Что делать с ошибками в тетради?
Ох, сколько ошибок закрадывается в тетрадь к школьнику! Казалось бы, невелика беда, ан нет - смысл слов зачастую меняется. Вот пример.
ГОРОЖАНЕ, ГОРОЖАНЕ
В ГОРОДАХ всегда живут,
На работу и с работы
Вдоль по улицам снуют.
ГАРАЖАНЕ, ГАРАЖАНЕ
В ГАРАЖАХ все дни торчат,
На машины променяли
Жён, детишек и внучат.
Если взялся ты за ручку,
То подумай, не спеши,
А не то людей поселишь
Ты навечно в гаражи.
Совет, конечно, хороший – «ты подумай, не спеши», но как это сделать?
Есть разные типы ошибок, но, наверное, самыми частыми являются ошибки на безударные гласные и парные согласные. Подробнее на сайте
Как научить ребенка правильно писать слова? Да, конечно, надо знать правила, но правила тоже могут быть разными. И само по себе знание правила не гарантирует написание слов без ошибок.
Чтобы ребенок писал без ошибок необходимо несколько составляющих – орфографическая зоркость, хорошая зрительная память и только потом правило, и не столько знание правила, сколько умение применять его на практике.
И важное дополнение – чем больше читает ребенок, тем меньше ошибок у него в тетрадях!!!
А если ребенок уже написал слово с ошибкой, что делать? Как сделать работу над ошибками?
Для того, чтобы проработать ошибку и закрепить правильное написание слова, недостаточно просто выделить ошибку или прописать слово 10 раз. Необходимо проработать это слово.
Один из вариантов работы над ошибками:
Выделить ошибку.
Найти проверочное слово.
Придумать ассоциации фонетические или графические, которые помогут запомнить нужную букву.
Поиграть со словами, подобрать слова-родственники и записать их, делая акцент на проверяемой букве.
Очень хорошо предложить ребенку еще несколько слов на это же правило, чтобы он подобрал нужную букву. Причем, сделать это можно как письменно, так и устно.
Ошибки сами по себе не исчезают, с ними необходимо работать и делать это можно интересно и легко, если использовать ассоциативный подход.
Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать?
Хорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря зрительной памяти, запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.
А что делать, если у ребенка нет такого умения? Ведь чаще получается наоборот - ребенок и правила орфографии знает, а пишет всё равно неправильно. Как научить ребенка видеть потенциальные ошибки в слове и писать правильно?
Давайте подумаем, когда в слове можно допустить ошибку? Каждая буква может быть в двух позициях - сильной, когда она четко слышится, и слабой, когда слышится нечетко. Если мы научим ребенка видеть слабую позицию буквы в слове и находить верное решение, то поможем избежать многих ошибок в словах.
Все мы из детства знаем много сказок про бабку Ежку. То она Иванушку украдёт, то разные пакости сказочным героям устроит. Но это всё в сказках происходит. Да вот оказывается, что и стране букв завелось подобное создание - Буквоёжка. Эта Буквоёжка маленькая-маленькая, её никто толком и не видел, а вреда школьникам приносит ой, как много. Это из-за неё в тетрадках полным-полно исправлений и ошибок.
Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.
А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.
А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.
Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.
Слабые буквы мы нашли. А что дальше? Как проверить, какую букву надо писать? Для этого есть правило, которое надо знать, чтобы не ошибиться.
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.
Согласные. Согласные не бывают под ударением или без ударения, но они тоже могут быть слабыми и легко поддаваться превращениям Буквоёжки. К счастью, Буквоёжка и здесь может одолеть не все буквы, а только парные согласные Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш. И подобраться к этим буквам, чтобы заколдовать-изменить их, можно только в двух случаях - если буква стоит в конце слова или после неё стоит согласная. Например, в слове ноЖ букву "Ж" Буквоёжка всегда заменит на "Ш", а вот в слове ноЖик не сможет, потому что после Ж стоит гласная и не даёт возможности заколдовать букву Ж. В слове пироЖки букву обязательно заколдует Буквоёжка, потому что после неё стоит согласная, а вот в слове пироЖок не сможет, здесь гласная не позволит это сделать. Потренируйся находить такие слабые буквы в тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы, которые может заколдовать Буквоёжка.
А как узнать, какую всё-таки букву надо писать ? Вспомним правило русского языка:
Звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй.
Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.
Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.
Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.