Учитель снова открывает слова на доске.
– Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?
– Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.)
– Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.)
– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.
– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).
– Сформулируйте цель и задачи урока:
1. Определить, что такое орфограмма.
2. Научиться находить орфограмму в словах.
3. Узнать, какие есть виды орфограмм.
4. Учиться писать слова с орфограммами.
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 94 (74).
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель:
– развитие умений находить по изученным признакам орфограммубукву, после букв ж и ш выделять звуки, которые
помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа.
Игра «Кто больше запомнит».
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
1На доске записаны восемь слов:
Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
Дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова
закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько
запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.
II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
1 3 3
Учитель снова открывает слова на доске.
– Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?
– Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.)
– Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно
ошибиться в написании.)
– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.
– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).
– Сформулируйте цель и задачи урока:
1. Определить, что такое орфограмма.
2. Научиться находить орфограмму в словах.
3. Узнать, какие есть виды орфограмм.
4. Учиться писать слова с орфограммами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4
1. Наблюдение над словами.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2– Прочитайте слова, написанные на доске:
Пружина, живёт, уши, пушистый.
– Поставьте ударение.
– Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные
буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые
записаны).
– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?
– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы
могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.
Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.
Но мы выбираем какуюто одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть
такое правило.)
– Сделайте 2й вывод: что помогает выбрать букву в слове?
Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.
Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу,
выбирая только один вариант, который будет правильным.
Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это
«правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.
– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами,
которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.
Вопросы на понимание и углубление материала.
– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать,
какую букву писать.)
– Как она подчёркивается?
– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)
– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия
© ООО «Баласс», 2012
3опасного места – орфограмма.
– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание,
помогает применить правило.)
2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жиши как с
орфограммой.
– Спишите и найдите орфограммы: Моржи жили в_море.
Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы.
– Здесь есть орфограммабуква безударного гласного о (моржи), так как
на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного
гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и;
жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограммапробел,
так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя
орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя
определить, какую букву выбрать: е или и.
– Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)
На доске подчёркивает учитель.
– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какоето одно
написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка?
(Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)
– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет
написание? (Двумя чертами.)
– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность,
есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал
опасности? (Ещё ш.)
– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило
© ООО «Баласс», 2012
4ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
написания жиши.
– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)
– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для
написания? (ж, ш)
– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и),
сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жиши).
3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр.
164.
– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова
два значения: сами правила и раздел науки о языке.)
3 5 3 1
Работа по учебнику.
Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать
слова с орфограммойбуквой и после букв шипящих [ж, ш].
Вырабатывается алгоритм:
1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. П. Чем отличаются эти
слова? (Один предмет и много таких же предметов.)
2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)
3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)
4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.
5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно
написать слово.
– Выполните задание № 1, тема 13 в Рабочей тетради.
– Почему в выбранном вами ответе есть орфограмма? (Есть шипящий [ж],
после которого слышим ы, а пишем и.
– Что мы сейчас делали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
© ООО «Баласс», 2012
5– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их? 4 4
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 148 («Дидактический материал»).
VΙ . Итог урока.
V. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
6