Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы); – формировать умение узнавать слово по его лексическому значению; – формировать умение подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Символы: * – задания повышенного уровня. Ι. Актуализация знаний. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. ΙΙI. Развитие умений – применение знания. ΙV. Итог урока. V. Домашнее задание. Деятельность учеников: – развитие умений толковать слово; – разграничивать разные значения одного и того же слова; – узнавать слово по его лексическому значению.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur2.doc
Русский язык Урок 2. Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) Цель: – формировать умение толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы); – формировать умение узнавать слово по его лексическому значению; – формировать умение подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Символы: * – задания повышенного уровня.  Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – Как вы думаете, какие секреты есть у русского языка? (Как предметы  получают названия, как пишутся разные слова, как правильно сказать и  почему так будет правильно, как правильно обратиться или спросить о  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; © Баласс, 2012 1II.  Формулирование проблемы,  планирование  деятельности. чём­то и т.д.) – Что значит беречь свой родной язык? (Говорить правильно, не  употреблять грубых слов, выбирать самое точное, нужное слово в речи и  т.п.) Словарная работа.  5 – Как вы думаете, что главное в языке? (Это слова.) В них заключены наши представления об окружающем мире. Посмотрите на эти слова (на доске  записаны слова или на слайде №2 презентации): лимон, яблоко,  ромашка, василёк, слива. Задания: 1. Разделите эти слова на группы (слайд №3). 2. Назовите признак, по которому разделили слова. 3. Запишите в тетрадях только названия фруктов. 4. Поставьте ударения, подчеркните буквы безударных гласных. 5. Представьте эти фрукты и расскажите, чем они отличаются. 6. Попробуйте продолжить определения: Лимон – плод … (продолговатый, жёлтого цвета, кислый на вкус). Яблоко – плод… (круглый, красного, жёлтого или зелёного цвета кисло­ сладкий). Слива – плод … (синего цвета, с нежной мякотью). – А теперь я записываю на доске слово влура. – К какой группе слов его можно отнести? Почему? (Слайд №4.) – Что должно быть у слова, чтобы мы его поняли? (Смысл, значение.) – Сравните записанные слова: лимон, яблоко, ромашка, василёк,  слива, влура. 4) на основе анализа объектов  делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. © Баласс, 2012 2– Предположите, какой будет тема урока. (Слова, имеющие значение,  смысл.) Запись на доске темы урока: «Значение слова». (Слайд №4.) – Задайте вопросы по теме урока. – Что такое значение? – Какие слова имеют значение? – Сколько у слова может быть значений? (Учитель вопросы записывает на доске.) – Составим план урока. План (примерный). 1. 2. 3.       – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? Что такое значение слова? Толкование слов. Предугадывание слов. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре и  группах. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания. 1. Беседа на основе изученного в 1­м классе. – Что такое значение слова? (То, что обозначает слово, его смысл.) – Если не знаешь, что обозначает слово, как об этом узнать? (Спросить у  товарища, родителей, учителя, обратиться к словарю – самой умной книге, которая всё знает.) – Какие слова имеют значение? Вспомните, почему не могли ничего  сказать о слове влура? (Значение имеют слова, которые мы понимаем,  знаем, что они называют в окружающем нас мире.) (Слайд №5.) Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; © Баласс, 2012 3– Когда я произношу слово слива, все ли подумали об одном и том же –  вкусном, сочном плоде? Представьте, что мы оказались в плодовом  саду… – Какое ещё значение может иметь слово слива? (Слива – это дерево, на  котором растут плоды – сливы.) – Сколько же значений может быть у слова? (Одно или два.) 2. Работа по учебнику.   4   6 а) Упр. 1 – развитие умения толковать значения слов школа, ученики,  класс. (Слайд №6.) б) Упр. 2 (на развитие механизма антиципации) – развитие умения  определять (предугадывать) разные значения у одного и того же слова  – язык. (Слайд №7.) – Как вы думаете, почему авторы предлагают нам подумать именно над  словом язык, а не над каким­то другим? (Мы говорим на русском языке,  изучаем такой предмет на уроках.) Работа над словом язык в «Орфографической тетради» (с. 52). * Чтение текстов «Что на свете может быть лучше языка?» и «Что на  свете может быть хуже языка?» из учебника «Детская риторика», 2­й  класс, часть 2. – О каком языке говорит Эзоп? (О языке общения.) в) Упр. 3 – развивается умение разграничивать разные значения слова  язык. – В каких предложениях говорится о языке как средстве общения,  выражения мыслей и понимания между людьми? (1­е и 5­е предложение,  упр. 3.) – В каких предложениях говорится о языке в тех же значениях, которые  3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. © Баласс, 2012 4есть у слова язык в басне Эзопа?                                                                       3. Выполнение задания «Рабочей тетради», 2­й класс, тема 1, №8  (соотнеси пословицу со словом язык и определи её значение). (Слайд № 8, 9.) 4. Дополнительный материал к уроку.   5 Развивается умение разграничивать разные значения слов и  фразеологических сочетаний (пословиц и поговорок). Не нахожу слов – не в состоянии ничего сказать от волнения,  возмущения. Слова не добиться – трудно вызвать на разговор. Двух слов не свяжет – не может понятно излагать свои мысли. Не давши слова крепись, а давши – держись – нужно сдерживать свои  обещания. Работа в группах.  4 Пословицы и их значения разделены и перемешаны, задание даётся  либо на группу, либо одним группам – пословица, а другим – толкование значений. Подбирается к толкованию пословица или к пословице  нужное толкование (можно попеременно). Задание классу. – О словах и их значениях существует много пословиц и поговорок. Перед вами пословицы о словах и их значения. Вам нужно соединить их  правильно. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) © Баласс, 2012 5ΙV. Итог урока. – Ответьте на вопросы, которые записаны на доске. – Что такое значение? – Какие слова имеют значение? – Сколько у слова может быть значений? – А сколько значений у слова язык?   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТООУ V. Домашнее  задание. Н.* Записать одну пословицу со словом язык. П. Записать два предложения со словом язык в разных значениях. Деятельность учеников: – развитие умений толковать слово; – разграничивать разные значения одного и того же слова; – узнавать слово по его лексическому значению. © Баласс, 2012 6

Посмотрите также