дефисное и слитное написание слов с пол- и полу.doc
Проект урока русского языка
МОУ «СОШ №41» г.Магнитогорска
Класс 6В
Учитель: Чембарских Н.С.
Тема урока: Дефисное и слитное написание слов с пол и полу
Цели урока:
1. Обеспечить усвоение обучающимися теоретических знаний по теме «Дефисное и слитное написание слов с пол и полу»;
2. развивать орфографическую зоркость у обучающихся, способность определять условия выбора орфограмм, работать
самостоятельно и в парах;
3. воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к родному языку.
№
1.
Этапы
урока
Цель этапа урока
Организаци
онный
момент
Настроить
учащихся на
активную
деятельность.
Создать
доброжелательную
атмосферу в
классе.
Формирование
субъект
субъектных
отношений
Создание
комфортной
обстановки в
классе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Приветствуют учителя.
Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Давайте улыбнёмся
друг другу, я рада видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний урок принесёт нам
всем радость общения друг с
другом. Успехов вам и удачи!
Пусть помогут вам ваши
сообразительность, смекалка и
те знания, которые вы уже
приобрели, ведь сегодня мы с
вами не просто на уроке, а в
творческой лаборатории и
сегодня мы с вами попытаемся
раскрыть один орфографический 2.
Орфографи
ческая
пятиминутк
а
Повторить
сложные слова,
подготовить к
восприятию
нового материала,
выявление
неизвестного
Подтверждение
успешности
ученика в
познавательной
деятельности.
секрет.
Организация работы, контроль.
По какому принципу
подобраны данные слова?
Каким способом образованы
эти слова?
Как пишутся сложные слова?
Повторение ранее изученного
правила, обозначение
орфограммы.
По способу образования. Это
сложные слова, состоящие из
двух корней.
Сложением.
Слитно или через дефис.
Пароход,
птицефабрика,
диванкровать,
пешеход,
языковед,
луноход,
пчеловод,
лётчик
испытатель,
путешествоват
ь,
овощехранили
ще, школа
интернат,
скатерть
самобранка.
Слайд №2
3
Постановка
проблемы
Создать
проблемную
ситуацию,
позволяющую
убедиться в
необходимости
изучения новой
темы
Раскрыть значение
слов «дефис» и
«тире». Добиться
понимания
различия значений
данных слов.
Актуализа
ция
субъективного
опыта ученика,
настрой на
понимание
значимости
изучаемого
материала,
Обеспечение
восприятия и
различения
значений слов
«дефис» и
«тире».
Раскройте скобки.
Подумайте, как пишутся эти
слова? Слитно, раздельно или
через дефис. Сложно? А
почему?
Наблюдение, сравнение,
формулировка цели и темы
урока.
Демонстрация материала для
наблюдения.
Чтение определений, выявление
разницы между понятиями.
Слайд №3
Чем же отличается тире от
дефиса?
формулировка вывода. 4
5
6
Лексическа
я
пятиминутк
а (работа со
словарём)
Формировать
умение работать
со словарём,
развивать речевую
активность.
Обеспечение
осмысления
нового
материала
Организация самостоятельной
мыслительной деятельности
учащихся. Работа над
лексическим значением слова
пол.
назовите лексическое
значение слова пол. Если
сомневаетесь, обратитесь к
словарю Ожегова
скажите, когда возникают
сложности в написании слов с
пол?
Новый
материал.
Закреплени
е
орфограмм
ы. Немой
диктант
Познакомить
учащихся с
условиями
дефисного и
слитного
написания слов с
пол и полу
Отработать навык
правильного
написания слов с
пол и полу
Отработать
механизм
применения
правила
Обеспечение
восприятия,
осмысления
нового
материала и
применение его
материала на
практике
Организация деятельности
учащихся.
Внимательно посмотрите на
слова. Может быть ктонибудь
из вас самостоятельно сможет
сформулировать правило.
Демонстрация материала для
деятельности.
посмотрите на иллюстрации,
запишите слова, используя
части пол и полу. Объясните
орфограмму, опираясь на
таблицу
Самостоятельная деятельность
учащихся.
Слайд №4
Пол.
1.Каждый из двух
физиологических
противоположных разрядов
организмов. (Мужчина и
женщина)
2. нижнее покрытие, настил в
доме, помещении.
3. Половина – одна из двух
равных частей, вместе
составляющих целое. Половина
чеголибо.
Учащиеся внимательно смотрят
на слова в таблице и делают
выводы. Вместе с учителем
составляют таблицу.
Слайд №5
Работа с иллюстрациями
Слайд №7 Отработка
логики в
применении
нового
материала,
использование
полученных
выводов и
знаний в работе
над языковым
материалом.
Смена
деятельности
как форма
сохранения
мыслительной
активности.
Систематизирова
ть изучаемый
материал
Формирование
доброжелательн
ого отношения
друг к другу.
Активизация
мыслительной
деятельности
учащихся.
Умение
самостоятельно
делать выводы.
7
Физкультм
инутка
8.
9.
Закреплени
е
изученного
материала.
Исследоват
ельская
деятельнос
ть
Восстановить
мыслительную
активность
учащихся,
используя
физические
упражнения.
Формировать у
учащихся умение
анализировать
стихотворный
текст, делать
выводы.
Установить
правильность и
осознанность
учащимися
изучаемого
материала,
обеспечить
повышение уровня
осмысления
Работа над стихотворным
текстом
Послушайте стихотворение
Андрея Усачева.
Запишите вторую строфу
стихотворного текста.
Объясните орфограмму.
Самостоятельная работа
учащихся над стихотворным
текстом.
.
Приложение 1
внимательно слушайте слова.
Если слово пишется слитно –
вы встаете, через дефис –
остаетесь сидеть.
Физическая и умственная
деятельность учащихся.
Полдома, пол
арбуза, пол
утра,
полгорода,
полусапожки,
поллиста,
полреки, пол
Москвы.
Слайд 9
Выразительное чтение
стихотворения учеником.
Учащиеся высказывают свои
мысли.
Работают с таблицей
Взаимопроверка
Наблюдение за языковым
материалом.
Самостоятельно делают выводы.
Слайд 10
Послушайте ещё одно
стихотворение. С какой целью
автор использовал слова с пол
и полу?
Спишите слова с пол и полу
в два столбика.(слитно и через
дефис) , выделяя орфограмму
Итак, правило вы узнали, но,
возможно, у вас возникли
вопросы: зачем нам дефисное
написание слов? Не проще ли
все слова с пол, полу писать
одинаково – слитно или
раздельно? Зачем усложнять
и без того непростую
орфографию русского языка? учащимися
изучаемого
материала,
глубины усвоения.
Чтобы выяснить это,
проведем небольшую
исследовательскую работу.
Прочитайте предложенные
слова. В чем разница? Что
общего? Сделайте вывод.
Каково лексическое значение
этих слов?
Что помогает понять нам
значение этих слов?
1е слово существительное
нарицательное, обозначающее
круглый предмет, например
воздушный шар;
Заглавная буква. Большую
букву в середине слова по
законам русской орфографии
писать нельзя. А если мы
напишем слово раздельно, то
значение части пол будет
другим. Поэтому слово пол
Шарика написано через дефис.
10
Подведение
итогов
урока
Проверить уровень
усвоения нового
материала по теме
урока, дать
качественную
оценку работ
отдельных
учеников, класс в
целом.
Одобрение
деятельности
отдельных
учащихся,
класса,
стимулирование
интереса к
предмету.
Прочитайте предложенные
слова. Сравните. В чем
разница? Что общего?
Сделайте вывод.
Выставление оценок за работу на
уроке.
Слайд 10
Вывод Зрительно отделяя
части сложного слова, дефис
помогает правильно
прочитать слова (сделать
нужную паузу, правильно
поставить ударение),
обозначить имена
собственные, избежать
разночтения и понять
лексическое значение слова Выбор задания по уровню
сложности.
Запись в дневнике.
Слайд 11
11
Домашнее
задание
Предоставление
возможности
выбора задания
по своему
желанию и по
степени
сложности.
Обеспечение
понимания цели,
содержания и
мотивация к
выполнению
домашнего
задания,
инструктаж по
выполнению
домашнего
задания.
Организация
дифференцированного
домашнего задания,
инструктаж. Проверка записей в
дневниках.
Д/З Выучить правило
1. составить словарный
диктант (1520 слов с
пол и полу).
Постарайтесь придумать
такие слова, которые не
были записаны вами в
тетрадь на уроке.
2. написать небольшой
связный рассказ,
используя в нем не менее
15 слов с пол и полу. Приложение 1
Что такое половина?
Это сразу не поймешь:
Половина брюк – штанина,
Половина ножниц – нож,
Месяц мы считать должны половиною луны…
Полубокс, полуботинки,
Полдень есть, и полночь есть.
Если взять арбуз на рынке,
Поарбуза можно съесть.
Съесть легко полбулки хлеба,
Видеть радугу в полнеба
И надеть полупальто…
Но подумал я: «А странно,
Что такое полстакана?
И полвазы – это что?»
Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу…
Ваза тут же – пополам!
А за вазой два стакана
Разлетелись по углам…
Но, услышав в кухне грохот,
Прекратила мама опыт:
Это что за тарарам? –
И сказала мама строго:
Полпосуды – это хлам!
Пока папа не пришел,
Подмети весь этот пол!
А. Усачев
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.