Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каладжухская средняя общеобразовательная школа»
Д О К Л А Д
на тему:
«Индивидуальный и дифференцированный
подход к учащимся при обучении
столярному делу»
Подготовил учитель технологии
МКОУ «Каладжухская СОШ»
Джаватов Д.И.
В процессе развития ребёнка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию.
Социализация способствует формированию у детей представления об обществе, о его культуре и укладе, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.
Вторая линия, индивидуализация, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика, и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.
Личностно-ориентированный подход позволяет учителю более целенаправленно и эффективно моделировать и строить учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развития его субъективности и индивидуальности.
На своих уроках надо создавать условия, способствующие становлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
Задача учителя в том, чтобы выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно-воспитательном процессе. Осуществление этой задачи возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров занятия будут избраны следующие:
- формирование у учащихся системы научных знаний;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального
стиля и темпа учебной деятельности, раскрытия и развития индивидуальных
познавательных процессов и интересов;
- содействие ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развития
творческих способностей.
Таким образом, индивидуализация означает, направленность обучения и воспитания, которая учитывает индивидуальность школьника в целом и на этой основе создаёт оптимальные условия его учения и развития.
Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения. Дифференцированный подход к учащимся – один из путей индивидуализации обучения.
Дифференцированный подход не исчерпывает всё содержание индивидуализации обучения, однако его роль в реализации индивидуального подхода достаточно велика.
Знание учителем методов и приёмов работы с типологическими группами учащихся облегчает поиск мер индивидуального педагогического воздействия, которое должно учитывать и все другие отличия школьников.
Обобщённые сведения о типических (групповых) особенностях учащихся и соответствующие методы и приёмы дифференцированного подхода, в таких случаях, играют роль канвы, на которой строится педагогическое воздействие.
В связи с обсуждением дифференцированного подхода необходимо выделить одно из важнейших качеств – направленность:
- на ликвидацию отставания и соответствующее изменение положения
учащихся в коллективе;
- на создание условий, обеспечивающих оптимальный, для учащихся с более
высокими учебными способностями, темп развития.
Дифференцированный подход ориентируется на особенности динамики развития учебной деятельности и личности школьника. В основе дифференцированного обучения лежит не натаскивание ученика на решение конкретной учебной задачи, а устранение причины трудности, возникающей в процессе обучения.
Например, причиной неумения ориентироваться в трудовом задании (по техническому рисунку, образцам, чертежам, предметно-технологическим картам) является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия. Дифференцированный подход решает задачу предупреждения ошибочных действий, обусловленных индивидуально-типическими особенностями учащихся.
Изучение школьников, выявление индивидуальных особенностей позволяют учителю предусмотреть появление ошибочных действий в практической работе, усвоении знаний, поведении и намечать соответствующие меры. Помимо собственно обучающего эффекта предупреждение ошибок воспитывает положительное отношение к обучению в мастерских и к труду в целом, так как необходимость часто вносить исправления и переделывать работу создаёт отрицательное отношение к занятиям по труду.
Исходя из сказанного, учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволяет ему сформировать у ребёнка умения учиться.
На основе результатов диагностики учитель использует дополнительный дидактический материал (коррекционно-развивающие упражнения, карточки-задания), что позволяет ему вовремя устранять причины возникающих и возможных ошибок.
Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного подхода является создание широкого эрудиционного фонда, дополнительной интересной для школьников информации, которую не обязательно усваивать или запоминать. С этой целью полезны такие элементы урока, как «Это интересно знать», «Из истории прошлого вещей», «Народная мудрость в русском фольклоре: загадки, пословицы, поговорки», «Русские народные промыслы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.