ЗАПИШЕМ ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
Как складывались отношения России с Японией и Китаем в середине XIXвека?
Е.В. Путятин – дипломат и защитник интересов России на дальнем Востоке.
Расскажите об Амурских сплавах (1854-1856гг.), положивших начало освоению Приамурья.
Расскажите о строительстве казачьей станице – Кумарская.
Расскажите об Айгуньском договоре меду Китаем и Россией от 1558г.
До середины XIX в. Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке - Китаем и Японией. Россия не поддержала Англию и Францию во второй опиумной войне (1856-1860) против Китая. Китай благожелательно отнесся к предложению установить границы между странами.
В 1843 году вице-адмирал Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин, известный путешественник и дипломат, разработал план организации экспедиции к восточным морским границам Китая и Японии. В докладной записке на имя государя, Путятин благоразумно отмечал, что Россия имеет необходимость исследовать восточную нашу границу с Китаем, провести поиск «благонадёжного порта», исследовать залив между материком и Сахалином и сделать новую попытку для открытия сношения с Японией.
В 1852 году правительство вернулось к мысли открыть дипломатические отношения с Японией. К тому же были получены данные о подготовке американцами эскадры под руководством Мэттью Перри. В состав экспедиции кроме вице-адмирала Путятина вошли: чиновник торгового ведомства, секретарь Путятина, писатель И. А. Гончаров, чиновник, знаток китайского и корейского языков И. А. Гошкевич, Александр Можайский (будущий контр-адмирала и создатель первого русского самолёта), учёный-востоковед и архимандрит Аввакуум. В путь отправились на 52-пушечном фрегате «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского. Путятин имел предписание добиваться открытия Японии исключительно мирными методами.
В 50-е годы XIX в. на фоне трудностей, переживаемых сёгунатом, развернулось международное соперничество вокруг «открытия» Японии. Главным образом, оно шло между США и Россией.
Добившись определенных успехов в торговле с Китаем, правящие круги страны планировали установить такие же отношения и с Японией. Россия была заинтересована в урегулировании спорных пограничных вопросов (разграничение владений на Курильских островах и Сахалине), налаживании дружественных добрососедских связей с этой страной. К быстрейшему решению этих проблем подстегивали исключительно энергичные действия в этом регионе США.
24 апреля 1852 года для обсуждения основных вопросов политики России на Дальнем Востоке был учрежден Особый комитет, который обсудил представленную Министерством иностранных дел «Записку по японским делам». МИД просил комитет обсудить меры, которые следует предпринять, «дабы обеспечить для нашей торговли в будущем и некоторые выгоды, которых американцы, без сомнения, теперь достигнут»
В ответ на «Записку» Особый комитет рекомендовал правительству отправить в Китай и Японию экспедицию во главе с вице-адмиралом Евфимием Васильевичем Путятиным, считая его лучшим кандидатом для столь важной миссии: в октябре 1852 г. в Японию было направлено это посольство. Эта инициатива России вызвала серьезное беспокойство всех западных держав и, естественно, США.
В инструкции российского правительства Путятину определялись цели и задачи экспедиции. Ему поручалось собрать сведения обо всем, что происходит у побережья русских владений в Восточной Азии и западной части Северной Америки, а также предпринять новые усилия для открытия японских портов и использовать их близость к России для экспорта из Японии продовольствия для снабжения населения её дальневосточных владений в обмен на товары, необходимые японцам. Путятину было строго предписано действовать исключительно мирными средствами и с соблюдением законов страны. В послании Николая I японскому императору отмечался дружественный характер посольства Путятина и содержалась просьба разрешить русским посещать порты Японии для обмена товарами, т.е. речь шла об установлении торговых отношений
12 августа 1853 года «Паллада» прибыла в порт Нагасаки, спустя месяц после первого визита «чёрных кораблей» Перри. Однако японские чиновники приняли письмо графа Нессельроде сёгуну только 9 сентября 1853 года. Видимо, экспедицию надо было послать более представительную, по примеру, американцев. Во время посещения Нагасаки Путятин показал японским изобретателям действие парового двигателя, что помогло Хисасигэ Танака впоследствии создать первый японский паровоз.
Во время этой экспедиции началось сотрудничество Японии и России в области науки и техники. Так, русским помогли с рабочими и материалами для строительства судна. Это был первый опыт японцев в строительстве корабля европейского образца. 14 апреля шхуна «Хэда» была спущена на воду и 26 апреля русские отплыли на родину. По образцу этой шхуны японцы построили ещё несколько кораблей.
Путятин прибыл на фрегате «Диана» в Симоде в ноябре 1854 г. На этот раз переговоры были прерваны в связи с сильнейшим землетрясением, в результате которого Симода был почти полностью разрушен, а российский корабль получил сильные повреждения. Ведение переговоров осложнялось ещё и тем, что в это время Россия вела неудачную для неё Крымскую войну, в которой на стороне турок выступали Франция и Англия.
В январе 1855 г. в Симода в храме Гёкусэндзи был заключен первый русско-японский договор. С российской стороны договор был подписан генерал-адъютантом, вице-адмиралом Е.В. Путятиным, с японской стороны - представителями сёгунского правительства Цуцуи Хизен-но ками и Кавадзи Саэмон-но дзё. Текст трактата был составлен на русском, японском, китайском и голландском языках.
Симодский договор 1855 год – первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией.
Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат – первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией. Было подписано вице-адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи 26 января 1855 года.
Состоял из 9-ти статей. Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Для русских в Японии вводилась, по существу, консульская юрисдикция. Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, в свою очередь Япония получила острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран.
Для русских кораблей были открыты также порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Россия получала режим наибольшего благоприятствования в торговле и право открыть консульства в указанных портах.
Положение о совместном владении острова Сахалин было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина (Япония в то время не имела такой возможности из-за отсутствия флота).
Таким образом, данный Договор имел целью урегулировать не столько вопросы границы, сколько защитить интересы России в области торговли с Японией с тем, чтобы не лишиться тех выгод, которые могли приобрести США и другие государства в Японии и в Восточной Азии в целом. Пограничные вопросы носили дополнительный характер и были подчинены главной проблеме - установить взаимовыгодные торгово-экономические отношения между Россией и Японией.
Бухта Хеда. Зарисовки Можайского в Японии
В начале девятнадцатого века главным событием несомненно была экспедиция Г.И. Невельского в 1819 - 1821 - х. годах. Ему удалось не только исследовать побережье Сахалина, но и доказать, что он является островом. Дальнейшая работа по изучению Дальнего востока принесла ему ещё одну победу. Он открыл местоположение устья Амура. В его исследованиях ему представлялся крайне незаселенный берег. И действительно, согласно данным того периода численность местного населения на Дальнем востоке у разных народностей колебалась от одной до четырех тысяч человек.
Несомненно, что главными исследователями были казаки и переселяющиеся крестьяне. Именно они осваивали территорию Дальнего востока на суше. В 1817 году крестьянин А. Кудрявцев побывал на Амуре у гиляков. Он узнал, что земля на которой они живут очень богата и далека от цивилизации. В тридцатые годы об этом же поведал беглый старовер Г. Васильев.
25 июля (6 августа) 1851 года в г. Кульджа (Китай) между Россией и Китаем был подписан договор о нормализации русско-китайской торговли на среднеазиатской границе. Со стороны России его подписал Егор Ковалевский, со стороны Китая – И Шаней и Бу Янь-тай, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Документ состоял из 17 статей, в которых определялись вопросы, касающиеся порядка торговли, охраны караванов, наказания за грабёж, разрешения конфликтных ситуаций, взаимной выдачи перебежчиков и т. д.
Согласно договору российские купцы получили доступ в Кульджу и Чугучак, где им китайскими властями отводились места для торговых факторий, за городом – пастбища для лошадей и вьючного скота, а также участки для кладбищ, говорится в «Большой российской энциклопедии». В российских факториях разрешалось совершать православные богослужения. Между Россией и Китаем в двух указанных выше городах устанавливалась беспошлинная меновая торговля, запрещался отпуск товаров в кредит.
Российским купцам разрешалось приезжать в Китай ежегодно в период с 25 марта по 10 декабря. Если же купец не продал весь привезённый товар в установленный срок, он мог остаться в Китае до завершения торговых операций. Китайским властям запрещалось вмешиваться в де-ла российских купцов, наблюдение за делами российских купцов возлагалось на российского консула, а за делами китайских подданных – на чиновника Илийского главного управления
В 1844 году путешествуя по северу и дальним областям Сибири А.Ф. Миддендорф
попал и на реку Амур. Его изыскания позволили установить приблизительный маршрут русла Амура. Он же и его последователь в 1849 году – Г.И. Невельской привели за собой волну русских крестьян и казаков. Теперь изучение и освоение Дальнего Востока становилось более расширенным и планомерным.
В 1854-1856 гг. было организовано три сплава войск и казаков из Восточного Забайкалья по рекам Шилка, а затем Амур до Николаевска.
14 мая 1854 г. начался первый сплав. 15 июня он прибыл на Мариинский пост, а затем в Николаевский. Так было положено начало паровому судоходству на Амуре. Первый пароход, прошедший по реке, назывался «Аргунь». Часть войск из Николаевска была переправлена на морских судах на Камчатку.
Когда в августе 1854 г. англо-французский десант сделал попытку захватить Петропавловск-Камчатский, то там встретил стойкую оборону русских защитников. Десант был разбит и отброшен. Одновременно Муравьев получил полномочия от центрального правительства на ведение переговоров. Ни Россия, ни Китай не были заинтересованы в проникновении иностранных держав на буферную территорию, то есть в Приамурье. Необходимо было как можно скорее урегулировать спорные проблемы между двумя странами.
В этом же году полусотня казаков во главе с офицером Травиным спустилась на плотах по Амуру и вблизи устья Зеи, на правом берегу основала Усть-Зейский пост. Из бревен разобранных плотов казаки построили деревянный дом, оборудовали землянки. Весной следующего года здесь была освоена казачья станица
В 1855 г., во время второго сплава, переселенцы основали на левом берегу Амура села Иркутское, Богородское, Михайловское, Ново-Михайловское, Сергеевское, а также станицу Сучи напротив Мариинского поста. В 1856 г. по Амуру был про-веден третий сплав войск, в ходе которого вдоль левого берега реки были основаны военные посты Кумарский и Хинганский.
По инициативе Муравьева 28 октября 1856 г. Александр II одобрил проект создания казачьей военной линии вдоль левого берега Амура.
Айгунский договор 1858 г.- территориальное закрепление берегов Амура между Россией и Китаем.
Подписан между Россией и Китаем 16 (28) мая 1858 в г. Айгуни генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым и уполномоченным цинского правительства князем И. Шанем. Айгунский договор закрепил левый берег Амура (от р. Аргуни до устья Амура) за Россией, а правый – до р. Уссури – за Китаем.
Маньчжурские поселения на левом берегу Амура оставили в ведении китайского правительства. Территория между р. Уссури и морем оставалась неразграниченной и была признана находящейся «в общем владении» обоих государств. Плавание по р. Амуру, Уссури и Сунгари позволялось только русским и китайским судам, разрешалась взаимная торговая деятельность.
Тяньцзиньский трактат был подписан между Россией и Китаем в 1858 году 1(13) июня в Тяньзине.
Уполномоченный со стороны России вице-адмирал Е. В. Путятин, с китайской стороны Хуашаном и Гуйлянем. Данный трактат состоял из 12 статей и подтверждал мирные, дружеские отношения между странами, гарантировал безопасность русских, проживающих в Китае и китайцев, находящихся на территории России.
Также Тяньцзиньский трактат открыл ряд китайских портов для русских судов и подтвердил право России на направление посланников в Пекин. Наряду с подданными других стран. Российские подданные получили в Китае право на консульскую юрисдикцию экстерриториальность. Разрешалась сухопутная торговля без ограничений количества провозимых товаров, числа лиц, участвующих в ней и употребляемого капитала.
Россия также могла теперь назначать консулов в открытые для нее порты. Что же касаемо территориальной границы, Тяньцзиньский трактат устанавливал, что неопределенный части границ будут исследованы уполномоченными лицами со стороны обеих держав и заключенное между ними условие будет приложено к данному трактату в виде статьи. Между Кяхтой и Пекином было установлено регулярное почтовое соглашение.
Воссоединение Приамурья и Приморья с Россией в середине 19 века явилось исторически прогрессивным событием. Ф. Энгельс отмечал, что “в непродолжительном времени долины… Амура будут заселены русскими колонистами”. Такая уверенность основывалась на глубоком понимании значения восточных окраин для развития России.
Таким образом, в вопросе о присоединении Приамурья к России к середине 50-х гг. XIX в. окончательно победила точка зрения генерал-губернатора Восточной Сибири, и российским дипломатам отныне предстояло договорным путем оформить изменение своих позиций в регионе. Находившаяся в сложной дипломатической ситуации Цинская империя рисковала получить односторонний пересмотр Россией Нерчинского договора. В своей ноте от 12 сентября 1855 г. генерал-губернатор Восточной Сибири указывал: «китайское правительство даже потеряло право протеста на более или менее сильное занятие нами Амура».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.