Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний. Цели урока: изучение состава, свойств и способов переработки нефти; формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся; Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.
Оценка 4.9

Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний. Цели урока: изучение состава, свойств и способов переработки нефти; формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся; Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
08.06.2023
Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний. Цели урока:  изучение состава, свойств и способов переработки нефти;   формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся;  Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению обучающимися новых знаний, развития у них творческих способностей, что диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении. В ходе данного урока реализованы мини-проекты экологической направленности. Группам предлагались задания проблемного характера, ответить на которые можно было, используя дополнительную литературу или интернет ресурсы. Для достижения целей урока использовались ИКТ
Урок Нефть и проблемы экологии.docx

Пояснительная записка.

  Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний.

Цели урока:  изучение состава, свойств и способов переработки нефти;

 формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся;

Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки. Выявить экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти.

Развитие  навыков самостоятельной работы с информацией, умений кратко и точно излагать мысли  и оформлять результаты собственных  исследований;

развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя информационные технологии.

Воспитательные:  формирование активной жизненной позиции обучающихся при оценке глобальных проблем человечества; воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;

При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

·        Словесный (сообщение);

·        Наглядный (демонстрация слайдов);

·        Проблемно-поисковый;

·        Проектный (мини-проекты);

      Данную тему «Нефть и проблемы экологии», я считаю актуальной, значимой. На территории Пермского края сосредоточены огромные запасы нефти в связи с этим и появляются проблемы, связанные с экологий. В ходе урока рассматривается глобальная экологическая катастрофа в Мексиканском заливе и решается проблема очистки воды от нефти.

   В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению обучающимися  новых знаний, развития у них творческих способностей, что диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении. В ходе данного урока реализованы мини-проекты экологической направленности. Группам  предлагались задания проблемного характера, ответить на которые можно было, используя дополнительную литературу или интернет ресурсы. Для достижения целей урока использовались  ИКТ (презентация к уроку), технология проблемного обучения.

План урока

Тема урока: «Нефть и проблемы экологии»

Тип урока: комбинированный урок

Время занятия: 45 минут.

Цели урока:

изучение состава, свойств и способов переработки нефти;

 формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся;

Задачи урока                   

Обучающие:

 Познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки. Привлечь внимание к проблемам экологии, связанные с нефтяными загрязнениями.

Развивающие: 

развитие ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, личностного совершенствования; развитие элементов критического мышления;

развитие  навыков самостоятельной работы с информацией, умений кратко и точно излагать мысли  и оформлять результаты собственных  исследований;

развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя информационные технологии.

Воспитательные:  

 формирование активной жизненной позиции обучающихся при оценке глобальных проблем человечества;

воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;

воспитывать  правильную самооценку и чувство ответственности.

Изучение нового материала:

·        Новые факты: теории происхождения нефти, состав нефти, стадии переработки нефти, олигополистическая зависимость, взаимодействие России и стран ОПЕК.

·        Новые понятия: фракции перегонки, картель.

Повторение материала:

·        факты: крупнейшие нефтегазоносные бассейны, страны-лидеры по запасам нефти, применение продуктов переработки нефти,;

·        понятия исчерпаемый ресурс, химический состав, химические свойства;

·        законы и другие элементы системы научных знаний: зависимость свойств от состава нефти

По завершении урока учащийся должен:

Знать: состав, свойства, способы переработки нефти; влияние нефти на окружающую среду.

Уметь :

объяснять смысл понятия «чёрное золото», 

проводить сравнения, делать выводы и обобщения;

применять полученные знания в жизни.

Методы организации учебной деятельности:

Формы организации учебной деятельности:

  индивидуальная, коллективная.

Межпредметные связи: биология, экология, экономика, география

Оснащение урока:  компьютер, мультимедиа проектор;

раздаточный материал (учебник «Химия 10 класс», опорные конспекты, информационный материал для решения проблемных вопросов );  химические реактивы (нефть, вода), ПСХЭ

 

п/п

Этапы урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1

Организационный момент

Создание положительных мотиваций. Подготовка к восприятию нового материала.

1

2

 Целеполагание

Побуждение к воспроизведению ранее усвоенных знаний. Постановка темы и целей урока

1

3

 

Актуализация знаний

 

 Работа учащихся с наглядным материалом, беседа.

 

10

4

Изучение нового материала

Исследование физических свойств вещества.

Использование ИКТ для объяснения нового материала.

Постановка проблемных вопросов

Самостоятельная работа на уроке (выполнение и защита мини-проектов)

 

26

5

Закрепление

Работа с опорными конспектами

5

6

Подведение итогов работы

Рефлексия. Анализ работы на уроке

2

 

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Организация учащихся в микрогруппы.

Подготовка к восприятию нового материала.

Воспринимают информацию.

2.

Актуализация знаний и целеполагание

 

Формулирует вопросы  по добыче, транспортировке, переработке нефти, местонахождению основных нефтяных месторождений. Побуждение к воспроизведению ранее усвоенных знаний.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему и цели  урока вместе с преподавателем

4

Изучение нового материала

Организация изучения физических свойств нефти

Рассматривает способы переработки и применения нефти, используя ИКТ.

Формулирует совместно с учащимися проблемные вопросы

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь опорными конспектами. Делают записи в тетради

Выполнение мини-проектов. Защита проектов

5

Закрепление

Организация работы с опорными конспектами

Отвечают по опорному конспекту

6

Подведение итогов урока

    Рефлексия.   Анализ и оценка работы на уроке.

Саморефлексия. заполняют оценочные листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Организационный момент.

2. Определение темы урока обучающимися.

Мы будем говорить о веществе, которое было известно на заре цивилизации. Это вещество использовали для бальзамирования трупов, как лечебное средство  при кожных заболеваниях, для освещения. Считают, что это часть земли, созданной богом, его называют  «черным золотом».

О чем сегодня будем говорить? (о нефти)

Актуализация знаний и целеполагание.

1.Как добывают нефть?  2. Как её транспортируют?  3. Что из неё получают?

4. Назовите регионы России, богатые нефтью.

Предполагаемый ответ (Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах, извергается на поверхность земли в виде фонтанов. Транспортировка нефти по суше в настоящее время осуществляется путем нефтепроводов, железнодорожных цистерн, между континентами ― с помощью танкеров. Получают бензин, солярку и т.д. Это далеко не полный перечень продуктов, которые можно получить из нефти. Регионы России, богатые нефтью - Западная Сибирь, Казахстан, Волго-Уральский регион)

Вопрос. Будет ли влиять нефть на живые организмы? Какую проблему будем рассматривать? (проблему экологии)

Тема урока «Нефть и проблемы экологии».

Что мы должны узнать о нефти с химической точки зрения? Предполагаемый ответ (состав, свойства и применение нефти)

Задачи урока: изучить состав нефти, свойства, области применения. А также экологические проблемы, связанные с нефтью.

Проблемный  вопрос: почему нефть называют “чёрным золотом” ?

Что она блестит как золото? Такая же дорогая, как золото?

Ответить  на  этот вопрос  нам  поможет  сегодняшний  урок.

 

 

Изучение нового материала.

Нефть – это чудо природы, в каждой капле нефти содержится 900 различных химических соединений. Добычу производят 95 стран мира. Назовите страны, которые больше всего производят нефти (более 1оо млн  тонн в год).

Самое большое количество мировых нефтяных запасов приходится на страны Ближнего Востока  и Азии. В этом регионе в 1960 году был создан международный картель, получивший название Организация стран – экспортеров нефти ОПЕК. Цель – координация политики нефтедобычи и контроль за  мировыми ценами на сырую нефть. В эту организацию входят 12 стран, назовите их. Предполагаемый ответ ( Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Венесуэла, ОАЭ, Ливия, Нигерия, Эквадор, ОАЭ, Катар, Ангола) Россия не входит, является наблюдателем.

Добыча и потребление нефти – важный показатель промышленного развития государств.  До 30% бюджета нашей страны зависит  от добычи нефти.

Пермский край. Наиболее освоенные месторождения: Полазненское (Добрянский район), Краснокамское, Куединское, Осинское и Чернушинское. Северные месторождения (в районе Соликамска и Березников) разрабатываются слабо, так как нефть там залегает на большой глубине под соляными пластами.

Сообщение учащегося «Теории происхождения нефти» (приложение 4)

Характеристика физических свойств нефти (демонстрационный эксперимент) Это маслянистая жидкость, черного цвета, но бывает и желтого, и красного цвета, со специфическим запахом, практически нерастворима в воде (10 л нефти могут покрыть пленкой 1 км2). Нефть горит коптящим пламенем.

Состав нефти. Нефть содержит три класса углеводородов, и в зависимости от того, какие углеводороды преобладают, нефти бывают метановые, ароматические, нафтеновые. Например, Пермская нефть богата ароматическими углеводородами, а Грозненская алканами. 

Кроме углеводородов нефть содержит водород, кислород, азот и серу.                                                                                                                                                                                                          Итак, мы можем сказать, что нефть – это смесь различных углеводородов. Определенную температуру кипения имеет только чистое вещество, поскольку нефть состоит из различных веществ, будет она иметь постоянную температуру кипения? (нет) Температура кипения нефти в пределах от 20 С до 420С.

Применение нефти. В результате  первичной переработки нефти получают бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут. Скажите, где применяют эти фракции? Обучающиеся отвечают , пользуясь учебником.

Проблемный вопрос. Выход бензина при перегонке составляет 20%. Как можно увеличить выход бензина?  Предполагаемый ответ (раздробить молекулы).  С этой целью осуществляют крекинг (вторичная  переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки). Крекинг- слово  означает раскалывать, расщеплять. Способ изобретен русским инженером в 1891 г. Шуховым. Это процесс расщепления молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием высокой t. Выход бензина составляет 70 %.

Пиролиз- нагревание нефтепродуктов без доступа воздуха при температуре 900 С. Получают газообразные вещества (этилен, ацетилен, бензол). Сырье любое (от природного газа до нефти). 

Риформинг-переработка с целью получения бензола и его гомологов. Получают бензин высоких качеств и много ароматических углеводородов.

В процессе крекинга, пиролиза, риформинга нефти,  полученные вещества применяют для получения разнообразных продуктов, имеющих большое практическое значение. Назовите что получают из нефти? (взрывчатые вещества, лекарства, парфюмерные изделия, волокна, растворители, бутадиеновый каучук, резина, делают искусственные меха, кожи, ткани, пластмассы, моющие средства и др. Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами нефтепереработки?

Итак, мы можем ответить на вопрос, почему нефть – черное золото?

Предполагаемый ответ (Это химическое сырье для производства разнообразных продуктов)  В настоящее время 10% нефти используется как сырье, остальное как топливо. Д.И.Менделеев: нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями. Проблема использования нефти очень актуальна сейчас в мире.

Нефть породила отрасль промышленности – нефтехимию, но в то же время создала экологические проблемы. Добыча, транспортировка, переработка нефти сопровождаются сильным загрязнением окружающей среды. Пермский  край – один из нефтедобывающих районов нашей страны. Пермский нефтеперерабатывающий комплекс расположен в районе Осенцы. Жить в этом районе непрестижно, в воздух попадает огромное количество фенола, а это сильнейший аллергент, бензапирены являются канцерогенами. 

Нефть  - основной загрязнитель воды. Ежегодно в океан поступает до 20  млн. тонн нефти. Одна из самых  страшная катастрофа произошла в 1994 г. около Усинска в Коми, тогда из-за разрыва трубопровода вылилось около 100 тыс. тонн нефти, пятно протянулось на 18 км и по реке Печоре дошло до Северного Ледовитого океана. Про фауну и флору на громадной территории можно просто забыть, ущерб достиг $500 млн, в грудном молоке женщин до сих пор обнаруживаются углеводороды.

Но ведь нефть это не только углеводороды. Это система из двух тысяч компонентов, в том числе тяжелые металлы, мутагенные и канцерогенные органические вещества. Очень опасны и пластовые воды, которые к тому же радиоактивны - до войны из усинских пластовых вод даже добывали радий.

Или другой пример –  июле 2010 года взорвалась и затонула буровая скважина в Мексиканском заливе. В воду вылилось огромное количество нефти.

Проблемные вопросы. Какие последствия экологической катастрофы в Мексиканском заливе? Можно ли было ее предотвратить и как? (Приложение 3)

Проблемный вопрос. Знаете ли вы, что происходит с нефтью, когда она попадает в воду?  (Приложение 1)

Проблемный вопрос. Какие вы знаете способы очистки воды от нефти? Какой из них самый эффективный?  (Приложение 2)

Хочу добавить, Международный фонд X-Prize Foundation объявил конкурс на лучший способ очистки морских вод от нефти. Первая премия - $1 млн. Появление этой премии вызвано катастрофой в Мексиканском заливе. Существующие методы несовершенны.

Обозначим три проблемы, которые нас интересуют. Распределение обучающихся по группам – химики, экономисты, экологи. Каждая группа делает мини-проект. Для этого  предоставляется информационный материал. Каждая группа ставит цель работы и планирует свою деятельность,   Предполагаемый продукт – сочинения, доклады, графики, репортажи и т.д. Время работы 15 минут.             

Подведение итогов работы в группах. Заслушиваются выступающие от группы, задаются вопросы. Оценка мини-проектов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Самым интересным для меня на уроке было_____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было________________________________________

Домашнее задание:

1. Подготовить пересказ по опорному конспекту

2. Составить кроссворд по теме: «Нефть»

Литература

1.     Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия 8, 10, 11 классы. Волгоград, Учитель, 2002

2.     Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. М., Педагогика, 1990

3.     Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательной школы. М., Школа-Пресс, 2010

4.     Павлова Е.И. Экология транспорта. М., Транспорт, 2000

5.     http://www.bestreferat.ru/referat-79816.html

6.     http://www.neftelib.ru/neft-book/070/25/index.shtml

 

 

Приложение 1

Превращения нефти в воде

В пределах водной толщи нефтяные продукты могут присутствовать в виде раствора, эмульсий или полутвердых частиц. Основное поступление нефти в водную толщу происходит через поверхность, поэтому вблизи поверхности ее концентрация выше. Часть нефтепродуктов достигает дна, и общие концентрации в донных отложениях меняются от 1 мкг/г (в осадках глубоких океанских и арктических районов) до 60000 мкг/г в активной зоне просачивания.

Влияние донных отложений на распад углеводородов         

В процессе самоочищения морской среды от углеводородов значительная роль принадлежит донным отложениям, которые, адсорбируя углеводороды, с одной стороны, ведут к уменьшению их содержания  в воде, а с другой - могут служить при определенных условиях источником повторного загрязнения воды. Углеводороды в результате адсорбции на взвешенных частицах осаждаются на дно, связанные со взвешенными частицами, углеводороды под воздействием гидрометеорологических факторов могут вновь перейти в толщу воды и возвратиться в повторный цикл

       Миграция нефти и нефтепродуктов в водной среде осуществляется в пленочной, эмульгированной и растворенной формах, а также в виде нефтяных агрегатов.

При попадании нефти в воду сразу же образуется поверхностная пленка, которая подвергается множеству физических, химических, биохимических и механических процессов.

   Это прежде всего испарение, эмульгирование, растворение, окисление, биодеградация и осаждение. Учитывая постоянно возрастающие масштабы нефтяного загрязнения и его распределения в поверхностных водах, решение стараются найти в самоочищающей способности водоемов. Понятие самоочищения включает совокупность всех природных процессов, обусловливающих распад и трансформацию загрязняющих веществ и восстановление первоначальных свойств и состава водной среды.

   При попадании нефти в воду одним из начальных процессов самоочищения водоема является испарение. Оно касается, в основном, летучих фракций нефти. Наиболее интенсивно этот процесс идет в первые часы. Уже через 0.5 часа после попадания нефти на водной поверхности летучих ее соединений не остается. К концу первых суток испаряется 50% летучих соединений, содержащих C13 и C14, к концу третьей недели — 50% соединений C17.  Скорость испарения зависит от плотности нефти или нефтепродукта, температуры среды и степени растекания на водной поверхности. Чем быстрее растекается нефть, тем быстрее она испаряется, ветер и течения увеличивают горизонтальные размеры нефтяного пятна и также способствуют испарению. В связи с процессом испарения нефтяных углеводородов (частично и с растворением в воде) плотность и вязкость нефтяной пленки постепенно увеличиваются, поверхностное натяжение уменьшается, растекание прекращается.

   Волны и течения вызывают развитие турбулентных движений, и нефтяная пленка распадается на отдельные капли. Нефть быстро абсорбирует воду (до 80% ее объема) и формирует эмульсию типа «вода в нефти». Это зависит от ветра, волнения, вертикальной турбулентности, температуры воды, наличия взвесей и твердых частиц. Помимо эмульсии «вода в нефти» образуется эмульсия типа «нефть в воде», особенно при участии диспергирующих химических соединений. Происходит образование мельчайших капель нефти, что резко увеличивает поверхность раздела сред и способствует ускорению процессов разрушения нефтяных углеводородов. Размер агрегатов колеблется от миллиметра до сантиметра, под действием сил тяжести они оседают на дно. В их состав входят в основном парафиновые и ароматические углеводороды, и эти очень стойкие образования существуют годами.   

   Биохимическое окисление нефти и нефтепродуктов осуществляется благодаря наличию в морской среде и донных отложениях микроорганизмов, способных утилизировать органические соединения, используя их в качестве источника углерода и энергии.

Нефть и нефтепродукты, попавшие в водную среду, подвергаются воздействию многочисленных процессов, направленных на их разрушение. Наиболее значимые из них — химические, микробиологические, биохимические процессы, в основе которых лежат окислительно-восстановительные, фотохимические и гидролитические реакции.

Приложение 2

Способы очистки воды от нефти

Оценивать методы по четырем критериям:

·        Экологическая безопасность

·        Экономическая эффективность

·        Степень очистки

·        Скорость очистки

Оценка метода ведется по пятибалльной системе от нуля до пяти

Чем больше баллов наберется у того или иного метода, тем этот метод лучше

1. Механический метод

Сущность механического метода состоит в том, что нефть удаляется из воды путем её отстаивания и фильтрации с последующим её улавливанием специальными устройствами - нефтеловушками, бензомаслоуловителями, отстойниками или вручную. Нефть не смешивается с водой и образует на поверхности масляное пятно. Она собирается порциями в полимерные контейнеры (полиэтиленовые пакеты) и затем сжигается. Однако механические устройства не обеспечивают достаточную эффективность очистки воды от нефти.

Сложность сбора нефти с водной поверхности заключается в том, что нефть разливается тонким слоем. При ее сборе неминуемо захватывается и вода. Проблема со сбором нефти вручную состоит в том, что для того, чтобы эффективно собрать нефть необходимо, чтобы ее было много, т.е. чтобы она лежала на поверхности толстым слоем, а это случается крайне редко при крупных техногенных катастрофах.

2. Химический метод

Химический метод очистки от нефти заключается в том, что в воду добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с нефтью и осаждают её в виде нерастворимых осадков. Данный способ заключается в основном, либо к к созданию на поверхности нефтяного пятна с помощью поверхностно-активных веществ и эмульгаторов водонефтяных эмульсий, либо к поглощению нефти различного типа адсорбентами, например, алюмосиликатными микросферами или оксидом алюминия и последующее выжигание нефти из пор сорбента путём горения. Адсорбционная способность алюмосиликатов составляет 800 мг/г (470 мг/см3). Степень очистки воды от нефти этим способом достигает не менее 98%, но это метод лимитируется площадью очага нефтяного заражения. Метод применим для очистки локализованного количества воды от нефти. Лидирующее положение в этом большом арсенале химических средств и методов для ликвидации нефтезагрязнения занимают диспергирующие агенты, которые представляют собой смесь растворителей и поверхностно активных веществ (ПАВ). Благодаря особенностям химической структуры и способности понижать поверхностное натяжение на границе раздела нефти с водой, ПАВ стабилизируют нефтяные капли в воде и таким образом эмульгируют и диспергируют нефть.  Степень очистки достаточно велика.К числу главных причин и факторов, снижающих эффективность химических средств для ликвидации нефтяных разливов, относятся:

 - зависимость эффективности диспергентов от состава и свойств разлитой нефти и параметров самой окружающей среды (температуры, турбулентности). Применение диспергентов может быть эффективным при ликвидации небольших нефтяных разливов

- образование обширных нефтяных полей и пленок или устойчивых водонефтяных эмульсий с повышенной вязкостью;

- невозможность быстрого (в течение нескольких часов) применения необходимых химических препаратов из-за погодных условий, отдаленности места разлива и т. д.;

3. Физико-химический метод.

При физико-химическом методе очистки воды от нефти из воды удаляются тонко- дисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти. Чаще всего из физико-химических методов применяется коагуляция, окисление, адсорбция, экстракция и т.д.

В качестве абсорбента нефти также можно применять тонко размолотый порошок активированного угля. Он равномерно напыляется на нефтяное пятно, и оно сразу перестает растекаться. Нефть, успевшая смешаться с водой и ставшая негорючей, вскоре приклеивается к угольным частицам. После этого пленку можно снять и сжечь (смесь угля с нефтью хорошо горит).

Можно также использовать и пенополиуретан, который поглощает массу нефти в 18 раз превышающую его собственную массу.

Также можно в Вашем случае налить на поверхность нефтяного пятна расплавленный парафин. При отвердевании он захватит нефть, а твёрдую массу можно затем собрать механическим способом.

Также эффективно использование эмульгаторов и поверхностно-активных веществ ПАВ, которые способны переводить нефть в эмульсии, ускорять процессы ее биохимического разрушения и даже ослаблять ее токсическое влияние. Степень очистки высокая.

4. Биологический метод

Среди методов очистки воды от нефти самую большую играет биологический метод, основанный на использовании специальных микроорганизмов, питающихся нефтью и разрушающих её. В настоящее время известно более тысячи микроорганизмов, способных перерабатывать углеводороды различных классов. Наиболее продуктивные из них - культуры дрожжей рода Candida, для которых источником  питания служат парафины нефти. Они дают большой выход биомассы с высоким содержанием белка и витаминов. Однако у подобного метода есть значительные минусы. Бактерии впадают в анабиоз при температуре ниже плюс десяти градусов, а это значит, что для холодных вод и зимнего периода такой способ не подходит».

5. Метод ограждения

В зависимости от степени загрязнения водной поверхности объекта выбирают технические средства для ограничения площади загрязнения.

   Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называются – контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнеров насосами. Но эту откаченную нефть использовать как топливо нельзя, кроме того, этот метод применяется только при спокойной погоде, т.е. когда на море нет волн. А если авария произошла в полярных водах, нефть становится вязкой, что влечет за собой некоторые трудности

 

Приложение 3

Разлив нефти в Мексиканском заливе серьезен – но насколько? ("The New York Times", США)

Нефть всех цветов радуги до горизонта... Десятки мертвых дельфинов и китов...   После того, как взорвалась и утонула нефтяная вышка, официально было объявлено о разливе нефти из расщелины на дне океана со скоростью 42 тысячи галлонов в сутки, но спустя пять дней в официальных заявлениях говорилось уже о 210 тысячах галлонов в сутки.

Вместе с нефтью и газом из глубины под огромным давлением в 80-100 тысяч psi (около 8 тонн на кв. сантиметр!) и на огромной скорости (200 км в час) выбрасывается песок - он действует как абразивный материал и стачивает поверхность скважины - расширяет ее.

Температура нефти около 400 градусов. В нефти растворен природный газ, метан. Эта высокотемпературная смесь очень текуча. Чем выше текучесть и чем выше давление тем больше выливается нефти и тем больше получается эмульсии. Температура кипения воды на глубине в полтора километра - около 350 градусов. Ученые нашли “нефтяные облака” под поверхностью воды в Мексиканском заливе. Размер облаков до 55 км длиной 5км шириной и 150 м высотой и даже одно это облако содержит огромное количество нефти.

Значительная часть нефти еще не поднялась на поверхность. Это значит что последствия разлива (особенно климатические) будут длиться годы или десятилетия.

Страшные последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Дата: 06.06.2010  Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе продолжается. Многочисленные попытки остановить утечку нефти оказались тщетными. Нефть продолжает вытекать в залив. Гибнут животные. Экологи из миссии “Пеликан”, которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров. “Глубоководные пятна” опасны тем, что истощают запасы кислорода, необходимого для живых организмов. Сейчас его уровень уже сократился на тридцать процентов. “Если так будет продолжаться, через пару месяцев флора и фауна залива могут погибнуть”, – говорят экологи.

Первыми пострадавшими от мега-катастрофы станут предприятия, производящие морепродукты; работу потеряют не только рыболовы, добытчики устриц, крабов и креветок, но и работники ресторанной индустрии — всем, от водителей грузовиков до официанток, грозят увольнения. Дождь с нефтью, ядохимикадами. Последствия. COREXIT 9500

Количество дисперсанта COREXIT 9500, потраченного кампанией на ликвидацию аварии, уже достаточно для того чтобы разрушить жизнь всей Северной Америки, и разрушить все цепочки жизнедеятельности от микробов до всех растений и человека. Достаточно только нескольким ураганам поднять всю эту химию и полить дождиком сушу.

Дисперсант COREXIT 9500 хорошо смешивается с водой и течение Гольфстрима несет его в своих водах намного быстрее, чем нефть. И в Европе вполне уже могут идти ядовитые дожди.

Рыбаки, на которых попали брызги воды с содержанием диссперсанта COREXIT, изпытывают непроходящие головные боли, рези в дыхательных путях, перебои с сердцем и внутренние кровотечения.

Судя по американским форумам 90% людей в северной Флориде, от Панамы, Таллахасе, до Джаксонвилля испытывают затруднения с дыханием, жжение в горле, сухой язык и другие аллергические реакции на присутствие ядовитых газов в воздухе.  БП продолжают поливать поверхность воды залива токсичным дисперсантом COREXIT 9500, чтобы скрыть масштабы утечки. Дисперсант не позволяет большей части нефти подниматься на поверхность, одновременно отравляя все формы жизни в воде и в воздухе.

По мнению русского ученого, профессора Григория Рыскина в NorthWestern University мир стоит на пороге необратимого природного, каскадного геологического апокалипсиса, который может привести к исчезновению жизни на Земле на многие миллионы лет.

Приложение 4

Теории происхождения нефти

     Человечество всегда интересовал вопрос о происхождении нефти. Существует основные теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория.

     Предложение о неорганическом происхождении нефти выдвинул в 1876 г. Д.И. Менделеев. Он считал, что вода, попадающая в недра Земли по трещинам-разломам в земной коре, под действием высоких температур и давлений реагирует с карбидами металлов, образуя углеводороды, которые поднимаются по трещинам породы, скапливаясь в пустотах – ловушках.

Авторы органической теории: М.В. Ломоносов (великий русский ученый), Г. Потонье (немецкий ботаник). Согласно этой теории нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились реками в водоёмы, и морского зоо- и фитопланктона. Один из существенных доводов в пользу этой точки зрения наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, а также азотсодержащих органических соединений, вероятно, ведущих своё происхождение из хлорофилла растений и гемоглобина животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка. Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды»

Пояснительная записка. Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды»

Группам предлагались задания проблемного характера, ответить на которые можно было, используя дополнительную литературу или интернет ресурсы

Группам предлагались задания проблемного характера, ответить на которые можно было, используя дополнительную литературу или интернет ресурсы

Изучение нового материала: ·

Изучение нового материала: ·

Этапы урока Приемы и методы

Этапы урока Приемы и методы

Организационный момент Организация учащихся в микрогруппы

Организационный момент Организация учащихся в микрогруппы

Ход урока Организационный момент

Ход урока Организационный момент

Нефть – это чудо природы, в каждой капле нефти содержится 900 различных химических соединений

Нефть – это чудо природы, в каждой капле нефти содержится 900 различных химических соединений

Применение нефти. В результате первичной переработки нефти получают бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут

Применение нефти. В результате первичной переработки нефти получают бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут

Нефть - основной загрязнитель воды

Нефть - основной загрязнитель воды

Самым интересным для меня на уроке было_____________________________________

Самым интересным для меня на уроке было_____________________________________

Миграция нефти и нефтепродуктов в водной среде осуществляется в пленочной, эмульгированной и растворенной формах, а также в виде нефтяных агрегатов

Миграция нефти и нефтепродуктов в водной среде осуществляется в пленочной, эмульгированной и растворенной формах, а также в виде нефтяных агрегатов

Размер агрегатов колеблется от миллиметра до сантиметра, под действием сил тяжести они оседают на дно

Размер агрегатов колеблется от миллиметра до сантиметра, под действием сил тяжести они оседают на дно

Химический метод Химический метод очистки от нефти заключается в том, что в воду добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с нефтью и осаждают…

Химический метод Химический метод очистки от нефти заключается в том, что в воду добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с нефтью и осаждают…

При физико-химическом методе очистки воды от нефти из воды удаляются тонко- дисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти

При физико-химическом методе очистки воды от нефти из воды удаляются тонко- дисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти

Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах

Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах

Гибнут животные. Экологи из миссии “Пеликан”, которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров

Гибнут животные. Экологи из миссии “Пеликан”, которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров

Земле на многие миллионы лет.

Земле на многие миллионы лет.

Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний. Цели урока: изучение состава, свойств и способов переработки нефти; формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся; Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.

Данная тема рассматривается в курсе органической химии, в разделе программы «Углеводороды». Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний. Цели урока:  изучение состава, свойств и способов переработки нефти;   формирование элементов химической и экологической грамотности обучающихся;  Задачи урока: познакомить обучающихся с природным источником углеводородов - нефтью, её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023