Статья ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ, написанная студентом ЮУрГГПУ г. Челябинска, факультет инклюзивного и коррекционного образования. Статья описывает особенности произносительной стороны у детей с неврозоподобной и невротической формами заикания, проводится их обследования и сравнивается.
Фокина А.В., статья.docx
А.В. Фокина
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Features of violation of the proiznositelny party of the speech at children of
preschool age with stutter
Аннотация: в статье изучен теоретический аспект по тему :особенности
нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с
заиканием, описаны результаты обследования произносительной стороны речи
у детей с разными формами заикания.
Ключевые слова:
произносительная сторона речи,
заикание,
обследование речи, дети дошкольного возраста, детская речь.
Keywords: proiznositelny party of the speech, stutter, inspection of the
speech, children of preschool age, children's speech.
Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи.[1]
Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без
существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека
долгое время и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это
нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются изза
различного рода прерывания, повторения отдельных звуков и слогов. Такие
задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог
мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями
в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого
отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. [5]
Заикание имеет две формы: невротическую и неврозоподобную. Первая
развивается по механизмам невроза речи и встречается чаще второй. Вторая –
сопряжена с органическим поражением мозга [2]. У детей дошкольного возраста с заиканием речь в целом интонационно
обеднена, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют,
нарушается и синтагматическое ударение внутрифразового единства.
Заикающиеся ребенок теряют способность к эмоциональной окраске речи,
изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов.
Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к
тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.
[2]
Для того, чтобы сравнить произносительную сторону речи детей с
невротической и неврозоподобной формами заикания, была проведена
диагностика речи таких детей.
В качестве методики диагностики была выбрана методика О.И.
Лазаренко, позволяющая изучить не только темпоритмические особенности
речи детей, но и понаблюдать за особенностями голоса детей, а также изучить
интонационную выразительность речи.
Таким образом, исследование произносительной стороны речи
осуществлялось посредством заданий по рекомендациям О.И. Лазаренко [6].
Цель исследования: обследование интонационной стороны речи у детей
старшего дошкольного возраста с заиканием.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС № 5 г. Нязепетровска
Челябинской обл.».
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного
возраста с заиканием в количестве 6и человек:
3 ребёнка дошкольного возраста с невротической формой заикания,
3 ребёнка дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания.
Детям были предложены следующие задания: Задание 1. Диагностика умения изменять темп речи.
Задание 2. Диагностика умения изменять ритм речи.
Задание 3. Диагностика умения изменять высоту голоса
Задание 4.Диагностика сформированности интонационной
выразительности речи.
Оценка:
Каждое задание оценивалось от 0 до 3х баллов:
3 балла – задание воспринимается ребенком правильно с первого раза,
ребенок правильно и самостоятельно выполняет все задания, высоко
мотивирован к выполнению задач;
2 балла – задание воспринимается с первоговторого раза, ребенок с
помощью педагога правильно выполняет все задания; широко используется
самокоррекция; средний уровень мотивации к выполнению заданий;
1 балл – задание воспринимается со 23 раза, ребенок с существенной
стимулирующей помощью частично выполняет задания; не осуществляет
самокоррекцию; низкий уровень мотивации к выполнению;
0 баллов – ребенок не понимает сущности задания, не понимает метода
выполнения заданий, все задания выполнены не верно, отказ от выполнения
заданий.
Средний балл за все задания позволяет судить об общем уровне
развития просодической стороны речи дошкольников:
01 балл – низкий уровень;
0,12 балла – средний уровень; 2,1 – 3 балла – высокий уровень
Средние результаты дошкольников с неврозоподобной формой заикания
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики произносительной стороны речи детей дошкольного
возраста с неврозоподобной формой заикания
№п/п
Дети
Темп
Ритм Голос Интонация Средний
дошкольного
возраста
1 Саша Т.
2 Дима Г.
3 Кирилл Б.
1,3
1,0
1,3
1,0
0,3
1,0
1,0
0,5
1,0
1,5
0,5
2,0
балл
1,2
0,6
1,3
Уровень развития
произносительной
стороны речи
Средний
Низкий
Средний
Средний балл группы составил 1,21,3 балла, что соответствует
низкому уровню просодической стороны речи.
У участников с неврозоподобной формой заикания в анамнезе
отмечаются тяжелые токсикозы матери, угроза выкидыша или асфиксия при
родах. Наблюдение за выполнением заданий показало, что дети
характеризуются ускоренным темпом речи, недоговариванием окончаний
предложений и слов, пропуском слов, предлогов, общей смазанностью речи.
Уровень звукопроизносительной речи у большинства детей в норме.
Дети особенно впечатлительны, тревожны, многие – робки, обидчивы,
настроение колеблется, в большинстве случаев в сторону негативного.
Рассмотрим результаты исследования детей дошкольного возраста с
невротической формой заикания, таблица 2. Таблица 2.
Результаты диагностики просодической стороны дошкольников с
невротической формой заикания
№п/п
Дети
Темп
Ритм
Голос Интонация Средний
дошкольного
возраста
1 Наташа П.
2 Настя И.
3 Вера Л.
2,3
0,7
2,3
1,3
0,7
2,0
1,5
1,5
2,0
1,5
0,5
2,0
балл
1,7
0,8
2,1
Уровень развития
произносительной
стороны речи
Средний
Низкий
Высокий
В данной группе результаты несколько выше, средний балл составил 1,7
балла, что соответствует среднему уровню сформированности просодической
стороны речи. Предварительное обследование документации показало, что
дошкольники с невротической формой заикания не имели в анамнезе отметок
о патологии внутриутробного развития и родов у матерей. Появление
заикания невротической формы, как правило, предшествовало психогения
(испуг или хроническая психическая травматизация). Рис.1 Распределение воспитанников двух групп по уровню
сформированности произносительной стороны речи
В двух группах дошкольников большинство детей показали средний
уровень сформированности просодической стороны речи (по 60%). Низкий
уровень показали 40% воспитанников с неврозоподобной и 30% с
невротической формой заикания.
В рамках исследования был проведен анализ уровня развития
произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с различными
формами заикания.
Результаты показали, что большинство детей двух групп показывают
недостаточный для возрастной нормы уровень сформированности
произносительной стороны речи. Исследование свидетельствует о том, что
большинство воспитанников двух групп нуждаются в коррекционно
70
%
60
%
50
%
40
%
30
%
20
%
10
%
0
%
60
%
60
%
40
%
30
%
10
%
Высоки
й
Средни
й
Невротическая
форма
Низки
й
0
%
Неврозоподобная
форма
формирующей работе по развитию у них произносительной стороны речи.
Наиболее низкие результаты показали воспитанники с неврозоподобной
формой заикания, им необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением высказывания, так и за
акустической завершенностью паузой.
При невротической форме заикания было отмечено, что интонационная
сторона речи имеет тесную связь с эмоциональным состоянием детей,
поэтому в работе с ними необходима фиксация внимания на
произносительной стороне речи, что значительно улучшит плавность речи.
Таким образом,
сегодня актуальными являются вопросы
своевременного качественного всестороннего обследования ребенка с
заиканием и разработка путей формирования произносительной стороны речи.
Все это возможно при наличии организованной системы логопедического
сопровождения детей дошкольного возраста, налаженного механизма
взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения.
Библиографический список
1. Арутюнян, Л.З. Мое понимание заикания/ Л. З. Арутюнян // Школьный
логопед. – 2006. – N 4. – С. 511
2. ВолковаЛ.С., ШаховскаяС.Н., Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. Вузов.
3. Гладковская, Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной
работе с заикающимися детьми 5–7 лет / Л.М. Гладковская. − 2008. − №
1, с.4958
4. Гордеева, С.Е. Коррекция темпоритмических нарушений речи у
заикающихся дошкольников вербальными и невербальными средствами
как эмоциональночувственными компонентами учебной деятельности :
автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / С.Е. Гордеева ; Урал. гос.
пед. унт.–Екатеринбург, 2002. – 22 с. 5. Груздева, Л.К. Логопедия / Л.К. Груздева. − М.: Гардарика, 2010. –
624с.
6. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей /
О.И. Лазаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с
Сведения об авторах:
магистратура,
(бакалавриат,
Фамилия
имя
отчество
уровень
аспирантура)
направление подготовки (шифр, название)
профильная направленность (для бакалавриата)
магистерская программа (для магистратуры)
группа
контактный телефон
email
Фокина
Анастасия
Вадимовна
бакалавриат
Специальное (дефектологическое) образование
Логопедия
ОФ406/10141
89823694225
Nastya_20_44@mail.ru
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Cтатья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.