Практическая работа
Раздел 7. Координаты и векторы
Тема. "Действия с векторами, нахождение элементов".
Учебная цель: продолжить формирование знаний, обучающихся по данной теме.
Учебные задачи:
Обучающая: Ввести определения вектора в пространстве, равенства векторов. Рассмотреть правила треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве, правило вычитания векторов, правило сложения нескольких векторов в пространстве.
Воспитательная: Воспитывать личностные качества обучающихся (умение слушать), доброжелательность по отношению к окружающим, внимательность, аккуратность, дисциплинированность. Воспитывать интерес к предмету и потребности в приобретении знаний.
Развивающая: Развивать пространственное воображение и логическое мышление обучающихся, умение быстро ориентироваться в обстановке; развивать сообразительность, находчивость, тренировать память.
Обеспеченность занятия:
1.Учебно-методическая литература:
· Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
2.Рабочая тетрадь: в клетку
3.Раздаточные материалы (карточки-задания, по количеству обучающихся).
4.Калькулятор: простой.
5.Ручка.
6.Карандаш простой.
7.компьютер,
8.мультимедийный проектор,
9.экран.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
В окружающем мире мы встречаемся с такими величинами, для которых важен не только размер, но и направление. Такими величинами являются, например, сила и скорость. В математике такие величины описываются векторами.
Вектор – направленный отрезок.
Вектор (рис. 1).
Коллинеарными векторами называются такие векторы, которые лежат на параллельных прямых либо на одной прямой. (рис. 2).
Рис. 2. Коллинеарные векторы
Можно ввести такое число , при котором (рис. 3). То есть умножением вектора на какое-либо число , можно растянуть или сжать вектор.
Рис. 3. Умножение вектора на число
Если векторы коллинеарные и сонаправленные и их длины равны, то такие векторы называются равные: .
Сложение векторов:
1. Правило параллелограмма (рис. 4).
Рис. 4. Сложение векторов
2. Правило треугольника (рис. 5).
Рис. 5. Сложение векторов
Рассмотрим векторы в пространстве. Для этого необходимо выбрать три некомпланарных вектора (.
Теорема: в пространстве любой вектор можно разложить по трём данным некомпланарным векторам, причём коэффициенты разложения определяются однозначно: . То есть вектор однозначно разлагается по векторам , , с помощью чисел x, y, z (эта тройка чисел однозначная).
Векторы называются компланарными, если при откладывании их от одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости.
Рассмотрим векторы и : рис. 1
Рис. 1. Векторы и
Мы знаем, что если заданы два неколлинеарных вектора на плоскости, то любой третий вектор на той же плоскости можно однозначно разложить по этим векторам: рис. 2, 3.
Рис. 2. Векторы на плоскости
Если вектор можно представить в виде , где х и у – конкретные числа, то вектора и компланарны.
Рис. 4. Сложение векторов в пространстве
Любой вектор в пространстве можно разложить по трем заданным некомпланарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом:. , где х, y, z – числа.
Рис. 5. Разложение вектора по трем некомпланарным
Задания для практического занятия:
Задание 1
подготовка к работе на заняти:
- настрой на работу, организация внимания;
- проверка домашнего задания
- актуализация опорных знаний.
Задание 2
Фронтально с группой:
1. Как называются векторы, имеющие равные модули и противоположно направленные?
А) противоположные
Б) противоположно направленные
В) равные
2. Тело переместили из точки А в точку В, а потом из точки В в точку С. Какой вектор представляет суммарное перемещение тела?
А)
Б)
В)
3. Закончите предложение:
Суммой двух векторов называется вектор, построенный по правилу.... (треугольника)
4. Вставьте пропущенное слово:
Чтобы сложить два неколлинеарных вектора и, нужно отложить от произвольной точки О векторы = и = и построить .... ОАСВ, тогда =+
(параллелограмм)
5. Изображенный на рисунке способ построения суммы нескольких векторов называется правилом...
(многоугольника)
Задание 3
Глава 4, §1, Стр. 84 Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр. 84-85. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Определение стр. 85 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 4
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 320(а); 322
Задание 5
Сделать самостоятельно
№№ 320(б); 323
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №326
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 6
Глава 4, §2, Стр. 87 Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр. 87-89. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Правила стр. 87 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Правила стр.88-89 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 7
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 328(а); 333(а); 335(а)
Задание 8
Сделать самостоятельно
№№ 328(б); 333(б); 335(б)
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №347(а)
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 9
Глава 4, §3, Стр. 92 Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а)Прочитать материал стр. 92-95. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Правила стр. 93 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Теорему стр.94 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 10
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 355(а, б); 358(а, б); 359(а)
Задание 11
Сделать самостоятельно
№№ 355(в); 358(в); 359(б)
Азобрать задачу 362. Обсуждение.
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №376(а)
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 12
Подвести итог работы на занятии.
Записать домашнее задание.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что называется направленным отрезком? Начало, конец, длина направленного отрезка?
2. Что называется вектором? Их обозначение.
3. Что называют длиной или модулем ненулевого вектора?
4. Что называют направлением ненулевого вектора?
5. Какой вектор называют единичным?
6. Какой вектор называют нулевым?
7. Какие векторы называют одинаково направленными, противоположно направленными?
8. Какие векторы называются коллинеарными?
9. Какие два вектора называются равными?
10. Какие векторы называются противоположными?
11. Что называется суммой двух векторов?
12. Правило треугольника.
13. Правило параллелограмма.
14. Правило многоугольника.
15. Правило параллелепипеда.
16. Что называется разностью двух векторов?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.