Урок 4
что такое текст?
Цели деятель- |
Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений |
Тип урока |
Конструирование способа действий |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и
уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся:
писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных
текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки
компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012 |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- |
Табличка со словарным словом (орех), запись задач раздела, темы, элементов букв |
Окончание табл.
Основные понятия и термины |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.
Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная, |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы – Что надо было выполнить в упражнении? – Как озаглавили текст? – Как разделили текст на части? Прочитайте. – Оцените выполненную работу |
– Выполнить упр. 9 на с. 6 Отвечают
Осуществляют оценивание |
Парная. Фрон-тальная |
Р –
владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии |
Правильно выпол-ненные |
II. Постановка |
Формулирование учебных задач |
– Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте
|
– Название |
Фрон-тальная |
П – ориентируются в учебнике, извлекают необхо-димую информа- |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем |
– Что означают слова, составляющие название темы и раздела? – Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы. – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на
уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи
проектора • Типы текстов. Умение их определять. • Виды предложений по цели высказывания • Обращение. Умение находить в предложении обращения. • Простые и сложные предложения. Умение их различать. • Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении. • Умение разбирать предложение по членам. |
восочетание». Тема урока – «Текст. Что Ответы уча-щихся. Выполняют |
|
цию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р
– осознают К
– обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
• Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении. – На какие вопросы вы можете дать ответы? |
Ответы уча-щихся |
|
|
|
III. Ми-нутка чистописания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
овладение начертаниями букв, |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
– Заглавной
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– владеют логическими действииями анализа, Р
– осознают |
Написание элементов букв |
IV. Изучение нового мате- 1. Комментированный словарный диктант |
Работа над словами |
Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо». – В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»? |
Выполняют
Ответы уча-щихся. |
Коллективная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в учебнике, осу-ществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают |
Запись словарных слов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено? – Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. |
– Орех.
Ответы уча-щихся. – Безударная гласная в корне слова |
|
допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Л
– принимают |
|
2. Словарная работа |
|
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить
написание безударной гласной в корне – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома повторите правильное написание слов |
Выполняют |
|||
3. Работа |
Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли |
– Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11. – Прочитайте текст упражнения. – Определите, сколько в тексте предложений. – Связаны ли они между собой по смыслу? – О ком говорится в каждом из них? – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Почему?
– Прочитайте вывод в учебнике на с. 12. |
Выполняют – Два. – Да. – О соловье. – Да. Высказывания учащихся. Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Р
– осознают |
Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо. – Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный». – Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения |
и отвечают |
|
учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К
– слушают, |
нов предложения |
4. Работа |
Работа над упражнением с целью наблюдения над
текстом: |
– Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст.
– Почему выделены 3 части? – Какова тема каждой из них? – Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему? – Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части. |
– В нем несколько предложений, которые объединены
общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою Ответы уча-щихся.
– Заголовок |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Р
– осознают К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг |
Устные ответы Списывание части текста. Нахождение гла- Выполнение движений физкультминутки |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ществления само-проверки письменной работы.
Упражнения физкульт- |
– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки. – Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста? Физкультминутка |
ту – «Случай
Выполняют
Выполняют движения |
|
друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л
– владеют навы-ками сотрудничества со взрослыми |
ции учи-теля) |
5. Работа |
Работа |
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение. |
Рассматривают таблицу, отвечают |
Фрон-тальная |
П – ориентируются на страницах учебника, исполь-зуют различные |
Определение типа текста |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
с. 13 |
ния типов текстов |
– Как определить тип текста? – К какому типу можно отнести текст упр. 11?
– А текст упр. 12?
– Определите тип текста по данным заголовкам: 1. Как мы ходили в лес за грибами.
2. Почему нельзя собирать мухоморы?
3. Красив гриб-боровик!
– Объясните свое решение |
– Текст-описание. – Текст-повествование.
– Текст-пове-ствование. – Текст-рас-суждение. – Текст-опи- Высказывания учащихся |
|
способы поиска информации; владеют навыками
смыслового чтения текстов раз- Р
– осознают К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания |
|
6. Подго-товка к сочинению на основе личных |
Подготовительная |
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных
впечатлений о летних каникулах. |
Выполняют задания |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная.
|
П – планируют учебные действия, определяют наиболее эффек-тивные способы |
Осознание порядка подготовки |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16) |
|
тему сочинения. Она должна отражать то событие,
которое побудило вас написать о нем в со-чинении. Какую тему выбрал каждый из
вас? – Определим структуру повествовательного текста: в
вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной –
как все Далее заслушиваются сообщения учащихся |
|
Коллективная |
достижения ре-зультата, исполь-зуют различные
способы поиска информации, Р
– осознают К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение |
нию сочинения |
V. Итог урока. |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что нового узнали? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: написать сочинение |
Отвечают обосновывают свое мнение |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.