Урок 4
что такое текст?
| Цели деятель- | Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений | 
| Тип урока | Конструирование способа действий | 
| Планируемые  | Предметные (объем освоения и
  уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к
  правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся:
  писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки
  знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных
  текстов, проверять написанное, ориентироваться  Метапредметные (критерии сформированности/оценки
  компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
  учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
  представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
  достижения на уроке; умеют вступать  Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях | 
| методы и формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | 
| Образовательные  | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012 | 
| Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) | 
| Наглядно- | Табличка со словарным словом (орех), запись задач раздела, темы, элементов букв | 
Окончание табл.
| Основные понятия и термины | Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.
  Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная,  | 
организационная структура (сценарий) урока
| Этапы | Обучающие и
  раз-вивающие компоненты, задания  | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения  | – Что было задано на дом? Проверим, как вы – Что надо было выполнить в упражнении? – Как озаглавили текст? – Как разделили текст на части? Прочитайте. – Оцените выполненную работу | – Выполнить упр. 9 на с. 6  Отвечают  
 Осуществляют оценивание  | Парная. Фрон-тальная | Р –
  владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  | Правильно выпол-ненные  | 
| II. Постановка  | Формулирование учебных задач  | – Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте  
 
 | – Название  | Фрон-тальная | П – ориентируются в учебнике, извлекают необхо-димую информа- | 
 | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем | 
 
 
 
 
 
 – Что означают слова, составляющие название темы и раздела? – Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы. – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на
  уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи
  проектора  • Типы текстов. Умение их определять. •  Виды предложений по цели высказывания  • Обращение. Умение находить в предложении обращения. • Простые и сложные предложения. Умение их различать. • Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении. • Умение разбирать предложение по членам. | восочетание». Тема урока – «Текст. Что  Ответы уча-щихся. Выполняют  | 
 | цию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р
  – осознают  К
  – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
  партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы  Л – осознают границы своего знания и «незнания» | 
 | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | • Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении. – На какие вопросы вы можете дать ответы?  | 
 
 Ответы уча-щихся | 
 | 
 | 
 | 
| III. Ми-нутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
  овладение начертаниями букв,  | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? 
 Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите  – Посмотрите и отметьте элементы, которые  | – Заглавной  
 
 
 
 
 Выполняют  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П
  – владеют логическими действииями анализа,  Р
  – осознают  | Написание элементов букв | 
| IV. Изучение нового мате- 1. Комментированный словарный диктант | Работа над словами  | Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо». – В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»? | Выполняют  
 
 
 
 Ответы уча-щихся. | Коллективная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, осу-ществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают | Запись словарных слов | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | – Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено? – Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. | – Орех. 
 Ответы уча-щихся. – Безударная гласная в корне слова | 
 | допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Л
  – принимают  | 
 | 
| 2. Словарная работа | 
 | – Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить
  написание безударной гласной в корне  – Запишите это слово в тетради. Проверьте  – Дома повторите правильное написание слов | Выполняют  | |||
| 3. Работа | Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли | – Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11. – Прочитайте текст упражнения. – Определите, сколько в тексте предложений. – Связаны ли они между собой по смыслу? – О ком говорится в каждом из них? – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Почему? 
 – Прочитайте вывод в учебнике на с. 12. | Выполняют  – Два. – Да. – О соловье. – Да. Высказывания учащихся. Выполняют  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Р
  – осознают  | Устные ответы  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | – Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо. – Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный». – Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения | и отвечают  | 
 | учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К
  – слушают, | нов предложения | 
| 4. Работа  | Работа над упражнением с целью наблюдения над
  текстом:  | – Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 – Почему выделены 3 части? – Какова тема каждой из них? – Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему? – Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части. | – В нем несколько предложений, которые объединены
  общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою  Ответы уча-щихся. 
 
 – Заголовок  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Р
  – осознают  К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг | Устные ответы  Списывание части текста. Нахождение гла- Выполнение движений физкультминутки | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | ществления само-проверки письменной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Упражнения физкульт- | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 – Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки. – Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста? Физкультминутка | ту – «Случай  
 
 Выполняют 
 Выполняют движения | 
 | друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л
  – владеют навы-ками сотрудничества со взрослыми  | ции учи-теля) | 
| 5. Работа  | Работа  | – Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение. | Рассматривают таблицу, отвечают  | Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебника, исполь-зуют различные | Определение типа текста | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| с. 13 | ния типов текстов | – Как определить тип текста? – К какому типу можно отнести текст упр. 11? 
 – А текст упр. 12? 
 – Определите тип текста по данным заголовкам: 1. Как мы ходили в лес за грибами. 
 2. Почему нельзя собирать мухоморы? 
 3. Красив гриб-боровик! 
 – Объясните свое решение | 
 – Текст-описание. – Текст-повествование. 
 – Текст-пове-ствование. – Текст-рас-суждение. – Текст-опи- Высказывания учащихся | 
 | способы поиска информации; владеют навыками
  смыслового чтения текстов раз- Р
  – осознают  К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | 
 | 
| 6. Подго-товка к сочинению на основе личных | Подготовительная  | – Дома вы будете писать сочинение на основе личных
  впечатлений о летних каникулах.  | Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная. 
 | П – планируют учебные действия, определяют наиболее эффек-тивные способы | Осознание порядка подготовки  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16) | 
 | тему сочинения. Она должна отражать то событие,
  которое побудило вас написать о нем в со-чинении. Какую тему выбрал каждый из
  вас?  – Определим структуру повествовательного текста: в
  вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной –
  как все  Далее заслушиваются сообщения учащихся  | 
 | Коллективная | достижения ре-зультата, исполь-зуют различные
  способы поиска информации,  Р
  – осознают  К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | нию сочинения | 
| V. Итог урока.  | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная  | – Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что нового узнали? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: написать сочинение  | Отвечают  обосновывают свое мнение | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
  – оценивают собственную  | 
 | 
Окончание табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Л
  –  проявляют интерес к предмету, стремятся  | 
 | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.