ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
Оценка 4.7

ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
14.01.2017
ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ?
Цели деятель- ности учителя Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений Тип урока Конструирование способа действий Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
что такое текс.docx

Урок 4
что такое текст?

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений

Тип урока

Конструирование способа действий

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Табличка со словарным словом (орех), запись задач раздела, темы, элементов букв


Окончание табл.

Основные понятия и термины

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная,
заключительная. Красная строка (абзац). Типы текстов. Сочинение на основе личных впечатлений

 

организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание. Обменяйтесь
тетрадями с товарищем по парте (учитель выборочно проверяет тетради).

– Что надо было выполнить в упражнении?

– Как озаглавили текст?

– Как разделили текст на части? Прочитайте.

– Оцените выполненную работу

– Выполнить упр. 9 на с. 6
в рабочей тетради.

Отвечают
на вопросы.

 

Осуществляют оценивание
работы

Парная.

Фрон-тальная

Р – владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль

Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
на основе

– Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте
название раздела и темы урока.

 

 

– Название
раздела – «Текст. Пред-ложение. Сло-

Фрон-тальная

П – ориентируются в учебнике, извлекают необхо-димую информа-

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем

 

 

 

 

 

 

– Что означают слова, составляющие название темы и раздела?

– Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы.

– Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора
на интерактивную доску)
:

•  Типы текстов. Умение их определять.

•  Виды предложений по цели высказывания
и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения.

•  Обращение. Умение находить в предложении обращения.

•  Простые и сложные предложения. Умение их различать.

•  Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении.

•  Умение разбирать предложение по членам.

восочетание». Тема урока – «Текст. Что
такое текст?
Какие бывают тексты?».

Ответы уча-щихся.

Выполняют
задание.

 

цию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой информации.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

•  Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении.

– На какие вопросы вы можете дать ответы?
Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

 

 

Ответы уча-щихся

 

 

 

III. Ми-нутка чистописания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв,
соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

 

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

– Заглавной
и строчной букв А, а.

 

 

 

 

 

Выполняют
задание

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действииями анализа,
синтеза, срав-
нения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Комментированный словарный диктант

Работа над словами
с непроверяемым написанием

Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо».

– В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»?

Выполняют
задание.

 

 

 

 

Ответы уча-щихся.

Коллективная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике, осу-ществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Р – контролируют учебные действия, замечают

Запись  словарных слов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено?

– Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

– Орех.

 

Ответы уча-щихся.

– Безударная гласная в корне слова

 

допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

Л – принимают
и осваивают
социальную роль обучающегося

 

2. Словарная работа

 

– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне
слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо
запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

– Дома повторите правильное написание слов

Выполняют
задания

3. Работа
по учебнику, с. 12, упр. 11

Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли

– Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11.

– Прочитайте текст упражнения.

– Определите, сколько в тексте предложений.

– Связаны ли они между собой по смыслу?

– О ком говорится в каждом из них?

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Почему?

 

– Прочитайте вывод в учебнике на с. 12.

Выполняют
задания.

– Два.

– Да.

– О соловье.

– Да.

Высказывания учащихся.

Выполняют
задания

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают

Устные ответы
на вопросы. Списывание. Нахож-
дение и обозначение главных чле-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо.

– Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный».

– Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения

и отвечают
на вопросы

 

учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

нов предложения

4. Работа
по учебнику, с. 12, упр. 12

Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом:
выделение структурных частей, озаглавливание текста
и его частей; выполнения письменной работы с текс-том; осу-

– Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Почему выделены 3 части?

– Какова тема каждой из них?

– Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему?

– Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части.

– В нем несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою
тему и главную мысль. Его можно
озаглавить.

Ответы уча-щихся.

 

 

– Заголовок
ко всему текс-

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Устные ответы
на во-
просы.

Списывание части текста.

Нахождение гла-
голов.

Выполнение движений физкультминутки
(точно
следуя инструк-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

ществления само-проверки письменной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения физкульт-
минутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки.

– Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста?

Физкультминутка
(см. урок 1)

ту – «Случай
с утенком». Заголовок к 1-й части – «Утка и утята тревожно закрякали». Заголовок
ко 2-й части – «Утенок упал в ямку с водой». Заголовок к 3-й части – «Наташа спасла утенка».

 

 

Выполняют
задания.

 

Выполняют движения

 

друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Л – владеют навы-ками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками

ции учи-теля)

5. Работа
с таблицей «Типы
текстов»,

Работа
с таблицей с целью определе-

– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.

Рассматривают таблицу, отвечают
на вопросы.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, исполь-зуют различные

Определение типа текста


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

с. 13

ния типов текстов

– Как определить тип текста?

– К какому типу можно отнести текст упр. 11?

 

– А текст упр. 12?

 

– Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.

 

2. Почему нельзя собирать мухоморы?

 

3. Красив гриб-боровик!

 

– Объясните свое решение

 

– Текст-описание.

– Текст-повествование.

 

– Текст-пове-ствование.

– Текст-рас-суждение.

– Текст-опи-
сание.

Высказывания учащихся

 

способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов раз-
личных стилей,
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

 

6. Подго-товка к сочинению на основе личных

Подготовительная
работа к написанию
сочинения

– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений о летних каникулах.
Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите

Выполняют

задания

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная.

 

П – планируют учебные действия, определяют наиболее эффек-тивные способы

Осознание порядка подготовки
к написа-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16)

 

тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в со-чинении. Какую тему выбрал каждый из вас?
(Заслушиваются и обсуждаются некоторые
из тем, выбранных учащимися для сочинения.)

– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все
происходило, в заключительной части необхо-димо подвести итог, выразить свое отношение
к событию.

Далее заслушиваются сообщения учащихся
о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста
и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания

 

Коллективная

достижения ре-зультата, исполь-зуют различные способы поиска информации,
составляют
тексты в устной форме.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение

нию сочинения

V. Итог урока.
Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что выполняли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Что нового узнали?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: написать сочинение
на основе личных впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16)

Отвечают
на вопросы,

обосновывают свое мнение

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

 


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

Л –  проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

 


 

Урок 4 что такое текст?

Урок 4 что такое текст?

Окончание табл. Основные понятия и термины

Окончание табл. Основные понятия и термины

II. Постановка учебной задачи

II. Постановка учебной задачи

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 •

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 •

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Работа по учебнику, с. 12, упр

Работа по учебнику, с. 12, упр

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Работа по учебнику, с. 12, упр

Работа по учебнику, с. 12, упр

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 ществления само-проверки письменной работы

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 ществления само-проверки письменной работы

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 с

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 с

Подго-товка к сочинению на основе личных

Подго-товка к сочинению на основе личных

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 впечатлений о летних каникулах (с

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 впечатлений о летних каникулах (с

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017