Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель снова открывает слова на доске. – Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему? – Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.) – Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.) – Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма. – Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела). – Сформулируйте цель и задачи урока: 1. Определить, что такое орфограмма. 2. Научиться находить орфограмму в словах. 3. Узнать, какие есть виды орфограмм. 4. Учиться писать слова с орфограммами.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur94.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 94 (74). Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило. Цель:  – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму­букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой. Символы: Н П М Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».     3   3  Словарная работа. Игра «Кто больше запомнит». (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 1На доске записаны восемь слов: Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. Дети   читают   хором   вслух,   каждый   самостоятельно;   затем   слова закрывают,   и   ученики   должны   записать   столько   слов,   сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок. II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. 1  3  3 Учитель снова открывает слова на доске. – Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему? – Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.) – Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.) – Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма. – Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела). – Сформулируйте цель и задачи урока: 1. Определить, что такое орфограмма. 2. Научиться находить орфограмму в словах. 3. Узнать, какие есть виды орфограмм. 4. Учиться писать слова с орфограммами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 4 1. Наблюдение над словами. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2– Прочитайте слова, написанные на доске: Пружина, живёт, уши, пушистый. – Поставьте ударение. –  Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы   для   обозначения   звука   (или   другие   буквы   вместо   тех,   которые записаны). – Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? –  Сделайте вывод  на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно. Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. Но мы выбираем какую­то одну букву – букву  и, а не  ы. Почему? (Есть такое правило.) – Сделайте 2­й вывод: что помогает выбрать букву в слове? Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. Значит,   не   всегда   мы   пишем   так,  как   слышим,   а   подчиняемся   правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным. Это   и   есть   орфограмма.   В   переводе   с   греческого   языка  орфо  –   это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание. – Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске. Вопросы на понимание и углубление материала. – Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.) – Как она подчёркивается? – Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.) – С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия © ООО «Баласс», 2012 3опасного места – орфограмма. –  А  что  подчёркивается  двумя  чертами? (То,  что  объясняет  написание, помогает применить правило.) 2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи­ши как с орфограммой. – Спишите и найдите орфограммы:  Моржи жили в_море. Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы. – Здесь есть орфограмма­буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма­пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма   –   буква   гласного  е  (в   море),   так   как   на   слух   нельзя определить, какую букву выбрать: е или и. – Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.) На доске подчёркивает учитель. –  А   есть   ли   в   этих   словах   то,   что   помогает   выбрать   какое­то   одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.) –  Как   нужно   подчеркнуть   то,   что   помогает   нам   выбрать,   объясняет написание? (Двумя чертами.) –  Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.) –  Прочитайте   рассуждение   после   определения   орфограммы   и   правило © ООО «Баласс», 2012 4ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  написания жи­ши. – Какая буква будет орфограммой? (Буква и.) – Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для  написания? (ж, ш) –  Ещё   раз   прочитайте   правило.   Найдите   в   нём   орфограмму   (буква  и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи­ши). 3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после  упр. 164. – Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)  3   5   3   1      Работа по учебнику. Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой­буквой и после букв шипящих [ж, ш]. Вырабатывается алгоритм: 1) Прочитай слово и образуй другое по образцу.  П.  Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.) 2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.) 3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].) 4) Вспомни правило, какую букву нужно писать. 5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно  написать слово. – Выполните задание № 1, тема 13 в Рабочей тетради. – Почему в выбранном вами ответе есть орфограмма? (Есть шипящий [ж], после которого слышим ы, а пишем и. – Что мы сейчас делали?  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. © ООО «Баласс», 2012 5– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?  4  4 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Упр. 148 («Дидактический материал»). VΙ . Итог урока. V. Домашнее  задание.  Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя.  – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также