Дарите людям доброту!
Цель тренинга:
1. Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;
2. Обучение контролю над собственными эмоциями.
3. Развитие высших психических функций: внимание, восприятие, логическое мышление.
Задачи тренинга:
Материалы и оборудование:
- Карточки с терминами;
- Сердечко (на каждого воспитанника);
- Пиджак;
- Штаны;
- Музыкальный и видеоматериал (Диана Гурцкая « Волшебное стекло», музыка для релаксации, социальный видеоролик, «Твори добро», «Доступная среда», Мультфильм «О Диме»)
Ход занятия
I.Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
Педагог – психолог: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
2. Вступительное слово:
Педагог – психолог: Как вы думаете инвалид – это человек, который лишен …(чего?)
ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.
- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на занятии? (об инвалидах).
II. Основная часть.
Педагог – психолог: 3 декабря Международный день поддержки инвалидов. Давай – те посмотрим видеоролик. (Видеоролик 1)
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким. Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю посмотреть видео и послушать строки из хорошо знакомой вам песни
(видеоролик 2, звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой)
Педагог – психолог: Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)
Педагог – психолог: Таких людей называют « инвалид по зрению»
- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание .
Игра «Принеси предмет закрытыми глазами» Каждый участник по очереди подходит к столу, берет предмет и приносит предмет к ведущему.
Педагог – психолог: Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к столу и возьмите предмет со стола. Принеси ее ко мне.
Педагог – психолог: Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Ответы детей.
Педагог – психолог: Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
Динамическая пауза
Педагог – психолог: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. Давай –те и мы попробуем понять друг друга с помощью мимики и жестов.
Педагог – психолог: ИГРА «Что это?» Вам нужно взять несколько картонных карточек, на которых написаны знакомые для Вас понятия и слова. После этого дети по очереди разделяются и показывают мимикой и жестами, те слова которые прочли.
Педагог – психолог: Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются?(Ответы детей) . Да, верно, паралимпийцами.
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение.
ИГРА НА ОТСУТСТВИЕ РУКИ
Педагог – психолог: Подойдите ко мне 3 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Рефлексия
- Что испытывали? Что хотелось сделать?
- Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
Просмотр социального видеоролика «Твори добро»
Педагог – психолог: Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.
Мультфильм «Про Диму»
1. Обсуждение мультфильма и мини-лекция о понимании инвалидности.
Вопросы для обсуждения:
Педагог – психолог: - Какие модели отношения к людям с инвалидностью вы увидели в мультфильме? Какая из них продуктивная?
- Как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?
- Как люди с инвалидностью проводят свободное время?
- Что вы знаете о возможностях людей с инвалидностью?
- Каких известных людей с инвалидностью Вы знаете?
- Что мешает людям с инвалидностью вести активную жизнь? (Ответы детей)
Педагог подводит детей к выводу, что люди с инвалидностью тоже ведут активный образ жизни и препятствие к их активной жизни часто является отношение других людей и отсутствие доступной среды.
III. Заключительная часть
Педагог – психолог: Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту).
Итог занятия.
Педагог – психолог: О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.
И закончить наше занятие я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.