Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)
Оценка 4.8

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
30.03.2018
Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)
Итоговый урок русского языка в 4 классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Цель урока: систематизировать знания о слове и его работе в речи. Повторяются все шесть портретов слова: морфологический, синтаксический, лексический, орфографический, фонемный, морфемный. В конце урока выполняется мини-контрольная работа.
Урок русского языка 4 класс.docx
Симушина Ираида Леонидовна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 8» город Можга УР Урок Русского языка (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) Схемы- инструкции для кластера Тема: Что мы знаем о слове? Обобщение. Цель: 1.Систематизировать знания о слове и его работе в речи. 2. Поставить задачи на будущее изучение слова как единицы языка. Оборудование: Учебник русского языка,, Схемы- инструкции для групповой работы, Сводная таблица (кластер) (Приложение № 2) Листы с заданиями для работы в группах № 1 Маркеры Оценочные листы (Приложение № 3) Толковые словари (4 штуки) Слово ГОРОШИНКИ Разлинованные листы для портретов слова Образцы (ответы) мини-контрольных работ Листочки с темами для жребия. Магниты Тетради. Ход урока. Орг. Момент. 1. - Итак, у нас урок русского языка. - Проверим готовность к уроку. На партах у нас должно быть: Учебник русского языка, Мои сборники упражнений, Ваши справочники, Схемы- инструкции, тетради, Маркеры Оценочные листы Зелёная паста - Откроем тетради, запишем число классная работа. 2. Целеполагание. - Какой теме посвящён последний параграф нашего учебника? (Что мы теперь знаем о слове и его работе в речи?) - т.е. как одним словом сказать, чему посвящён 7 параграф? (слову) Слово - Стихотворение «Слово о слове»  И. А. Реформатский (сын А. А. Реформатского)  Слово о слове                                      С нами 1 совсем не ново,                                    Всюду, И всё же я снова                                  Всегда  Восславлю слово.                               Слова. Слово ­                                                  Слово  Всей нашей жизни                              В жизни  Основа.                                                 Всему голова. Жить  И любить  Невозможно  Без слова.    ­ А почему  этот  параграф   авторы  сделали  последним?        (повторяем всё изученное за 4 года)   ­Значит,  сегодня мы с вами ……. (приводим ум в порядок и систематизируем  наши знания о слове?) 3. Оформление кластера на доске. - Вспомните все темы, которые мы с вами изучили за 4 года. - Сколько портретов слова можно написать (6 портретов) - Какие это будут портреты? Синтаксичес кий портрет Морфемны й портрет Лексическ ий портрет Слово Фонемный портрет Морфологическ ий портрет Орфографичес кий портрет - Как по-другому сказать, о чём этот портрет слова? Синтаксичес кий портрет Член предложения Морфемны й портрет Лексическ ий портрет Толкование слова Слово Морфологическ ий портрет Части речи Орфографичес кий портрет 2 Части слова Фонемный портрет Звуки и фонемы Орфограмм ы - Что используют художники для написания портретов людей? - Какие инструменты есть у нас, чтобы написать портрет слова на уроках русского языка? (схемы-инструкции) - Разместите схемы- инструкции к каждой теме. (6 детей выкладывают таблички) Синтаксичес кий портрет Член предложения Морфемны й портрет Части слова Лексический портрет Толкование слова Слово Фонемный портрет Звуки и фонемы Морфологическ ий портрет Части речи Орфографичес кий портрет Орфограмм ы - А написать на уроке русского языка портрет слова это значит, что мы делаем со словом? (анализируем его со всех сторон.) - Портреты словарных слов, вы вместе с родителями оформляли во 2 и 3 ем классах. Вот в такие альбомы. - Что из этих разделов входило в эти альбомы? Кто помнит? (лексическое значение, родственные слова, орфография) - А сегодня вы могли бы расширить эти страницы? - Да, знаний в вас стало больше. А мы уже всё изучили о слове или нет? - Конечно, остались секреты слов, которые вы раскроете в старших классах. 4. Обобщение систематизации знаний. (Работа в группах с консультантами) А) Объяснения хода работы в группах. - Вчерашняя ваша самооценка помогла мне выяснить кому, какие темы надо ещё доработать. Поэтому сегодня я посадила вас в группы, объединённые одной темой. 3 - Сегодня для отработки возьмём только три темы: фонетический раздел, морфемный и морфологический. - В каждой группе есть консультант, хорошо усвоивший эту тему. - Консультанты поднимите руки. - Первыми в группе работаете вы, показывая правильный разбор слова. - Затем остальные выбирают по слову из упражнения и пишут его портрет в тетрадке, объясняя группе. На это отводится 6 минут времени. - и только после этого, вся группа выполняет Мини-самостоятельную, которую по образцу проверят консультанты зелёной пастой Б) Упражнения для работы: (раздать листочки в группы) - Работаем в тетрадях., по моим сборникам - Задания группы получают на листочках, будьте внимательны. Работаете уже самостоятельно, используя схемы инструкции на листах или в справочнике. - Просмотрите задания, у вас есть ко мне вопросы? (листы раздать в группы и вывесить на доску.) Звуковой портрет: стр.13 № 50 а) первое - ОК (Образец консультанта) стр.13 № 50 б) по слову - Г ( работа в группах). стр.13 № 50 в) первое - М-С (Мини-самостоятельная) Разбора по составу: стр.20 № 92 первое слово - ОК (Образец консультанта) стр.20 № 92 2 -4 слова - ГР. (работа в группах). стр.20 № 92 5, 6, 9 слово - М-С (Мини-самостоятельная) Морфологический анализ: стр.24 № 111 1-е предложение (первое слово) - ОК (Образец консультанта) стр.24 № 111 2-е предложение (Остальные слова)- ГР. (работа в группах). стр.24 № 111 4-е предложение - М-С (Мини-самостоятельная) В) Выполнение мини-контрольной. (5 минут) - Продолжаем работать в тетрадях. - После выполнения мини-контрольной не забудьте на оценочных планках оценить свою работу. Г) Проверка Мини-самостоятельной работы консультантами - Консультанты собирают тетради своей группы, меняются этими тетрадями и зелёной пастой проверяют, ставя, + - если без ошибок сделана работа, V - если есть 1 - 2 ошибки, – - если много ошибок. Ошибки не исправляем, а подчёркиваем. Количество плюсов, галочек и минусов проверенных работ группы подсчитайте и занесите в общую таблицу. (Приложение № 1) Составление портрета слова (работа по вариантам) 5. А) Выбор темы портрета слова по жребию. - А давайте мы с вами оформим все портреты к одному слову. - Отгадайте загадку и вы узнаете это слово… 4 Кругленьки, хорошеньки, (запись на доске) Всех зовут …… Горошинк и - Сегодня это слово-герой нашего все портреты - Портреты будем оформлять по вариантам. - Мы с вами должны уже уметь написать любой портрет слова, поэтому предлагаю тянуть жребий, и вы узнаете тему для своего варианта. С первых парт подойдите и вытяните жребий и прочитайте свою тему вслух. (жеребьёвка вывешивается на доску) урока и мы посвятим ему Б) Работа по вариантам темы портрета. - Что нам нужно для этой работы? (разлинованные листы, справочники, кому-то словари, маркеры, схемы-инструкции) - Все проверьте готовность № 1. - На работу отводится 3 минут. В) Обсуждение и выбор лучшего портрета в группах-вариантах - Обсудите в вариантной группе, чьё оформление и правильное, и аккуратное. Этот ученик идёт к доске со своей работой. На обсуждение до 1 минуты. Г) Отчёт по теме портрета слова. (Представители от каждого варианта отчитываются о своей работе, вывешивая листы с портретом слова на доску.) - С какого портрета начнём знакомиться? (Лексического) 1.Лексика: Горошина– зерно гороха. уменьшительно горошинка 3. Состав слова: Г О Р О Ш И Н К И Так один портрет помогает написать другой А) Горошинки – [гарошынк’и] - От какого слова образовано это слово? (Горошина) - А от какого слова образовалось слово горошина? - Как оно образовалось? (непозиционное чередование, х//ш + суффикс ИН) 4. Фонемный портрет: (разделить на всех по несколько звуков) 9 букв, 9 звуков, 4 слога задание для одного человека Б) Г [г] – сильная позиция по звонк., звонкий, твёрдый О [а] – слабая позиция задание для второго человека Р [р] - сильная позиция по звонк., звонкий, твёрдый 5 В) О [ о] - сильная позиция (под ударением) Ш [ш] - сильная позиция по глух., глухой, всегда твёрдый задание для третьего человека Н [н] - сильная позиция по звонк., звонкий, твёрдый Г) К [к’] - сильная позиция по глух., глухой, мягкий И [и] – слабая позиция задание для четвёртого человека 5. Морфологический. Горошинки – Горошинка, сущ., неод., нариц., ж.р., 1 скл., Мн. ч., В.П., дополнение 5.Синтаксический Кругленьки, хорошеньки, Всех зовут горошинки. - глагол звать требует всегда Винительный падеж, и это всегда будет дополнение. А вот почему так произошло в русском языке, узнаете в старших классах 6. Орфографический Г О Р О Ш И Н К И 1) сл.сл. 2) слабую позицию суффикса проверяем сильной позицией, Проверочное слово МОРЩИНКА А в сильной позиции это орфограмма ЖИ - ШИ 6. Итог урока А) Итак, у нас получился полный большой единый портрет слова ( разместить и рисунок к слову). Рисунок - У нас есть и портрет художника. стручка с - А музыкальный портрет может быть к этому слову? горошинами - Большую мы с вами работу проделали? - Кому понравилось работать с портретом слова? - А кому ещё трудно анализировать слова? - А сейчас достаньте оценочные листы и оцените свои умения после сегодняшнего урока. Вторая колонка. (Приложение № 3) (Дети оценивают свои умения) - Кто из вас чувствует себя увереннее, что готов контрольной работе? - Завтра к своей контрольной работы сделаете оценку-прогноз, а итоговую поставите после моей первой проверки. Б) Итоги мини-контрольной по сводной таблице. 6 В) Инсценировка 7-го задания - Давайте пригласим героев нашего учебника, и узнаем, что же они думают на тему нашего урока. (Папа, Алёша, Маша, Петя, автор) - стр. 199 – 200 учебника Репкина В.В. «Русский язык» 4 класс - Впереди у вас ещё много открытий по русскому языку. 7. Домашнее задание. - На выбор, у кого что-то ещё не получается, дома над этим поработайте, чтоб в голове не осталось пробелов знаний. Использовать можете упр. 314 в учебнике русского языка или мой сборник упражнений. 7

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)

Что мы знаем о слове? Обобщение. (Урок русского языка 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018