Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания). 4 2
На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед.
Вопросы и задания к ним:
– Запишите эти слова в тетрадях.
– Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.)
– Укажите значение каждого слова.
– Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.)
– Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из домашней работы.
– В каком значении употреблено слово язык в вашем примере?
– Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо владеющий словом, говорящий бойко, метко, точно, смело.)
– – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова языковой? (Через слово язык: связанный с языком – языковые умения, языковое чутье, языковые группы и др.)
– А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только говорит и общается с помощью языка.)
– Выделите корень у записанных слов.
Русский язык
Урок 3.
Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.)
Цель:
– развитие умений подбирать к слову однокоренные слова, разграничивать разные значения одного и того же слова;
– расширение активного и потенциального словарного запаса на основе работы с однокоренными словами, разными
значениями многозначного слова.
Символы:
Н – необходимый уровень;
П – программный уровень;
М – максимальный уровень.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
Формулирование
проблемы,
– Откройте тетрадь.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
© Баласс, 2012
1планирование
деятельности.
– Напишите слова «Классная работа».
1. Чистописание. 3
– С чего начнём урок? (С чистописания.)
Запись под диктовку за учителем:
Берегите наш прекрасный русский язык.
– О каком языке говорится в предложении? (О русском, родном языке, на
котором говорят с детства.)
– Вспомните, что значит «беречь язык»? (Не засорять грубыми словами, не
обзываться, правильно писать и говорить.)
– В каком значении употреблено слово язык в этом предложении?
(Язык как общение, хорошее, чистое слово, выражение.)
2. Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания). 4 2
На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед.
Вопросы и задания к ним:
– Запишите эти слова в тетрадях.
– Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.)
– Укажите значение каждого слова.
– Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.)
– Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из
домашней работы.
– В каком значении употреблено слово язык в вашем примере?
– Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо
владеющий словом, говорящий бойко, метко, точно, смело.)
– – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова
языковой? (Через слово язык: связанный с языком – языковые умения,
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
© Баласс, 2012
2языковое чутье, языковые группы и др.)
– А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только
говорит и общается с помощью языка.)
– Выделите корень у записанных слов.
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
3. Формулирование темы и цели урока. 3
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Однокоренные
слова. Значение слова.)
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Наблюдение над однокоренными словами.
2. Наблюдение над многозначными словами.
3. Подбор многозначных слов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
. Развитие
ΙΙ
умений –
применение
Работа по учебнику. 3 3 5
Упр. 4 – развивается умение детей устанавливать границу своего
знания, работать с информацией.
– Почему слово язык выделено в упражнении три раза? (Имеет разные
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
© Баласс, 2012
3эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
знания.
значения.)
– В каких значениях употреблено слово язык?
– Назовите другие слова, однокоренные со словом язык. Как вы их
обнаружили? (Выделены жирным шрифтом, связаны по смыслу со словом
язык.)
– Сколько значений у слова языкознание? (1.)
– А сколько – у слова язычок? (3.)
– Можно ли понять, в каком значении употреблено слово язычок, если не
добавлять к нему других слов – у малыша, у колокольчика, у ботинка?
– Что обозначает слово язычок в каждом из названных сочетаний? (Орган
во рту, металлический стержень внутри колокольчика, верхняя
отгибаемая часть ботинка.)
Упр. 5 – развивается умение анализировать значения слов и
обнаруживать сходство у разных значений одного слова.
При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на два
плана содержания стихотворения – конкретнопредметный
(ботинок) и образный (котёнок), которые поддерживаются
тематическим рядом слов: ботинок, язычок, чёрный, с одной
стороны, и лакает, язычок, молочко – с другой.
– Чем похожи язычок ребёнка или котёнка и язычок ботинка? (Вытянутой
формой и возможностью двигаться, перемещаться.)
П. – Запишите слово груша. Придумайте сочетания, в которых слово
груша имело бы разные значения. (Вкусная, спелая груша, боксёрская
груша, резиновая груша.)
На этом уровне учитель может ввести понятие многозначные слова
© Баласс, 2012
4– слова, имеющие несколько значений.
М. – Самостоятельно подберите слово, которое имеет разные значения.
(Лисий хвост, хвост поезда, за ним хвост – идут следом.)
– Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙΙI. Итог урока.
– Запишите ключевые (самые важные) слова урока. (Однокоренные слова,
разные значения слова)/(П. многозначные слова.)
– Приведите примеры к этим ключевым словам. 4 4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
ТООУ
IV. Домашнее
задание.
Н. Упр. 6.
П. Составить три предложения со словом язычок в разных значениях.
Деятельность учеников:
© Баласс, 2012
5– умение извлекать информацию из текста;
– умение устанавливать границы своего знания.
© Баласс, 2012
6