Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания). 4 2 На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед. Вопросы и задания к ним: – Запишите эти слова в тетрадях. – Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.) – Укажите значение каждого слова. – Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.) – Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из домашней работы. – В каком значении употреблено слово язык в вашем примере? – Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо владеющий словом, говорящий бойко, метко, точно, смело.) – – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова языковой? (Через слово язык: связанный с языком – языковые умения, языковое чутье, языковые группы и др.) – А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только говорит и общается с помощью языка.) – Выделите корень у записанных слов.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur3.doc
Русский язык Урок 3. Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.) Цель: – развитие умений подбирать к слову однокоренные слова, разграничивать разные значения одного и того же слова; – расширение активного и потенциального словарного запаса на основе работы с однокоренными словами, разными  значениями многозначного слова. Символы: Н – необходимый уровень;   П – программный уровень;   М – максимальный уровень. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Повторение.  Формулирование проблемы,  – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  в виде схемы; © Баласс, 2012 1планирование  деятельности. – Напишите слова «Классная работа». 1. Чистописание.  3 – С чего начнём урок? (С чистописания.) Запись под диктовку за учителем:  Берегите наш прекрасный русский язык. – О каком языке говорится в предложении? (О русском, родном языке, на  котором говорят с детства.) – Вспомните, что значит «беречь язык»? (Не засорять грубыми словами, не обзываться, правильно писать и говорить.) – В каком значении употреблено слово язык в этом предложении? (Язык как общение, хорошее, чистое слово, выражение.) 2. Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания).  4   2 На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед. Вопросы и задания к ним: – Запишите эти слова в тетрадях. – Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.) – Укажите значение каждого слова. – Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.) – Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из  домашней работы. – В каком значении употреблено слово язык в вашем примере? – Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо  владеющий словом, говорящий бойко, метко, точно, смело.) –   – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова  языковой? (Через слово язык: связанный с языком – языковые умения,  3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа объектов  делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и личностную © Баласс, 2012 2языковое чутье, языковые группы и др.) – А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только  говорит и общается с помощью языка.)     – Выделите корень у записанных слов. – Чему учились? – Как назывался этот этап урока?  3. Формулирование темы и цели урока. 3 – Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Однокоренные  слова. Значение слова.) – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? – Составим план урока. План (примерный). 1. Наблюдение над однокоренными словами. 2. Наблюдение над многозначными словами. 3. Подбор многозначных слов. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре. . Развитие  ΙΙ умений –  применение  Работа по учебнику.  3   3   5 Упр. 4 – развивается умение детей устанавливать границу своего  знания, работать с информацией. – Почему слово язык выделено в упражнении три раза? (Имеет разные  Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  © Баласс, 2012 3эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности. знания. значения.) – В каких значениях употреблено слово язык? – Назовите другие слова, однокоренные со словом язык. Как вы их  обнаружили? (Выделены жирным шрифтом, связаны по смыслу со словом  язык.) – Сколько значений у слова языкознание? (1.) – А сколько – у слова язычок? (3.) – Можно ли понять, в каком значении употреблено слово язычок, если не  добавлять к нему других слов – у малыша, у колокольчика, у ботинка? – Что обозначает слово язычок в каждом из названных сочетаний? (Орган во рту, металлический стержень внутри колокольчика, верхняя  отгибаемая часть ботинка.) Упр. 5 – развивается умение анализировать значения слов и  обнаруживать сходство у разных значений одного слова. При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на два  плана содержания стихотворения – конкретно­предметный  (ботинок) и образный (котёнок), которые поддерживаются  тематическим рядом слов: ботинок, язычок, чёрный, с одной  стороны, и лакает, язычок, молочко – с другой. – Чем похожи язычок ребёнка или котёнка и язычок ботинка? (Вытянутой  формой и возможностью двигаться, перемещаться.) П. – Запишите слово груша. Придумайте сочетания, в которых слово  груша имело бы разные значения. (Вкусная, спелая груша, боксёрская  груша, резиновая груша.) На этом уровне учитель может ввести понятие многозначные слова  © Баласс, 2012 4– слова, имеющие несколько значений. М. – Самостоятельно подберите слово, которое имеет разные значения.  (Лисий хвост, хвост поезда, за ним хвост – идут следом.) – Что мы сейчас делали? 4   4 – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) ΙΙI. Итог урока. – Запишите ключевые (самые важные) слова урока. (Однокоренные слова,  разные значения слова)/(П. многозначные слова.) – Приведите примеры к этим ключевым словам. 4   4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? ТООУ IV. Домашнее  задание. Н. Упр. 6. П. Составить три предложения со словом язычок в разных значениях. Деятельность учеников: © Баласс, 2012 5– умение извлекать информацию из текста; – умение устанавливать  границы своего знания. © Баласс, 2012 6

Посмотрите также