Даниил Хармс «Игра»
Оценка 5

Даниил Хармс «Игра»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
21.12.2020
Даниил Хармс «Игра»
000f5de6-225d1773.docx

Ф.И.О. учителя: Гафурова Сафия Хамидовна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2012)

Тема урока: Даниил Хармс «Игра»

Тип урока: урок изучения нового материала по творчеству Д.Хармса.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения. 

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию  самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- способствовать  проявлению индивидуальных творческих способностей  в процессе чтения по ролям;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

 

 

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знакомить детей с творчеством  Д. Хармса, как поэта;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- познакомить  с понятием игра слов (метод подбора рифмы).

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);

2)проектор-компьютер; интерактивная доска

3)Выставка книг с произведениями Д.Хармса.

4) карточки для работы в группах

5) пазлы с обложками детских журналов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Организационный момент

Доброе утро !
Солнцу и птицам ,
Доброе утро всем –
Улыбчивым лицам!

Ребята, подарите вашу улыбку гостям, друзьям, мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит настроение радости.

Но, согласно распорядку,
мы утром делаем  зарядку.

Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.

По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд! ( под счёт выполняют 5-6 упр.)

Можно сесть за парты

 - Руки?

  - На месте!

  - Ноги?

 - На месте!

 - Локти?

- У края!

 - Спинка?

- Прямая!

 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их –

Они учат Вас!

 

II.Закрепление пройденного материала

Повторим мы материал, закрепим умения, 
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

- О чём идёт речь?

Загадка   (Слайд №2)

Не книга, не газета…

Страницами шуршал,

Читателям секреты

Рассказывал (журнал)

- Давайте вспомним , чем журнал отличается от книги?

1.     Книга представляет собой авторское издание. Над журналом работает редакторская группа.

 

2.Журнал является периодическим изданием и выпускается многократно в едином формате, но с разным содержанием. Книга может издаваться несколько раз, однако без строго установленной периодичности. При возможном изменении формата содержание книги не меняется.

 

2.     Структура журнала имеет разделы, рубрики, деление страниц на столбцы,  произвольную компоновку текста и его фрагментов в отличие от книги, в которой текстовый материал печатается строго последовательно, в соответствии с авторской композицией.

 

3.      Литературное произведение, как и любой другой текст, в книге печатается полностью. В журнале могут выходить отрывки или публиковаться только часть текста с продолжением в следующем номере.

 

4.     На обложке книги указывают имя автора и название произведения; на журнальной титульной странице – название журнала, его номер и дату выхода.

Что обозначают следующие слова? (слайд №2)

РЕДАКЦИЯ(помещение, где подготавливают текст к печати
 ( проверяют, исправляют)

РЕДКОЛЛЕГИЯ(группа работников, которая подготавливает журнал к печати.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (сколько раз в год, месяц выходит журнал)

ЭКЗЕМПЛЯР (один журнал из ряда подобных).
ТИРАЖ (количество экземпляров,  которые вышли в свет.)

 

Работа в парах ( узнай по обложке и первым буквам слов название детского журнала) Проверка.

- Зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, чтобы лучше учиться, чтобы читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры.)

III.Постановка целей урока (слайд №3)

А теперь обратите внимание на доску.  Как вы думаете , о чём мы поведём разговор сегодня на уроке?  ( На слайде обложки журналов «ЧИЖ» и «ЁЖ», портрет Даниила Хармса и название его произведения «Игра»)

Давайте предположим, существует ли какая-то связь между изображениями.

 

Исходя из увиденного, определим  задачи нашего урока, используя опорные слова (слайд №4)

1.Познакомиться с журналами «ЧИЖ» и «ЁЖ»

2.Познакомиться с творчеством Даниила Хармса

3. Познакомиться со стихотворением «Д.Хармса «Игра».

4.Развивать навык выразительного чтения, умения работать с текстом.

 

 

IV.Работа по теме урока

1Знакомство с журналами «ЧИЖ» и «ЁЖ» (слайд 5)

Материал для учителя)

 Когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем.

«ЧИЖ» -это «Чрезвычайно интересный журнал» издавался в Ленинграде  ( теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 г. для дошкольников. А «Ёж» (ежемесячный журнал) для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. Он был создан по инициативе К И. Чуковского. В редакции журнала работали такие авторы как С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков, А Барто. Когда писатели работали, то в их отделе  часто звучали шутки,  весёлые стихи, что все смеялись и хохотали. Одним из авторов был молодой  Даниил Хармс.

2.Знакомство с жизнью и творчеством Д.Хармса

 Даниил Иванович Ювачёв родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец- английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.   

 После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде . Он очень выразительно читал стихи, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Показывал детям фокусы.

  Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. Он постоянно менял таблички с именем на двери. Он всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие:  Шустерлинг, Пустерлинг,  Шардам, Дандан, Торопышкин, Колпаков. Чаще всего повторялось имя Хармс.

    Ювачев – русская фамилия, а Хармс это вымышленное имя (псевдоним) Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм» что значит  «околдовать, очаровать».  Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепенно закрепился псевдоним Хармс. В комнате у него стоял предмет, который всех удивлял. Он состоял из железок, досок, пружинок, велосипедных колёс , верёвок, консервных банок. Сам писатель объяснял, что это машина.

Почему псевдоним ХАРМС?

 

1. В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы,  … Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель - не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением

звучит по английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.

3.Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец  его тоже писал книги. людей?! Даниил Шарм означало бы – Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно.

2. Ювачев – русская фамилия, а псевдоним

4Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе Холмс-Хармс.

3. Первичное знакомство со  стихотворением Д.Хармса «Игра»

Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д. Хармса «ИГРА»

 Предположите, о чём оно будет?

 

.(звучит аудиозапись)

--Понравилось ли вам стихотворение?. Чем?

-Почему оно так названо?  Какое настроение оно вызвало у вас?

4. Чтение про себя. Слова, которые непонятны , подчеркните.

5. Словарная работа.  Работа с текстом

-Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал? (чтобы стало понятно, кого изображают дети)

- Кто играл и во что?

-Что помешало игре?

-Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки?

 Он тоже играет, но только со словами. Получается как считалка, он задаёт ритм На самом деле так и играют, повторяя действия)

-В стихотворных строчках обычно по 4-5 слов, а здесь почему каждое слово с новой строки? ( чтобы при чтении мы выделяли голосом каждое слово, чтобы получалось ритмично, громко. Каждое слово главное)

6. Чтение вслух (цепочкой)

- Как вы думаете, было ли ребятам интересно играть? Чтобы игра не закончилась печально и длилась долго, о чём должны были помнить мальчики? О соблюдении правил безопасности и играть дружно.

V. Физкультминутка

А сейчас мы отдохнём и попробуем тоже представить себя в роли пилотов

Мы отважные пилоты,
Это наши самолёты —
Два крыла (махнуть ручками),
Одна кабина (качнуть головой)
Сзади мощная турбина (качнуть попой)

Сделал правый поворот.

Сделал левый поворот

Разбежались и взлетели —
Полетели, полетели.
Там внизу остался дом —
Мы махнём ему крылом!
Выше облака и тучи,
Выше — выше, круче — круче!
По воздушным ямкам (ныряем по воздуху)
Пристегните лямки!

VI.Продолжение работы по теме урока (работа в группах)

1. Работа в группах

 

Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- У каждой пары на столе лежит карточка со стихотворением Д.Хармса.  Вам нужно прочитать и вписать недостающие слова. Затем проверить в четвёрках (сигналом для начала и окончания  выполнения задания будет служить звучание колокольчика)

 

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _________(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _______(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не  ______(идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек _________(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ______(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек ______(не нашли).

Это было стихотворение Д.Хармса «Вкусный пирог»

К стихам Д.Хармса созданы мультфильмы .Один из них мы посмотрим.

2.Просмотр мультфильма  «Весёлый старичок».

 

VII.Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Справились ли мы с задачами, которые поставили в начале урока.  Продолжите предложения по содержанию нашего урока:

- сегодня я узнал…

- мне захотелось…

- меня удивило…

- мне было интересно…

- на следующем уроке я…

 

VIII/Домашнее задание :

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения «Игра» Д.Хармса. Найти другие стихи автора и приготовиться читать их в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ф.И.О. учителя : Гафурова Сафия

Ф.И.О. учителя : Гафурова Сафия

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - знакомить детей с творчеством

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - знакомить детей с творчеством

I. Организационный момент

I. Организационный момент

Повторим мы материал, закрепим умения,

Повторим мы материал, закрепим умения,

ЭКЗЕМПЛЯР (один журнал из ряда подобных)

ЭКЗЕМПЛЯР (один журнал из ряда подобных)

Даниил Иванович Ювачёв родился в 1905 году, в

Даниил Иванович Ювачёв родился в 1905 году, в

Ювачев – русская фамилия, а псевдоним 4Даниил любил читать книги об английском сыщике

Ювачев – русская фамилия, а псевдоним 4Даниил любил читать книги об английском сыщике

Два крыла (махнуть ручками),

Два крыла (махнуть ручками),

Это было стихотворение Д.Хармса «Вкусный пирог»

Это было стихотворение Д.Хармса «Вкусный пирог»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020