Пояснительная записка.
Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты».
Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным правилам.
«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала.
Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3-х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной.
Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание.
В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».
Далее занятие происходит по следующему плану.
Дебаты. Тема урока: "Петр I является великим реформатором"
Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты».
Пояснительная записка.
Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным
правилам.
«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения,
систематизации знаний, закрепления учебного материала.
Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3х человек.
Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной.
Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают
опережающее задание.
В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме
«Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим
реформатором».
Далее занятие происходит по следующему плану.
оманда утверждения (У)
Команда опровержения (О)
I раунд
У1
О1
Представление команд
Ш1 формулирует тему, актуальность
Ш2 формулирует тезисы отрицания
Ш3 определяет ключевые понятия
Ш4 определяет ключевые понятия
Ш5 представляет материал: аргумент ®
доказательство ® поддержка
(факты, цитаты)
Ш6 опровергает позиции утверждения:
доказательство ® поддержка
II раунд
У2
Ш1 опровержение аргументов оппонентов
Ш2 восстановление и развитие собственной линии
Ш3 приведение новых доказательств
III раунд
У3
О2
О3
Ш1 сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые
командой аргументы более убедительны
Ш2 эффектное заключение
Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке:
О3
У3
У1
О1О1
У1
У2
О2
Далее следует подведение итогов работы и заключительное слово учителя.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого и рождение империи».
Закрепление учебного материала в 10х классах.
Задачи:
Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.
Обучение технологии групповой работы.
Подготовительный этап:
1. Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».
2. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
3. Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
Проведение дебатов.
Вводное слово учителя: Уважаемые учащиеся! Сегодня на уроке мы подводим итог изученной темы: «Преобразования
Петра Великого и рождение империи». Форма урока – политические дебаты.
Далее учитель очень коротко определяет цели и задачи учащихся на уроке. Ученики должны будут представить в
письменном виде собственную аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры. В ходе игры
ученики могут задавать вопросы.
У1: Представление команды утверждения.
Актуальность.
Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.:
в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества;
1.
2. мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого
реформатора и его преобразования;
надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.� li>
3.
Определение ключевых понятий.
Реформатор преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройст
вом чеголибо.
Великий превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
В наш кейс включены два аспекта:
I аспект – политический.
Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия
получила более четкую структуру государственного управления.
Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.
Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан
Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.
Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками
малоэффективным учреждением.
II аспект – экономический.Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVIIначала XVIII века стал значительный рост
крупной мануфактурной промышленности.
Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), те.е за 30 лет промышленность
страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.
Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).
Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и
ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел
Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).
Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.
Раунд вопросов
О3: 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются
прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы,
сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?
О1: Представление команды отрицания.
Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».
Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их
аргументами.
Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных
преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена
должность генералпрокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на
их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали
экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные
налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых
товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить
свою точку зрения.
I аспект – социальный.
Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ
запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были
малопроизводительными.
Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов.
Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.
Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.
II аспект – культурный.
Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами.
Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой,
каторгой, конфискацией имущества.
Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и
привилегированных слоев.
Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных»,
поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.
Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.
Раунд вопросов
У3: 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?
2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются
прогрессивными явлениями в культуре?
3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать?У2 О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.
У3 О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.
Подведение итогов.
Вопросы из зала.
Голосование.
Определение лучших спикеров.
Заключительная речь учителя.