, - и свою чалму со словами: “Повяжи свою голову этим.” Некоторые из его спутников стали говорить: “Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!” В ответ им он сказал: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти”, - а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах.” (Муслим)
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать.” Этот человек спросил: “А кто потом?” Он сказал:“Твоя мать.” Человек спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать.” Человек снова спросил: “А кто потом?” - (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец». (Аль-Бухари; Муслим)
«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей, и после этого не войдёт в рай!» (Муслим)
Прекрасным примером того, как чеченцы относятся к своим родителям, и особенно к матери, хорошо продемонстрировано в истории из жизни одной чеченской семьи. Цитируем отрывок из рассказа:
«Услышав имя моего деда, она рассказала, как они с подругами, тогда еще совсем юные девушки, тайком через огороды ходили смотреть на моего деда. Она рассказывала, что он был очень интересным молодым человеком с изящной выправкой, со своим прекрасным конем, славившимся тогда на всю округу. Но больше всего их пленили его гIиллакх, оьздангалла, его уважение к их селу - Элистанжи. Дело в том, что его мать была родом из этого села, и, проезжая через Элистанжи в Ведено или обратно, он всегда сходил с коня и пешком шел через все село в знак уважения к родственникам матери и ее односельчанам. Ни разу не было случая, чтобы он изменил этому правилу. Его звали Баки (Абу-Бакар) Эльсахаджиев из Махкеты». (
http://www.nohchalla.com/etika/rasskazy-nohchalla/1509-uvajenie-k-rodstvennikam-materi.html)

Третье правило «Уважение к старшим»

Если мы уважаем и почитаем своих родителей, то в соответствии с «золотым правилом» - «желай другому того, что и себе желаешь», мы должны почитать также и чужих родителей, то есть уважать и почитать все старшее поколение.
«Тот, кто не уважает старших, тот не из нас» - эти слова, принадлежащие Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), указывают, какое почетное место отводится старшему поколению в чеченском обществе. Следует обратить внимание, что здесь речь идет не только о родственниках, а вообще о пожилых людях, независимо от родства, нации и вероисповедания. Из истории о Пророке Мухаммаде (С.а.С.) и его сподвижниках нам известно, что даже во время войны они напутствовали своих воинов: «Не убивайте женщин, детей, стариков и монахов в их кельях». Кавказцы же всегда отличались тем, что глубоко уважали и почитали старших, независимо от того к какой нации или религии они принадлежат. Это правило кодекса чести кавказских горцев известно всему миру, и его следует соблюдать везде, независимо от того, где ты находишься, на Кавказе или в центральной России, в Аравии или в Китае. Везде и во всех ситуациях, в равной степени нужно уважать старших.
Почитание старших во все времена было одним из основных отличительных признаков чеченца. Считалось большим позором перейти дорогу старшему. При появлении старшего молодые люди должны были встать, приветствовать его, уступить ему место. О культуре поведения чеченцев, об их благородстве написано немало исследовательских материалов. Цитирую некоторые выдержки:
«Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.
Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «большой отец», а бабушку чаще всего — «мама». Дети могут не выполнить просьбу отца или матери — их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения — значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребление спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими на повышенных тонах или развязно вести себя.
Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту». ( «Чеченский кодекс -Нохчалла» - «Отношение к старшим» (статья 3) 
http://chechenlaw.ru/?p=375)
«На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды…
У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников «почернеть лицом», «опустить голову». О достойном поведении говорят обычно: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». («Чеченский кодекс -Нохчалла» «Честь семьи» (статья 3) 
http://chechenlaw.ru/?p=375)
Удивительные по своей красоте и чести правила! Однако в последнее время эти обычаи стали исчезать и среди чеченцев, так как некоторые чеченцы ошибочно стали считать, что почитание старших есть поклонение. В подтверждение этого они приводят слова Пророка Мухаммада (С.а.С.), который сказал: «Не делайте из меня того же, что из своего Пророка последователи Исы» и запретил своим сподвижникам вставать при его входе. Однако это неверное понимание вопроса, ибо в этом хадисе речь шла именно о Пророке Мухаммаде (С.а.С.), он сказал, чтобы не вставали именно ему, но не сказал, чтобы они не вставали или не уважали друг друга. Он сказал, не выделять его из всех, ибо у арабов того периода была привычка вставать лишь почетным людям, тогда как на Кавказе уважение проявляют ко всем. И уж совсем неправильно считать уважение к старшим - поклонением, ибо есть множество хадисов, где сказано, чтобы мусульмане уважали своих родителей, старейшин, алимов, и т.д., вплоть до того, чтобы они целовали им руки и лоб, и это не является поклонением, а лишь уважением к их учёности и возрасту.

Посланник Аллаха сказал:

«Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то - тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту». (Муслим)

Передают, что перед началом общей молитвы Посланник Аллаха говорил:
«Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий, ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними - следующие, а за ними – следующие». (Муслим)
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано: “Старшему!”, - и я отдал её старшему из них». (Аль-Бухари; Муслим)
«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и справедливому правителю». (Абу Дауд)
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим». (Абу Дауд и ат-Тирмизи)
«Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам» ( ат-Тирмизи)
Проявляя уважение к старшим, мы показываем свое благородство и порядочность не только родителям и своему народу, но и тем людям, среди которых живем. Благодаря уважению, которое горцы оказывали своим соседям, о них слагали поэмы и писали романы. А значит, сегодняшняя молодежь своим поведением должна хранить и приумножать традиции высокой нравственности, честности. Посмотрите на сегодняшнюю Россию! Видим ли мы сегодня, что с нас, с нынешних чеченцев, берут пример и восхищаются нашим поведением? А ведь еще каких - то 20 лет назад ситуация была диаметрально противоположной. Я помню времена, когда будучи в Советской Армии, мы в свободное время начинали танцевать лезгинку, вся наша воинская часть собиралась и поддерживала нас, это были представители многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, эстонцы и т.д. Уважение и любовь к нашей культуре были заслугой наших отцов и дедов. Они вели себя так, что наш танец ассоциировался с благородством, а сегодня наши танцы вызывают антипатию.
В Советской Армии (1989-1991 годы) я застал то время, когда принадлежность к чеченской национальности гарантировала уважение среди сослуживцев и офицерского состава. И не только уважение, но и рост по службе. Нас всегда ставили в пример старшие по званию. Помнится, мы как-то сидели и отдыхали после занятий, в это время мимо нас проходил офицер, мы, чеченцы, встали, соблюдая свои национальные обычаи и традиции, а другие сослуживцы сидели. Тогда офицер остановился и спросил, почему мы встали, тогда как была дана команда «вольно». Я ответил, что у нас чеченцев, всегда принято вставать при появлении старших. На это офицер похлопал меня по плечу и сказал: «Я знаю, у вас обычаи настоящих мужчин и воинов. Ваши обычаи даже легли в основу некоторых положений воинского устава. Мне бы хотелось, чтобы и остальные солдаты это знали», - сказал он, и потом, построив нас на плацу, стал расхваливать так, что нам стало неловко. Впоследствие, мы еще больше пытались соблюдать свои обычаи, чтобы оправдать оказанную нам честь. Обычаи не прибавляют нам уважение автоматически, чтобы его заслужить, нужно следовать традициям и обычаям везде, в любой обстановке. Уважение к горцам славянских народов стало основой формирования такого военного сословия, как казаки. Русский вольный люд, прибывавший на Кавказ в поисках свободы, входил в родство с местными народами, принимал их обычаи, оружие, форму одежды, и в итоге сформировался как отдельная этническая группа. Во все времена, несмотря на некоторое противостояние, особенно в годы Кавказской войны, казаки имели кунаков среди чеченцев. Эти дружеские отношения были настолько глубоки, что некоторые чеченские тейпы роднились с казаками. И сегодня идут ожесточенные споры о том, кто же от кого на самом деле произошел. То ли некоторые казаки от чеченцев, то ли некоторые чеченцы от казаков.
Тимур Уцаев в статье, опубликованной в «Вестнике Кавказа», приводит примеры такого взаимопроникновения культур:
«История развития русско-чеченских культурных связей насчитывает несколько веков. В XVIII веке чеченцы и жители гребенских и терских станиц нередко заключали смешанные браки. Родственные связи устанавливались и путем куначества, аталычества (отдача детей на воспитание). Будучи соседями, они в течение многих веков перенимали друг у друга материальную и духовную культуру. Эти многообразные дружеские отношения нашли отражение во многих чеченских героико-исторических песнях - «илли». На жительство в казачьи станицы уходили иногда целые семьи горцев. Так, в станице Червленной жила семья Гулаевых; их считали потомками выходцев из чеченского тайпа Гуной. Эта гуноевская фамилия и в настоящее время считает себя родственной гребенским казакам станицы Червленной. Казаки тоже не лишены были родственных чувств по отношению к гуноевцам. О своем родстве с чеченцами говорят семьи Егоркиных, Байсунгуровых, Титкиных и многие другие, проживающие в терских станицах.
Дружеский характер взаимоотношений чеченцев и казаков проявлялся и в том, что горцы отдавали на время своих детей в гребенские станицы, большей частью в семьи знакомых казаков, чтобы они учились разговорному русскому языку. Передовые представители местной интеллигенции не осуждали, а приветствовали и поддерживали эту систему, как одну из форм сближения с русской культурой, отмечая, что местные народы «изучение русского языка и грамоты считают делом, безусловно, необходимым»... Известный чеченский этнограф XIX века Лаудаев до поступления в Петербургский кадетский корпус в 1820-х изучил русский язык в станице гребенских казаков. В свою очередь казаки направляли своих детей к горцам-кунакам в чеченские села для обучения чеченскому языку.
Терские казаки позаимствовали у кавказцев несколько национальных блюд: калд-дятта - смесь творога с топленым маслом; чурек - пресный хлеб, лепешки с начинкой из сыра или овощей. Терские казаки прекрасно играли на кавказских музыкальных инструментах: зурна, свирель, горская двухструнная балалайка, барабан. Не только мелодии горских песен, но и танцы были восприняты казачеством. Возникший в станице Наурской темпераментный танец Наурская лезгинка стал «национальным» танцем терских казаков. Дружественные связи с чеченцами нашли свое отражение и в песенном творчестве гребенских казаков.
Специалисты уверяют, что все это способствовало не только русско-чеченскому сближению и укреплению разносторонних связей, но и экономическому и духовному развитию окраины России, частью которой считалась Чечня». (Тимур Уцаев «Истоки чеченского кодекса чести»
http://www.groznyinform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=37973).


Четвертое правило – «Уважение к женщине»

Одна из чеченских пословиц гласит: «Джигит без сестры, словно орел без одного крыла».
В другой пословице особо подчеркивается положение женщины в чеченском обществе: «Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится весь народ».
Эта пословица, как и сотни таких же пословиц и поговорок, говорит о том, на каком высоком уровне стоит женщина в кавказском обществе. Женщина - она и мать, и сестра, и жена, и дочь. Все они уважаемы и оберегаемы каждым кавказским мужчиной. Обидеть одну из них, значит нанести кровную обиду всему роду.
«Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к враждующим — это действовало как запрет на междоусобицу.
По традици мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи — с грабителем, диким зверем… Мужчина шел впереди своей женщины и был готов в любую минуту защитить ее.
Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым.
Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай».( Елфимов В.О. «Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60). № 2. 2008 г. С. 274-276. 
http://chechenlaw.ru/?p=586).

О статусе женщины в обществе говорят и хадисы Посланника Аллаха:

«Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо». (Аль-Бухари и Муслим)
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (ат-Тирмизи)
«Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена». (Муслим)
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак), каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». (Аль-Бухари; Муслим)
Наилучшим примером уважения к женщинам является Пророк Мухаммад (С.а.С.), который даже после кончины своей жены не переставал оказывать уважение ее родственникам и друзьям.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ни к кому из жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, я не ревновала его столь сильно как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я никогда в жизни не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи, и тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!”, - а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то и были у меня от неё дети». (Аль-Бухари; Муслим)
А разве в соответствии с «золотым правилом», с которым пришли в этот мир все Пророки, и в частности Пророк Мухаммад (С.а.С.), мы не должны желать другим того же?! Значит, с таким же уважением и почетом мы должны относиться ко всем женщинам: матерям, сестрам, женам и дочерям,
независимо от национальности, вероисповедания и географии нашего проживания. Чеченец! Помни, где бы ты ни был, ты представляешь не только свою семью и свой род, но и весь чеченский народ, весь Кавказ! А значит, по твоему поведению будет оцениваться вся наша культура. Помни, что о поведении наших предков, их благородстве слагали стихотворные и прозаические произведения великие русские и мировые писатели: Лермонтов, Пушкин, Толстой, Дюма и т.д.
Разве мы не являемся детьми своих отцов? Если да, то не пора ли нам восстановить доброе имя наших предков?! Вести себя так, чтобы и про нас слагали поэмы, воспевали бы нас как людей чести, а не как жуликов, бандитов и террористов.
Одна из чеченских пословиц гласит: «Ледар тяхено шей дей бюца», - «Плохие отпрыски кичатся подвигами своих отцов».
Приведем некоторые высказывания и примеры поведения чеченцев из истории Большой Кавказской войны 19 века.
«Чеченцы, как мужчины, так и женщины чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономия их, в особенности глаза, выразительны. В движениях чеченцы проворны, ловки, по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют французами Кавказа».(Берже).

«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар божий и труд человека", - говорили они... И это правило горского "разбойника" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели ее...»(А.А. Бестужев-Марлинский в "Письме доктору Эрману")

«Поведение горцев было непонятным для тех, кто привык к постулату "на войне как на войне". В связи с этим другой участник событий 1917 - 1920 г. г. Д.З. Корнев писал: "Во многих аулах было совсем иное отношение к пленным, чем представлялось русским. Две подруги, девушки казачки Ефросиния Походнева и Ольга Уськова, отказались вернуться из плена. Родные девушек и возбужденная толпа, собравшиеся на окраине Грозного, конечно, не поверили этому. Чеченской делегации пришлось привезти девушек к Алдынскому кургану. С ними приехал и жених Ефросинии Походневой - чеченский офицер. Подруги подтвердили представителям русских, что они остаются жить в чеченском ауле, пока не установится мир между русскими и Чечней. Были и другие случаи, когда пленные женились на чеченках и вообще предпочитали жить и работать в Чечне». (Д.З. Корнев. Революция на Тереке. Орджоникидзе, 1967, стр. 263).

«Вот еще один интересный случай… Случай этот произошел весной 1918 года в Чечне. Русские, выдворившие чеченцев из Грозного, были осаждены там горцами и обстреливали близлежащие аулы из пушек. Скоро чеченцам удалось, разоружив Веденский гарнизон русских, отнять у них 19 орудий… чеченцы использовали их исключительно для того, чтобы заставить русских перестать разрушать аулы. В те дни С.М. Киров писал: "Если чеченцы вздумают покончить с Грозным, то могут сделать это в несколько минут. Им стоит только выпустить несколько снарядов по нефтяным и бензиновым бакам и от Грозного останется один пепел». ("Донские известия", 24 апреля 1918 года).
Но чеченцы не сделали этого. Потому что никакая обида не могла заставить…чеченца подвергнуть опасности мирное население...
«Обращаясь к горцам Северного Кавказа, заместитель атамана Терского казачьего войска есаул Медяник признавался: "Мы, казаки, привыкли уважать в вас и благородство характера и ваши чувства, когда бились с вами как с противником». ("Каспий", 17 мая 1917 года).
А русские классики, не скрывая своего изумления, воспевали благородные черты характера вроде бы "дикого" горца. Даже царь Александр Второй, самодержец, не скрывал своего изумления перед всем этим, приказывая каждому проезжавшему через Калугу русскому дворянину, обязательно совершить визит почтения к плененному вождю горцев Шамилю…
Газета "Молот" в 1919 году писала: "Дагестанцы дерутся яростно, подбадриваемые своими муллами, которые идут впереди бойцов с пеним религиозных гимнов, имея белые повязки на рукавах". (31 июля 1919 года). Турецкий офицер Гусейн эфенди, по волею судьбы оказавшийся среди чеченцев, не скрывал своего изумления и восхищения. "Горцы, воюя с русскими,...стоят беспрерывно в боях, - писал он. - Не получая ни денег, ни продовольствия,- ничего в буквальном смысле. Я боюсь Аллаха не сказать правды, что горцы в особенности шатоевцы стоят много. Им не страшен ни враг, ни мороз и ни бедность, по первому моему клику выступают в поход. Если мы их не поблагодарим, то Аллах их поблагодарит. Я турок, но они чеченцы, и за веру стоящие. Смело скажу, не видел ничего подобного... от горцев никогда не оторвусь". (жур. "Полюс" N2 (10) май 2000 г. Азерб. Статья кандидата исторических наук А. Геюшева "Рыцарство и героизм моджахедов в борьбе за независимость народов Северного Кавказа" стр. 35-37.)




Пятое правило – уважение к соседям

Одним из важных аспектов жизни горцев Кавказа являются добрососедские отношения. Институт куначества всегда существовал у чеченцев по отношению к представителям иных этнических групп, о чем свидетельствуют и пословицы посвященные этой теме:
«При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?» При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?»…
Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело заканчивают именно добровольные помощники.
Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа — его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом он идет выражать соболезнования.
«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа — несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость».( «Чеченский кодекс -Нохчалла» - «Взаимопомощь и взаимовыручка» (статья 3) 
http://chechenlaw.ru/?p=375)

Что касается отношения к соседям в исповедуемой чеченцами религии - ислам, то Всевышний Аллах (Хвала Ему) возложил обязанность поддерживать с ними хорошие отношения. Одним из величайших примеров этого является Пророк Мухаммад (С.а.С.). 

Аллах Всевышний сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит». (“Женщины”, 36)

Передают со слов Ибн Умара и Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников. (Аль-Бухари; Муслим)
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (мне): “О Абу Зарр, когда будешь варить бульон, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях». (Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул:
«Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!” (Его) спросили: “Кто, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла». (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
«Не войдёт в рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренеберегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если речь идёт всего лишь об овечьем копыте». (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание». (Аль - Бухари; Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу». ( ат-Тирмизи)
Рассказывают, что по соседству с Пророком жил один иудей, который ежедневно выбрасывал свой мусор во двор Пророка. Пророк Мухаммад (С.а.С.) смиренно убирал этот мусор, не говоря иудею ни слова. Так продолжалось в течение большого срока. Иудей заболел, и Пророк посетил больного с целью пожелать ему скорейшего выздоровления. Этот поступок Пророка так удивил соседа, что тот безропотно признал Пророка Мухаммада (С.а.С.) Посланником Аллаха и принял ислам.
Этот пример Пророка Аллаха говорит нам, что наши прекрасные обычаи должны соблюдаться не только по отношению кземлякам, но и по отношениюк представителям любой нации и вероисповедания. Мы не должны забывать о наших традициях и обычаях, когда выезжаем за пределы Республики, в этом случае мы увидим не только уважение к себе со стороны наших соседей, но и тех, кто враждовал с нами.
В качестве примера хотелось бы привести еще один случай, произошедший со мной во время проживания в Грузии. Однажды я ехал в автобусе с одним чеченским товарищем. Обычно мы вставали, когда в него заходили взрослые грузины и уступали им место. У грузин также некогда существовал этот обычай, то есть мы их воспринимали как своих, как носителей общей культуры. В один из таких дней в маршрутку вошла женщина, судя по внешнему виду, она была русская, я как обычно встал и уступил ей место. Но мой товарищ пытался меня удержать, говоря: «Да она русская все равно не поймет, у них нет таких обычаев».Типичное заблуждение в поведении некоторой части молодежи считать, что не следует соблюдать обычаи в отношении инородцев. Эта женщина вышла вместе с нами из маршрутного автобуса и спросила меня: «Вы чеченец?» Я ответил: «Да!» Стоявший рядом со мной мой земляк сказал: «Я тоже чеченец!». А эта пожилая женщина сразу отреагировала: «Нет ты не чеченец. Я всю жизнь жила в Чечне, пока не началась война. Чеченцы уважают старших, независимо от их национальности».
Известный чеченский писатель и общественный деятель С-Х. Нунуев рассказывает об одном из прекрасных проявлений благородства чеченцев.
«Конец семидесятых годов. Серединазимы. Я тогда ездил на служебном совхозном внедорожнике УАЗ – 469.
В то утро пожилой родственник, извиняясь, попросил меня съездить вместе с ним в дагестанское село Ботлих, на тезет (похороны). Ему сообщили, что умер старший брат его давнишнего приятеля – андийца.
Дорогу в Ботлих, серпантином поднимающуюся высоко в горы, в сторону озера Кезеной Ам и аула Макажой, а потом сворачивающую налево в сторону ущелья реки Андийское Койсу, зимой нередко заносило снегом. Поэтому на перевале был создан пост дорожной службы. Работники поста бульдозерами расчищали дорогу от снежных сугробов, лавин, оползней, камнепадов.
Мы с дядей собрались в дорогу рано утром, когда еще было темно. Холодное зимнее солнце начало выглядывать из-за хребтов, когда мы были в Харачое, у подножья большой горы.
Поднявшись чуть выше середины горы, мы вынуждены были остановиться: часть дороги была завалена снежной лавиной. Дорожный пост находился выше, и оттуда не слышно было шума работающего бульдозера. Мы решили подождать пару часов.
Время тянулось медленно. Стояла абсолютная тишина. Лишь ближе к полудню за нами остановилась еще одна машина, кажется, Камаз. Посоветовавшись с водителем грузовика (он часто ездил по этой дороге), мы поняли, что, возможно, придется заночевать здесь же. Перспектива была не из приятных, и я предложил старику поехать обратно, подождать, пока расчистят дорогу, а потом спокойно съездить туда и обратно. Старик возразил. Он попросил меня поехать обратно. Сам он собирался тут же отправиться дальше в путь один пешком. Я не понимал, спрашивал, что изменится, если задержимся на пару дней? Ведь мертвый все равно не воскреснет…
Дядя, очевидно, обиделся, но виду не подал. Он начал объяснять: «Понимаешь, я ведь не просто его старый друг, я нохчо! (чеченец). Андийцы всегда уважали нас, а мы – андийцев, потому что умели искренне дружить. Они всегда ценили в нас «нохчалла»!
Я спросил: «Ваша, а что такое нохчалла?» Старик быстро ответил: «Вот если я сейчас не поверну обратно, пойду пешком, дойду хотя бы ночью и выражу своему приятелю соболезнование – это будет в духе нохчалла! Ты за меня не беспокойся, мы, чабаны, народ живучий. Доберусь, не пропаду!»
Отговаривать старика было бесполезно. Я отогнал машину к краю пропасти, чтобы она другим не мешала, хлопнул дверью и пошел со стариком в своих не очень приспособленных для такого зимнего марш-броска ботинках.
Когда мы дошли, было уже совсем темно.
Андиец, вытирая слезы, которых не мог удержать, горячо обнимал нас и дрожащим от волнения голосом говорил: «Я теперь вижу, что не остался без братьев!»
В ту ночь, знаю, моя душа обрела частицу чего-то совершенно бесценного, несравнимого ни с какими материальными благами на этой земле. Такие обретения и должны составлять истинный смысл жизни подлинного мусульманина, вайнаха, носителя идеологии Нохчалла!» (С-Х. Нунуев «Путь на тезет (похороны)» 
http://www.nohchalla.com/etika/rasskazy-nohchalla/1504-put-na-tezet.html)

Рассказывают, что в своем донесении в ставку Верховного главнокомандующего, царский генерал Ермолов писал о чеченцах, что мол сам чеченский народ по количеству не очень большой, однако, к ним присоединяются представители соседних народов и племен, за счет чего чеченцы значительно увеличились. Отчасти это является истиной, ибо благородство чеченцев пленяло своей красотой представителей соседних народов, они переселялись в Чечню, принимали местный язык, традиции и обычаи. Таким образом, среди чеченцев зарождались новые «тейпы». В этой связи интересна история, рассказанная Алиевой Айной Хамзатовной (1941 года рождения), повествующая о том, как благородство чеченцев притягивало к себе соседние народы.
«Наши предки были родом из Дагестана из селения Ичинчали. Испокон веков считалось, что представители нашего рода были искусными военачальниками и религиозными деятелями. История гласила, что наши предки пришли на Кавказ с Ближнего Востока с арабскими завоеваниями. Впоследствии они ассимилировались с местным населением. Так получилось, что нашему отцу пришлось переселиться в Чечню. Было это во времена Имама Шамиля. Отец так нам и не рассказал, что стало причиной нашего переселения, то ли это была кровная месть, то ли наша семья была втянута в круговорот политических событий тех времен. Я лишь слышала тайный разговор старших, будучи еще ребенком, что якобы мужчины из нашего рода, ограбили некий фаэтон с деньгами и передали деньги Имаму Шамилю, в результате им пришлось скрываться от царских властей в Чечне.
Сначала мы жили в Ведено, в то время там находилась военная ставка Имама Шамиля. После мы жили в Шалях, а в канун выселения в 1944 году в Урус-Мартане. Наш отец Хамзат был очень влиятельным и уважаемым человеком в селе, и потому к нам перед выселением заселили офицера в качестве иждивенца. Такие поселенцы в тот год были у каждой чеченской семьи. Офицер сдружился с нашим отцом, узнав, что мы являемся выходцами из Дагестана, поведал ему о планах выселения чеченцев и предложил поменять документы, где было бы написано, что мы аварцы. Моя Мать Хазу рассказывала, что на это мой отец ответил: «В самые тяжелые годы для нашей семьи мы нашли убежище в Чечне, и никто никогда за все это время не упрекнул нас на этой земле ни в чем и ничем не обидел. Я хотя и рожден был в Дагестане, но по своему духу являюсь чеченцем, а мои дети рождены чеченцами, и Чечня их родина. Я лучше умру на чужбине, будучи чеченцем, чем буду жить у себя на родине, будучи аварцем». Мой отец был искренен в своих словах, и он действительно умер на чужбине в Средней Азии, не уронив чести чеченца, которым он был не по рождению, а по своему духу».

Мудрость народа свидетельствует, что добро или зло, некогда совершенное нами, возвращается сторицей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Новости Классный час в 11а кл

Новости Классный час в 11а кл

Чеченец свято оберегает свою репутацию, не позволяет предосудительного поведения

Чеченец свято оберегает свою репутацию, не позволяет предосудительного поведения

Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла

Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла

Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем

Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем

Старше его по возрасту, а станет справа или впереди от него; – не перейдет дорогу

Старше его по возрасту, а станет справа или впереди от него; – не перейдет дорогу

Оьзда стаг» - благородный человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!

Оьзда стаг» - благородный человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!

Къонах» нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряет самообладания, не выходит из себя и не впадает в отчаяние

Къонах» нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряет самообладания, не выходит из себя и не впадает в отчаяние

Лишь на искреннем почитании местных традиций и поиске позитивных примеров можно сформировать доброе отношение к своему народу

Лишь на искреннем почитании местных традиций и поиске позитивных примеров можно сформировать доброе отношение к своему народу

Это главное правило, которым должен руководствоваться каждый молодой человек

Это главное правило, которым должен руководствоваться каждый молодой человек

В ответ им он сказал: “Поистине, я слышал, как посланник

В ответ им он сказал: “Поистине, я слышал, как посланник

Родители живут вместе с одним из сыновей

Родители живут вместе с одним из сыновей

Передают, что перед началом общей молитвы

Передают, что перед началом общей молитвы

То ли некоторые казаки от чеченцев, то ли некоторые чеченцы от казаков

То ли некоторые казаки от чеченцев, то ли некоторые чеченцы от казаков

Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися

Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися

Лермонтов, Пушкин, Толстой, Дюма и т

Лермонтов, Пушкин, Толстой, Дюма и т

Турецкий офицер Гусейн эфенди, по волею судьбы оказавшийся среди чеченцев, не скрывал своего изумления и восхищения

Турецкий офицер Гусейн эфенди, по волею судьбы оказавшийся среди чеченцев, не скрывал своего изумления и восхищения

Аллах и да приветствует, сказал: -

Аллах и да приветствует, сказал: -

Типичное заблуждение в поведении некоторой части молодежи считать, что не следует соблюдать обычаи в отношении инородцев

Типичное заблуждение в поведении некоторой части молодежи считать, что не следует соблюдать обычаи в отношении инородцев

Рассказывают, что в своем донесении в ставку

Рассказывают, что в своем донесении в ставку
Скачать файл