Тема: «Растения с грядки».
Цель: Обучение чтению слов из кубиков.
Задачи: - учить складывать и читать слова из кубиков;
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать грамматический строй речи;
- расширять словарный запас;
- развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; складовые карточки: свёкла, лук репчатый, чеснок, морковь, картофель, редиска, репка, капуста;
натуральные овощи: свёкла, лук репчатый, чеснок, морковь, картофель.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Игра «Волшебный мешочек».
Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные овощи: свёкла, лук репчатый, чеснок, морковь, картофель. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему овощ. Когда все овощи будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.
II. Основная часть.
1.Пение по таблице. (Таблицы в системе звонкие-глухие и в системе твёрдые-мягкие представляют 246 сладов русского языка, называемых в научно-методической литературе единицами письма и чтения, расположены на стене.)
Детям предлагается выбрать мелодию известной детской песни, с помощью которой, они будут пропевать таблицу. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады вместе с учителем.
2.Игра с мячом. « Назови ласково».
Педагог бросает мяч детям, называя овощи, дети возвращают мяч и образуют уменьшительно-ласкательную форму данного слова.
Лук – лучок
Чеснок – чесночок
Картошка – картошечка
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик
Перец – перчик
3. Игра «Карусель».
Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из овощей: лук репчатый, редиска, картофель, свёкла, морковь. Рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится чеснок, то рядом должно быть четыре кубика: ЧУ-ЧО-ЧА-ЧЕ-ЧИ-Ч, СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н, КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети «разрушают» полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим местам.
4. Выкладывание и чтение слов из кубиков.
Овощи раскладываются по настенным полочкам. Затем распределяются между детьми: ученикам пошустрее предлагаются предметы, с большим количеством сладов (склады – это акустические и произносительные единицы; их однобуквенные и двубуквенные обозначения на письме) в слове, медлительным – с меньшим. Дети должны самостоятельно найти нужные кубики из общей массы, на столе (стол, располагается в нескольких метрах от полочек, ребёнок может взять только один кубик, за следующим кубиком придётся сходить или сбегать ещё и ещё раз, пока не будет выложено всё слово), составить из них слово, возле своего предмета. Как только все слова выложены на полочках, дети читают сначала медленно, по складам, затем быстро, выделяя ударный склад.
5. Работа со складовыми карточками. (Карточка с изображением предмета и записанным печатными буквами его названием, ударный склад выделен чёрным цветом. С обратной стороны каждой карточки находится только название предмета.)
Педагог предъявляет детям по одной складовой карточке лицевой стороной: «Прочитайте, что это? Капуста. ПУ выделено чёрным, значит стоит под ударением». Аналогично проводится работа с остальными карточками (свёкла, лук репчатый, чеснок, морковь, картофель, редиска, репка). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.
III. Итог занятия.
« Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью овощей? На мелодию какой песни пропели нашу таблицу? Чему учились на занятии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.