1 3 1
– Кроме знаков на конце, у предложения есть ещё ряд признаков.
Вспомните их (куда нужно заглянуть, если забыли?) и задайте вопросы для определения темы урока.
– Как устроено предложение (из чего состоит)?
– Как связаны в нём слова?
– Как оформляется предложение на письме?
– Как правильно произносить предложение в устной речи?
– Все ли вопросы мы рассматривали на уроках?
– Как думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?
Тема урока как цель:
«Обобщить всё, что узнали о предложении и чему научились».
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Из чего состоит предложение?
2. Связь слов в предложении.
3. Оформление предложения на письме.
4. Знаки препинания в конце предложения.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Русский язык
Предложение
Урок 15 (12).
Тема: Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)
Цель:
– развитие умений построения и оформления предложений;
– развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка – предложении.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь. 4 3
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Послушайте стихотворение А. Шибаева. Поставьте нужный знак после
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
1прочтения каждого отрывка.
1. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка.)
2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак.)
3. Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какимито далёкими
Туманными намёками… (Многоточие.)
4. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца! (Восклицательный знак.)
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1 3 1
– Кроме знаков на конце, у предложения есть ещё ряд признаков.
Вспомните их (куда нужно заглянуть, если забыли?) и задайте вопросы для
определения темы урока.
– Как устроено предложение (из чего состоит)?
– Как связаны в нём слова?
– Как оформляется предложение на письме?
– Как правильно произносить предложение в устной речи?
– Все ли вопросы мы рассматривали на уроках?
– Как думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?
Тема урока как цель:
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
© ООО «Баласс», 2012
2«Обобщить всё, что узнали о предложении и чему научились».
– Составим план урока.
познавательную и личностную
рефлексию.
План (примерный)
1. Из чего состоит предложение?
2. Связь слов в предложении.
3. Оформление предложения на письме.
4. Знаки препинания в конце предложения.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Повторение.
Совершенство
вание речевых и
правописных
умений.
I. Блицопрос по теме. 1 3 3 1
1. Задание 1 из раздела учебника «Это ты знаешь и умеешь».
Работа по рядам: ученик с 1го ряда читает начало – заканчивает
ученик со 2го ряда. Затем ученик со 2го ряда читает – заканчивает
ученик с 3го, ученик с 3го читает – с 1го отвечает, с 1го читает – со
2го отвечает и т.д.
2. Проверка упр. 11 («Дидактический материал»).
Один ученик из класса читает предложение, другой на доске
записывает нужный знак препинания в конце предложения.
П. Проверка задания №9 из Рабочей тетради.
Аналогичная работа: один ученик читает по предложениям текст о
Калуше, другой записывает нужный знак препинания в конце каждого
предложения.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
33. Задание №2 из раздела учебника «Это ты знаешь и умеешь».
Ученики по цепочке читают предложения. Затем работа по
вариантам:
I вариант записывает в тетрадях первое предложение из учебника,
II вариант – последнее. Проверяют, обменявшись тетрадями.
4. Вспомнить и прочитать скороговорку. Учитель может предложить
скороговорки сам по группам:
У осы не усы, не усищи, а усики.
Шакал шагал, шакал скакал.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
II. Работа по учебнику. 1 3 4
1. Упр. 27 – развивается умение конструировать предложения (реплики
диалога) с опорой на картинки и схемы и интонационно выразительно
их читать. Дети работают в парах, затем разыгрывают придуманные
ими диалоги.
2. Упр. 28 – развивается умение составлять предложение из слов,
связывать слова по смыслу. Записывать предложения не надо, так как
в них встречаются знаки препинания, ещё не знакомые детям.
Комментарий учителя здесь будет лишним.
Словарноорфографическая работа.
Запись слов сказ, сказка, рассказ в тетрадях.
– Что общего у этих слов? (Один корень, близкое значение – «чтото
сказывается, рассказывается».) Выделите корень.
– В чём разница между ними? (Сказ – повествование, ведущееся от лица
© ООО «Баласс», 2012
4рассказчика, сказка – повествование (рассказ) о вымышленных героях и
рассказ – повествовательное
событиях, часто с волшебством;
произведение небольшого размера, художественное изложение событий.)
– Подчеркните опасные места в слове рассказ.
– Объясните с опорой на состав слова рассказ написание в нём 2 букв С.
Запишите в квадратных скобках звуковой состав слов сказ и сказки –
[скас], [скаск,и].
Один или два ученика выполняют на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно написать звуковой состав?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Дополнительный материал к уроку: упр. 15, «Дидактический
материал».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ТОУУ
ΙV. Итог урока.
Выполнение задания №10 в Рабочей тетради: ученики дописывают
нужные слова и предложения. Данное упражнение развивает умение
применять теоретические знания о предложении в конкретной
© ООО «Баласс», 2012
5языковой ситуации. Это упражнение на этапе подведения итогов
может быть выполнено устно, ученики могут проверить ответ по
ключу в приложении. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТОУУ
V. Домашнее
задание.
Н. Упр. 2 из раздела «Это ты знаешь и умеешь» – написать все
предложения, кроме первого и последнего.
П. Дополнительно к 1му заданию: подобрать по одной загадке и
пословице и записать в тетрадь.
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
© ООО «Баласс», 2012
6