Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.
Оценка 4.7

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Оценка 4.7
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
30.01.2019
Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.
Современный век – век гаджетов, новых вычислительных технологий. Мы и наши дети все меньше читаем книги, слушаем классическую музыку, замечаем красоту окружающей нас природы. Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, но и подрастающего поколения. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное -ценностные ориентиры, новое поколение растёт с дефицитом духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – телевидением, Интернетом, СМИ и т.д.
Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.docx
Декоративно­прикладное творчество  как средство духовно­ нравственного воспитания ребенка. Традиционно   на   Руси   духовным   человеком   считался   тот,   кто   жил праведной, богоугодной, благочестивой жизнью. Духовное воспитание служит воспитанию   целомудрия,   чистоты,   послушания,   трудолюбия,   смирения, патриотизма. Откуда же берутся моральные общечеловеческие нормы? «В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Таким   образом,   еще   в   глубокой   древности   был   заложен   фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Согласно другой точке зрения, нормы и правила моpaли формируются естественно   ­   историческим   путем,   и   извлекаются   из   массовой   житейской практики. Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания». В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.   И   самая   большая   опасность,   подстерегающая   наше   общество   в   разрушении   личности.   Так   как   материальные   ценности сегодня   ­   преобладают   над   духовными,   у   детей   искажены   представления   о   доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Растет   уровень детской   преступности,   что   вызвано   общим   ростом   агрессивности   и жестокости в обществе вообще. Ребенок рождается в семье. И круг его общения на начальной стадии ограничен   родителями,   ответственность   которых   за   формирование   мира нравственных чувств и представлений ребенка очень высока. Нравственные   и   духовные   качества   личности   не   даются   ребенку   с рождения,   они   развиваются   с   самого   раннего   возраста   в   условиях педагогического руководства и социального окружения. В процессе развития происходит   постепенное   освоение   детьми   культуры   духовности, формирование нравственного восприятия, а также представлений, понятий, суждений,  потребностей. Чтобы раскрыть понятие  «духовно­нравственное развитие», необходимо исследовать такие понятия как "духовность", "нравственность", "развитие".  «Развитие»  ­  есть   сложное   инволюционно   ­   эволюционное поступательное   движение,   в   ходе   которого   происходят   прогрессивные   и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке».  То есть, развитием можно назвать и сам процесс и его результат перехода к новому, более совершенному состоянию: от простого к сложному,  к какой­то степени зрелости и сознательности. И   в   первую   очередь   развитие   связано   с     культурой   человека.   Слово «Культура»  «воспитание», «развитие».  в   переводе   с   латинского   означает   «возделывание», «В     современном     гуманитарном     знании         культура     ­     это     все   что   человеческом     бытии,   сверхприродное,     что     существует     в   воспроизводится,   социально   осваивается   и   разделяется   всеми   членами человеческого  сообщества». «При  этом  само  бытие  культуры  выступает как     единый     процесс,     который     можно     разделить     на     две     сферы: материальную  и  духовно­социальную». Культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы,   духовная   представлена   философией,   искусством   и   религией, утверждающими   определенную   систему   духовных   ценностей,   социальных норм и отношений человека к миру, людям.  «Культура, являясь духовной сущностью народа, может стать надежной основой   в   деле   формирования   духовно­нравственных   качеств   новых поколений». Русской национальной культуре присущи свои особенности, некоторые из которых   обусловлены   отношением   к   религии,   прежде   всего:   преданность своей   вере   в   сочетании   с   веротерпимостью;   соборность   и   взаимопомощь; особая любовь к родной природе, Родине.   «Нравственность  ­   это   личностная   характеристика,   объединяющая такие   качества   и   свойства   как:   доброта,   порядочность,   честность, правдивость, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».   справедливость,   трудолюбие,   дисциплинированность, Иногда   нравственность  определяет   способность   и   готовность   личности жертвовать   частью   собственных   интересов   во   имя   других   людей   и   ради общего   дела.   Эта   способность   проявляется   в   присущих   всякому   человеку моральных   чувствах   жалости,   сострадания,   любви.   Вместе   с   тем   в значительной степени нравственность определяется усвоенными культурными образцами   поведения.   Существует   также   нормативный   уровень нравственности в виде разного рода кодексов, например: профессиональных, сословных. «Нравственность   это   «внутренние,   духовные   качества,   которыми   правила   поведения,   этические   нормы; руководствуется   человек, определяемые этими качествами». То   есть,   можно   сказать,   что   нравственность   ­   способность   человека действовать,   думать   и   чувствовать   в   соответствии   со   своим   духовным началом. Владимир   Иванович   Даль   в  Толковом   словаре   русского   языка определяет, что  «духовность» ­ это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить   свою   жизнь   к   этому   идеалу   и   внутренне   освободиться   от обыденности».  И.А.Ильин в Собрании сочинений писал: «Дух не совпадает с сознанием, отнюдь не исчерпывается мыслью, отнюдь не ограничивается его сферой слов и   высказываний.   Духовность   глубже   всего   этого,   могущественнее,   богаче, значительнее и священнее».  В   трудах   современных   исследователей   в   определении   понятия «духовности» до сих пор нет однозначной трактовки. Так, «Духовность» ­ это и «Потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего «Я» и в осознанном   понимании   своего   назначения   в   жизни.   В   духовности,   как   в определенном   способе   жизни,   человек   находит   ответы   на   многие   вечные вопросы: ради чего он живѐт, что есть истина, добро, любовь», и , в то же время «Интегративное качество, включенное в сферу ценностей, связанных с проблемой обретения смысла жизни и определяющих содержание и основную цель человеческого бытия». Духовность  в   общем   смысле   означает  способность   человека стремиться   к   необходимым   идеальным   целям,   пренебрегая материальным желаниям и потребностям. Но духовность может иметь и «злой» характер.  Научные труды, которые поднимают вопрос духовности, прослеживают взаимосвязь   духовности   и   нравственности,   потому   что   без   нравственных качеств личности невозможно развитие у нее духовных начал. И в последнее время   исследователи   все   чаще   используют   понятие   «духовно­нравственное воспитание». Духовно­нравственное   развитие   личности –   процесс   изменения   и укрепления   ценностной   сферы   человека,   установка   способностей   человека оценивать   и   сознательно   выстраивать   отношение   к   себе,   другим   людям, обществу,   миру   в   целом   на   основе   традиционных   моральных   норм   и нравственных идеалов. «Самооценка,   самообразование,   самоконтроль   и   самоутверждение являются   теми   субъективными   рычагами   личности,   с   помощью   которых развивается   ее   самосознание…   Нравственное   самовоспитание   обостряет чувство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произносимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность». На   начальном   уровне   развития   нравственности   возникает   некоторый самоконтроль   над   своим   поведением   благодаря   привычкам.   Под   влиянием целенаправленного   воздействия   (например,   педагогического)   развивается нравственное   мышление.   На   базе   нравственных   чувств,   сознания   и   воли образуются   нравственность,   трудолюбие, дисциплинированность.   Формируются   привычки   и   привычные   формы   справедливость,   честность, поведения. На основании этого можно сказать, что нравственное поведение личности имеет   несколько   ступеней   развития:   жизненная   ситуация   ­   обдумывание   и переживание ­ осмысление ситуации и мотивов ­ выбор и принятие решения ­ поступок. «Духовно­нравственные   качества   проявляются   в   поведении   и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими   людьми.   Любое   нравственное   качество   личности   выступает   как неразрывное   (взаимосвязанное)   единство   двух   ее   сторон   ­   внутренней   и внешней,   которые   выражаются   в   его   структурной   и   содержательной характеристике». Качества   и   свойства   личности   представляют   собою   определенные преобразования, которые возникают в результате взаимодействия человека с миром   в   системе   отношений   с   обществом.   Они   проявляется   в   этих отношениях,   закрепляются   в   чертах   характера,   в   привычках   и   привычных формах   поведения.   Самым   высоким   уровнем   нравственного   поведения личности   является   осознанное   владение   собой,   сохранение   верности   и твердости   нравственным   убеждениям,   особенно   в   непростых   ситуациях.   А такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни. А.А.Коростелева   утверждает,   что   «философия   воспитания   могла   бы стать   той   методологической   основой,   которая   бы   позволила   определить перспективы   развития   духовно­нравственного   образования,   обосновав   не только значимые аспекты его разработки, но и те установки, закономерности и перспективы личностного развития, которые бы могли стать основой духовно­ нравственного взросления и становления человека в нашем обществе». И сегодня духовно­нравственное воспитание становится главенствующим направлением   государственной   образовательной   политики   и   составляет основу   федеральных   государственных   образовательных   стандартов современных институтов образования. В   послании   Президента   России   Федеральному   собранию   Российской Федерации   в   2007   году   было   подчеркнуто:   «Духовное   единство   народа   и объединяющие   нас   моральные   ценности   ­   это   такой   же   важный   фактор развития,   как   политическая   и   экономическая   стабильность…   и   общество лишь   тогда   способно   ставить   и   решать   масштабные   национальные   задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Таким   образом,   рассматривая   теоретические   понятия   духовности   и нравственности   в   развитии   и   формировании   культуры   поведения,   можно сказать,   что   проблема   духовно­нравственного   становления   личности существует  давно.  Современные ученые,  связывая  понятия «духовность» и «нравственность»,   указывают   на   ценностную   сущность   данных   категорий. Воспитывать эти свойства личности  в ребенке необходимо с самого раннего возраста   в   условиях   социального   окружения   и   активного   педагогического руководства.   А   правильное   восприятие   сущности   рассмотренных   понятий позволяет   осмысленно   и   творчески   правильно   организовать   процесс формирования культуры обучающихся в духовно­нравственном аспекте.  Если   проанализировать   особенности,   функции   и   ценности дополнительного образования детей, то можно сделать вывод о том, что эта сфера   образования   является   очень   благоприятной   для   развития   духовно­ нравственного   воспитания   обучающихся   на   современном   этапе   развития образовательных учреждений.  Широкие   возможности   этого   развития     подтверждаются   имеющейся законодательно­нормативной базой. Большое количество важных документов и законодательных актов, по которым сегодня живут педагоги и учреждения дополнительного образования, создавались   под   руководством   А.К.   Бруднова,   когда   он   был   начальником Управления Минобразования России. С его именем связывается становление и развитие современного этапа дополнительного образования детей. В   работах   А.К.   Бруднова   говориться:   «Приобщение     ребенка     к христианской   культуре,   ее   материальным   и   духовным   ценностям   не столько социальная необходимость, сколько наш моральный  долг,  как перед прошлыми   поколениями     россиян,     так     и     перед     вступающими     в     эту жизнь…  Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится   психологический   симбиоз   образования   и духовности.   Ибо разлучиться много легче, чем обрести вновь единство и целостность». Важной составляющей развития современной системы дополнительного образования   детей   и   молодежи   является   достижение   эффективности   и качества деятельности, как на уровне организации, так и на уровне отдельного педагога в отдельном объединении. «Этот   вид   образования   изначально   ориентирован   на   свободный   выбор различных   видов   и   форм   деятельности,   формирования   собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей».  Система   воспитательной   работы   в   учреждении   дополнительного образования, так же как и в деятельности общеобразовательных учреждений, должна обеспечиваться программами воспитания и специализации. При   этом   в   процессе     педагогического   проектирования   необходимо учитывать взаимодействие между тремя   сферами воздействия на ребенка: семьей, образовательным учреждением и социумом. Приоритет духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения возможен   благодаря   развитию   наиболее   актуальных   и   перспективных направлений  в системе дополнительного образования. Активизация процесса взаимодействия  дополнительного и общего образования   в   целях   достижения   современных   требований   к   качеству образования   в   целом.   Дополнительное   образование   позволяет   расширить границы общего образования и нуждается в гибком подходе к стандартизации программного   обеспечения   и   требований   к   профессионализму   педагогов, реализующих внеурочную деятельность. Создание   инновационных   воспитательных  систем  в   организациях дополнительного   образования,   направленных   на   социально­педагогическую поддержку   становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Развитие   сетевого,   социального   партнерства   и   взаимодействия между   образовательными   организациями   дополнительного образования детей, органами управления образованием, общественными и религиозными   организациями,   учреждениями   культуры,   спорта   и   другими заинтересованными   сторонами   в   реализации     совместных   проектов, разработке  и  реализации  концепций  и программ  развития  дополнительного образования детей.   обновление Инновационное   программ   дополнительного образования,   разработка   программ   нового   поколения,   интегрирующих различные   области   знания     с   учетом   внедрения   новых   информационно­ коммуникативных   образовательных   технологий,   использование   методов проектной   и   научно­исследовательской   деятельности,   социального творчества,   самообразования.   Все   это   ориентирует   на   личностное   и профессиональное   самообразование   обучающихся   в   дополнительном образовании. «Реализация   индивидуальных   образовательных   маршрутов  для отдельной   категории   детей:   одаренных   детей;   детей   с   ограниченными возможностями здоровья; с особыми потребностями. Повышение доступности и качества реализации дополнительных образовательных программ за счет создания электронной информационно­ образовательной среды, способствующей выполнению индивидуальных планов личностного   саморазвития   и   индивидуальных   образовательных   программ обучающихся. Развитие   кадрового   потенциала   системы   дополнительного образования,  направленного   на   повышение   социального   престижа   и педагогической   профессии,   уровня   квалификации привлекательности   преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности   и   непрерывному   профессиональному   развитию   на   основе разработки нового профессионального стандарта педагога дополнительного образования  на основе стандартов системы оплаты труда и аттестации. Совершенствование   механизмов,   обеспечивающих   повышение социального   статуса  дополнительного образования детей. и   материального   положения     педагога Создание   условий   для   развития   молодых   талантов   и   детей   с высокой   мотивацией   к   обучению  в   творческой   (художественной, музыкальной),   социальной,   научно­технической,   спортивно­технической областях, их участия в конкурсах разного уровня, проектной деятельности. Высокий   уровень   компетентности   управленческого   аппарата  по проектированию   инновационной   деятельности   учреждения   с   выходом   на новые уровни результатов. Усовершенствование   системы   методических   служб,  ведь успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Следовательно,   чтобы   процесс   духовно­нравственного   воспитания     в системе   дополнительного   образования   был   благоприятным   для   развития личностных   качеств   обучающихся,   необходимо   предусмотреть   следующие  разработка   программ   нового   поколения, перспективные   направления: интегрирующих   различные   области   знания   с   учетом   внедрения   новых технологий; информационно­коммуникативных образовательных     использование   педагогами   современных   методов   (проектной   деятельности,   социального   творчества); научно­исследовательской   деятельности, усовершенствование системы методических служб; создание инновационных воспитательных систем.»

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.

Декоративно - прикладное творчество как средство нравственно - эстетического воспитания ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019