ЧТОБЫ ЦИФРЫ НЕ ОТТЕСНЯЛИ ЧЕЛОВЕКА

  • Лекции
  • docx
  • 05.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы жить с цифрой в дружбе, надо подходить к ней с бухгалтерской оценкой (записал в отчет, и как ни крути, а сотня остается сотней!), а творчески осмысливать ее, уметь определить, что же за ней кроется, уметь так подать цифру, чтобы она была верной помощницей автора в беседе с читателем.
Иконка файла материала 16+ ЧТОБЫ ЦИФРЫ НЕ ОТТЕСНЯЛИ ЧЕЛОВЕКА.docx

 

ЧТОБЫ ЦИФРЫ НЕ ОТТЕСНЯЛИ ЧЕЛОВЕКА

Материал для учителя

 

Иногда можно слышать: «В такой-то заметке за цифрами не видно людей». Разумеется, никому не интересно читать корреспонденцию или статью, сплошь испещренную цифирью. Порой такое творение трудно отличить от годового балансового отчета или городского телефонного справочника.

В одном из номеров молодежной газеты под заголовком «Деньги, брошенные на ветер» была напечатана заметка юного корреспондента. Она поднимала важный вопрос - о необходимости вовремя вывозить со станции удобрения.

О характере материала можно судить хотя бы по такому отрывку:

 

Руководство сельхозартели Землянского района с 30 августа 2___ года «забыло» на станции 120 тонн удобрений. А директор Семилукского района Г.Соловьев не вывез 60 тонн, из которых 40 тонн прибыли еще 17 сентября 2___ года. Представитель бывшего Голосновского района С.Лепендин бросил на произвол судьбы 40 тонн удобрений. Они прибыли 20 сентября 2___ года.

Фермерские хозяйства Эртильского и Щучинского районов не забрали со станции Эртиль 1740 тонн удобрений. Здесь тоже свои «чемпионы». Фермер Щучинского района В.Звягин с 15 декабря 2___ года никак не перевезет 220 тонн удобрений. А П.Шешенев за своими 160 тоннами собирается с апреля 2___ года.

Худшими по вывозу удобрений являются районы:

Панинский—2051 тонна,

Анминский — 2378 тонн,

Щучинский — 1531 тонна,

Верхнехавский — 1409 тонн,

Эртильский—1180 тонн.

Всего в этой заметке в 71 строке встречаются 23 цифры, то eсть, почти в каждых трех строках по одной цифре. Трудно читать такую заметку, да и доходчивость ее невелика.

Обилие цифр делает материалы сухими, невыразительными, заметки, перегруженные цифрами, трудно читать.

Это, однако, совсем не значит, что надо вообще избегать цифровых данных. Ведь иногда именно цифры усиливают доказательность выводов и заключений.

Оживить цифру, заставить воздействовать ее на воображение и оставить в памяти читателя – дело непростое, но крайне необходимое.

Вот читаем в газетах о том, к примеру, что такая-то доярка надоила за время своей работы на ферме 1200 тонн молока. Бригада шахтеров выдала на гора 45 тысяч тон угля. А много ли это? Что означает эта выработка? Для того, чтобы эти цифры стали наглядными, мы должны зримо представить себе, что они означают.

Чтобы жить с цифрой в дружбе, надо подходить к ней с бухгалтерской оценкой (записал в отчет, и как ни крути, а сотня остается сотней!), а творчески осмысливать ее, уметь определить, что же за ней кроется, уметь так подать цифру, чтобы она была верной помощницей автора в беседе с читателем.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков