Дебаты как форма развивающей деятельности

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дебаты как форма развивающей деятельности Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика "Дебаты". Дебаты - это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл дебатов - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противника.
Иконка файла материала Дебаты как форма развивающей деятельности.doc
Дебаты как форма развивающей деятельности Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика  "Дебаты". Дебаты ­ это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим  формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл  дебатов ­ склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем  предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на  высказывание противника. При использовании дебатов обучающиеся выполняют следующие виды работ:  Работа с определениями понятий;    Четкое формулирование утверждения и отрицания;   Создание системы аргументов и контраргументов;   Создание системы поддержки аргументов утверждения и отрицания;   Составление утверждающего и отрицающего блоков доказательств;   Составление и регламентация по времени выступлений спикеров обеих команд на основе  составленных аргументов.  Выполнение этих заданий позволяет обучающимся не только повторить исторический материал, но и  анализировать и оценивать подходы к оценке исторических фактов. Акцент в работе с детьми при подготовке дебатов делаю на развитие мышления, памяти,  воображения, обучение навыку анализа фактов. Непременным условием является создание у детей  положительных эмоций от работы. В процессе подготовки к дебатам делю класс на две большие группы ­ сторонников команды  утверждения и команды отрицания. С каждой группой отдельно обсуждаю предлагаемые ими  аргументы, контраргументы, поддержки. Путем "мозгового штурма" составляем "кейсы" для каждой  команды. Учащиеся записывают предлагаемые аргументы в специальную таблицу и дают им соответствующую  оценку. Команды обучающихся 8­11 классов ведут дискуссию, и даже спор по четко  сформулированному политическому, научному и социальному тезису, который опровергает одна  команда и защищает вторая.  Таблица оценки аргументов. Название темы: группа утверждения (отрицания)       список аргументов убедительные не убедительные ошибочные 1. 2. 3.                   На основе полученных оценок выбираются те аргументы, которые будут использоваться при  доказательстве своей позиции на дебатах. После дебатов в процессе рефлексии идет обсуждение  работы команд, дается оценка выступления каждого участника, точности и правильности  использованных им аргументов, соблюдения Кодекса участника дебатов. Приложение 1. Обучающиеся с удовольствием участвуют в дебатах как лицейских, так и городских. В 2007 и 2008  годах команды 8 и 9 классов занимали 1­е места в городских дебатах "Прошу слова", в 2009 году  играли за кубок губернатора области с командами г. Новосибирска. На уроках истории и обществознания при формировании коммуникативной компетенции я применяю  методики технологических карт для обучающихся. Приложение 3. Данная методика дает возможность лицеистам достигать уровня информационной культуры соответствующего уровню функциональной  грамотности выпускника.В последние годы эта методика ­ организации и проведения дебатов для учащихся 8­11 классов,  активно развивается как в дебатах на уроках истории, так и в лицейских и городских дебатах. В 2008  году команда 8 класса участвовала в дебатах Демократического клуба на кубок губернатора области  в г. Новосибирске, заняла I и II места в городских дебатах (сертификаты прилагаются). Участвуя в дискуссиях и дебатах, дети учатся не только слушать друг друга, но и анализировать,  оценивать и реагировать на аргументы противоположной команды, работать с понятиями, а не с  определениями. Это позволяет развивать коммуникативные, организационные и ключевые  компоненты личности, работать в группе, взаимодействовать с другими участниками для достижения  общей цели. Использую и другую модель дискуссии, так называемую "вертушку", когда в работу вовлечены все  учащиеся класса. Дискуссия направлена на включение всех участников в активную полемику с  разными партнерами по общению. В 2009 году в рамках каникулярной естественнонаучной школы была проведена подготовительная  работа для создания клуба "Дебаты" в 5­6 классах и проведено 2 лицейских мастер ­ класса,  вызвавшие активный интерес обучающихся. Приложение 2. После окончания занятия обычно  проводится рефлексия участников, при этом решаются следующие задачи:  Развитие способности обучающихся к рефлексии;    Умение анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности;   Критически относиться не только к чужим идеям, но и своим собственным.  Кроме этого, мною составлена классификация диалогов, подобраны дидактически адаптированные  социальные материалы для проведения дискуссий и дебатов. Приложение.