Дебаты как форма развивающей деятельности
Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика "Дебаты".
Дебаты - это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл дебатов - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противника.
Дебаты как форма развивающей деятельности.doc
Дебаты как форма развивающей деятельности
Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика
"Дебаты".
Дебаты это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим
формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл
дебатов склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем
предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на
высказывание противника.
При использовании дебатов обучающиеся выполняют следующие виды работ:
Работа с определениями понятий;
Четкое формулирование утверждения и отрицания;
Создание системы аргументов и контраргументов;
Создание системы поддержки аргументов утверждения и отрицания;
Составление утверждающего и отрицающего блоков доказательств;
Составление и регламентация по времени выступлений спикеров обеих команд на основе
составленных аргументов.
Выполнение этих заданий позволяет обучающимся не только повторить исторический материал, но и
анализировать и оценивать подходы к оценке исторических фактов.
Акцент в работе с детьми при подготовке дебатов делаю на развитие мышления, памяти,
воображения, обучение навыку анализа фактов. Непременным условием является создание у детей
положительных эмоций от работы.
В процессе подготовки к дебатам делю класс на две большие группы сторонников команды
утверждения и команды отрицания. С каждой группой отдельно обсуждаю предлагаемые ими
аргументы, контраргументы, поддержки. Путем "мозгового штурма" составляем "кейсы" для каждой
команды.
Учащиеся записывают предлагаемые аргументы в специальную таблицу и дают им соответствующую
оценку. Команды обучающихся 811 классов ведут дискуссию, и даже спор по четко
сформулированному политическому, научному и социальному тезису, который опровергает одна
команда и защищает вторая.
Таблица оценки аргументов.
Название темы:
группа утверждения (отрицания)
список аргументов
убедительные
не убедительные
ошибочные
1.
2.
3.
На основе полученных оценок выбираются те аргументы, которые будут использоваться при
доказательстве своей позиции на дебатах. После дебатов в процессе рефлексии идет обсуждение
работы команд, дается оценка выступления каждого участника, точности и правильности
использованных им аргументов, соблюдения Кодекса участника дебатов. Приложение 1.
Обучающиеся с удовольствием участвуют в дебатах как лицейских, так и городских. В 2007 и 2008
годах команды 8 и 9 классов занимали 1е места в городских дебатах "Прошу слова", в 2009 году
играли за кубок губернатора области с командами г. Новосибирска.
На уроках истории и обществознания при формировании коммуникативной компетенции я применяю
методики технологических карт для обучающихся. Приложение 3. Данная методика дает возможность
лицеистам достигать уровня информационной культуры соответствующего уровню функциональной
грамотности выпускника. В последние годы эта методика организации и проведения дебатов для учащихся 811 классов,
активно развивается как в дебатах на уроках истории, так и в лицейских и городских дебатах. В 2008
году команда 8 класса участвовала в дебатах Демократического клуба на кубок губернатора области
в г. Новосибирске, заняла I и II места в городских дебатах (сертификаты прилагаются).
Участвуя в дискуссиях и дебатах, дети учатся не только слушать друг друга, но и анализировать,
оценивать и реагировать на аргументы противоположной команды, работать с понятиями, а не с
определениями. Это позволяет развивать коммуникативные, организационные и ключевые
компоненты личности, работать в группе, взаимодействовать с другими участниками для достижения
общей цели.
Использую и другую модель дискуссии, так называемую "вертушку", когда в работу вовлечены все
учащиеся класса. Дискуссия направлена на включение всех участников в активную полемику с
разными партнерами по общению.
В 2009 году в рамках каникулярной естественнонаучной школы была проведена подготовительная
работа для создания клуба "Дебаты" в 56 классах и проведено 2 лицейских мастер класса,
вызвавшие активный интерес обучающихся. Приложение 2. После окончания занятия обычно
проводится рефлексия участников, при этом решаются следующие задачи:
Развитие способности обучающихся к рефлексии;
Умение анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности;
Критически относиться не только к чужим идеям, но и своим собственным.
Кроме этого, мною составлена классификация диалогов, подобраны дидактически адаптированные
социальные материалы для проведения дискуссий и дебатов.
Приложение.
Дебаты как форма развивающей деятельности
Дебаты как форма развивающей деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.