Цели:
1. Научиться правильно находить источники энергии.
2. Правильно применять понятие «энергия» в языке.
Оборудование: электрический фонарик (на батарейке и на механическом заводе), детская машинка ( на батарейке и на механическом заводе с ключиком), спиртовка, штатив, пробирка с водой, кусочек дерева, асбестовая решётка; плакат «Что такое энергия» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Окружающий мир (3й класс)
Урок 3.
Глава I. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
Тема: Что такое энергия
Цели:
1. Научиться правильно находить источники энергии.
2. Правильно применять понятие «энергия» в языке.
Оборудование: электрический фонарик (на батарейке и на механическом заводе), детская машинка ( на батарейке и на
механическом заводе с ключиком), спиртовка, штатив, пробирка с водой, кусочек дерева, асбестовая решётка; плакат
«Что такое энергия» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 3
– Понаблюдайте за работой этих механизмов: демонстрация работы фонарика на
батарейке и на механическом заводе или детской машинки на батарейке и на
заводе ключиком. За счёт чего работает фонарик или двигается машинка? (За
счёт энергии.)
– Что интересного заметили? (Одна машинка работает за счёт энергии батарейки,
а вторая – за счёт завода ключиком.) Какие вы видите факты? Какой у вас
возникает вопрос?
– Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему урока, чем мы будем
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2013заниматься на уроке? (Что такое энергия?)
– Вопросы на с. 16 учебника.
План (примерный) 3
1. Что такое энергия?
2. Какая бывает энергия?
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
1 4 3 2 3
1. Работа в учебнике.
– Ребята, мы только что видели, как работают электрический фонарик и машинка
(на батарейке). Чем можно заменить электрический ток? (В качестве подсказки
ещё раз продемонстрировать работу фонарика на механическом заводе или
машинки, заведённой ключиком.)
– Как вы понимаете слово «энергия»? (Движение, способность совершать работу.)
– Что будет являться источником энергии в различных фонариках и машинках?
(Батарейки, движение пружины, бензин.)
– Проверим наши предположения по учебнику, с. 17.
– Выполните задание к рисункам на с. 16 (с обсуждением).
– Какие могут быть источники энергии?
– Можем ли мы увидеть энергию? Приведите свои примеры.
– А может ли служить источником энергии кусок дерева? Демонстрация: на
© ООО «Баласс», 2013
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.асбестовой сетке сжечь кусочек дерева. (По ходу демонстрации предложить
одному наблюдателю осторожно поднести руку к огню и рассказать о своих
ощущениях.)
– А может ли служить источником энергии любое горючее вещество, например,
вот этот спирт, в спиртовке? Демонстрация: нагреть в пробирке воду на
спиртовке (предложить одному наблюдателю потрогать осторожно
пробирку с водой и рассказать о своих ощущениях).
– Значит, в веществах может быть заключена энергия?
На доске по ходу рассуждений появляется схема:
Энергия
Свободная Запасённая
– Выполните задание к рисункам на с. 17 (с обсуждением).
– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Мы справились с задачей?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
2 1
© ООО «Баласс», 2013
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своёСамостоятельное
применение
знаний.
1. Работа в учебнике.
– Ответьте на вопросы на с. 17.
– Выполните задания из рабочей тетради по желанию.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение текста (тема 3), задания по выбору, по желанию придумать загадку на
слово – энергия.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ТОУУ– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
© ООО «Баласс», 2013