"Деление круглых чисел" урок математики
Оценка 5

"Деление круглых чисел" урок математики

Оценка 5
docx
математика
10.04.2020
"Деление круглых чисел" урок математики
Урок математики в 3 кл, декабрь 2013 г..docx

                                                                                                                                     Приложение № 6

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Деление круглых чисел  с остатком».

(Л.Г. Петерсон, 3 класс, часть 2, стр.34-36)

Автор:  Аникина Наталья Сергеевна

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
  • Формировать практические навыки деления числа с остатком;
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
  •  наблюдательности и любознательности,
  •  развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные:  развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  развитие познавательных интересов,  учебной мотивации;  

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) карточка с высказыванием:

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)

 

 

 

 

 


2) изображение героя Вовки из тридевятого царства в короне:

 

 

«Деление круглых чисел с остатком».

 
 


3) карточка с темой:                       

4) инструкция к выполнению задания 1 на этапе актуализации знаний:

 

Собери поленницу, используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)

 

 

 

5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний:

 

 

6) изображение печки:

 

 

 

 

 

7) эталон деления круглых чисел:

 

 

 

 

 


8) эталон проверки деления с остатком:

img050

 

 


9) пенёк с заданием на этапе актуализации знаний:

 

http://80.190.202.79/pic/l/latvia777/m-miklagg.jpg10) картинка, изображающая тесто в миске:

 

 

 

 

1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000

 
11) задание для пробного действия:

 

 

 

12) отдельные карточки задания с планом построения проекта выхода из затруднения (аналогичные карточки в уменьшенном виде у каждого на парте):

 

Отбросить в делимом и делителе одинаковое  количество нулей.

 

 Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного числа на однозначное.

 
 

 

 

 

 


 

Приписать к остатку отброшенное количество нулей.

 

 Выполнить проверку деления с остатком.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


13) алгоритм делении

 

14) картинка начинка для пирога

15) картинка с готовым пирогом

16) картинка с изображением Василис:

 

17) картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы (он же на рефлексию)

 

 

18) картинка с изображением  Двух из ларца

 

 

Раздаточный материал:

1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации)

 

 

 

 

 

2) по 4 карточки для каждой пары: с изображением ложки и записью пункта плана построения проекта выхода из затруднения (аналог есть в демонстрационном материале):

 Отбросить в делимом и делителе одинаковое  количество нулей.

 

 

 Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления    многозначного числа на однозначное.

 

 Приписать к остатку отброшенное количество нулей.

 

 Выполнить проверку деления с остатком.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3) лесенка успеха и картинки с изображением Вовки

 

 

 

 

 


 

 

 

 


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления знакомого сказочного героя и  обсуждения пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Деление круглых чисел с остатком» (за счёт опоры на тему предыдущего урока).

 

На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве» и пословица.

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

(немецкая пословица)

 

 

 

 

 


- Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок снова пожаловал Вовка. Судя по его виду, он очень возгордился тем, что «всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается». Прочитайте немецкую пословицу, записанную на доске, и объясните, что Вовка ошибается.

Дети объясняют, как они понимают народную мудрость.

- А чем же можно гордиться? (Только результатом своего труда., ……..)

- Какую тему вы изучали на вчерашнем уроке? (Деление многозначного числа на однозначное число с остатком).

- Какими результатами вчерашнего труда вы можете гордиться? (…)

Деление     …         чисел  с остатком.

 
- Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на

однозначное с остатком.)

Учитель открывает на доске тему:

 

- О чём говорит не до конца открытая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)

- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)

- Как вы узнаёте что-то новое? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)

- Какие шаги вы делаете на уроках ОНЗ? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить задание на пробное действие и, скорее всего, встретимся с затруднением. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ…)

- С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения необходимого в открытии нового знания.)

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать умение деления круглого на круглое, деления с остатком и проверку этого действия;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

 

1) Деление круглых чисел (сводящееся к укрупнению единиц счёта). Выполнение проверки деления  через «смысл действия деления, взаимосвязь умножения и деления».

– Посмотрите на доску.

На доске появляется печка из тридевятого царства и инструкция выполнения задания 1:

 

Собери поленницу,

используя инструкцию:

в каждом следующем примере делимое должно возрастать…

(начинай с нижней ячейки)


 

 

 

 

 

- Однажды Вовка обидел печку, сегодня он просит помочь ему загладить перед ней свою вину. Нужно помочь ему выложить поленницу, используя разбросанные дрова (как складывать поленницу – написано на доске возле печки).

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

- У вас на столе лежат листочки, с таблицей, состоящей из 4 ячеек (по числу поленьев). Впишите в каждую ячейку то выражение, которое считаете нужным, в соответствии с инструкцией. А затем найдите значения выражений.

 

- Подумайте, что должно быть записано на брёвне с «?» и запишите недостающий пример.

 

- Что надо сделать в этом задании?

 

Для проверки выполненной работы вызывается по одному ученику, по цепочке.

 

- Какое выражение следовало нарисовать на полене с «?»? (96000: 3000.)

- Почему? (Каждый последующий пример содержит компоненты, увеличенные в 10 раз.)

- Если есть неверные ответы – исправьте.

 

- Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз.)

- Какой пример лишний? Докажите. (96:3 – числа не являются круглыми.)

- Как делим круглые числа? (Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе, а затем вычислить результат.)

На доске вывешивается эталон:

 

 

 

 

На доске появляется сухое дерево с заданием 2.

 

- Посмотрите, рядом с печкой растёт сухое дерево, которое годиться на дрова. Выполните новое задание печки.

Заготовьте новые поленья, а для этого разделите 85 на 4 и 127 на 6.

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

К доске выходит ученик, который объясняет деление 85 на 4. (21 ост.1)

img050

 

 

 

 

- Чтобы окончательно спилить сухой пень, нужно воспользоваться пилой (найти ответ записанного на пиле выражения).

Один ученик выходит к доске, он объясняет ход решения 127 : 6 (21 ост.1) (остальные у себя в тетради выполняют деление многозначного на однозначное «углом»).

- Чем будем  пользоваться при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)

- Посмотрев на результаты деления этих выражений, что замечаете? (ответы одинаковые, хотя компоненты выражены разными числами.)

- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка, по частям и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.)

 

На доске появляется миска с тестом, рядом записан пример для пробного действия.

http://80.190.202.79/pic/l/latvia777/m-miklagg.jpg

1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000

 
 

 

 

 

 

 

 

 


2) Задание для пробного действия.

 

- Вовка замесил тесто, но оно подойдёт, если вы выполните задание на пробное действие.

- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)

- Встречалось ли вам похожее задание? (Да, когда мы собирали поленницу мы делили круглые на круглые.)

- Что можем предположить о результате примеров, будет ли там остаток? (Да.)

- Что же нового в задании? (Никогда не делили круглые с остатком.)

- Хотите ли попробовать решить? (Да.)

- Тогда решите.

 

Дети самостоятельно выполняют задание.

 

- Кто не смог выполнить деления, поднимите руки?

- Кто получил ответ, поднимите руки? - У кого другой результат?

Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений. (ответы записать на доске 21-10, 21-100, 21-1000)

 

- Какое у вас затруднение? (Мы не можем доказать, что решили пример верно, у нас нет эталона деления круглых с остатком.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон деления многозначного углом;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– С чем вы встретились? (С затруднением.)

- Что должен сделать человек, который осознал, что у него есть затруднения? (Надо остановиться и подумать.)

– Какое задание вы выполняли? (Решали пример на деление круглых чисел с остатком.)

– Что в этом примере было для вас новое? (Никогда не делили круглые числа с остатком.)

– Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для решения примеров такого типа.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) согласовать тему урока;

3) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

-  Какова будет цель урока? (Создать эталон деления круглого с остатком или Научиться делить круглые числа с остатком)

- Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)

- Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения или найти способ решения таких примеров)

 

- Для получения сказочного пирога Вовке нужно разложить «начинку» ложкой в определённой последовательности. Попробуйте её установить, работая в парах (это и будет планом работы в создании алгоритма деления круглых с остатком). На столах у вас лежат листочки бумаги с ложками и записями необходимых операций, расположите их в нужном порядке. Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана.

Порядок должен быть следующим:

 Отбросить в делимом и делителе одинаковое  количество    нулей.

 

 

 Выполнить деление углом, опираясь на эталон деления многозначного на однозначное.

 

 

 Приписать к остатку отброшенное количество нулей.

 

 

 Выполнить проверку деления с остатком.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что у вас получилось?

 

- Сравните с эталоном.

- Результатом нашего труда является вот такой замечательный пирог! (Слайд)

 

Физминутка.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

 

5. Реализация построенного проекта.

 

Цель:

1) создать условия для построения детьми нового способа решения примеров деления круглого  с остатком;

2) применить новый способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии,  пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…

 

К доске выходят поочерёдно 3 ученика и решают примеры.

 

 

127дес. : 6дес.

127сот. : 6сот.

127тыс. : 6 тыс.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 1 нуль.

ПРИПИСАТЬ……к остатку

2 нуля.

ПРИПИСАТЬ……к остатку 3 нуля.

 

- Преодолели ли вы затруднение?

- Молодцы.

- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

 

– Откройте учебник на стр.34. Потренируемся в решении примеров на новый способ с использованием эталона.

– Вовка попал на другую страницу сказки, где его встречают Василисы Премудрые. Они просят решить его и вас примеры со стр.34 № 3 (1 строчка 2 и 3 примеры)

 

Один ученик решает 3 у доски, остальные в тетради.

80.120 : 90= 890 ост.20

392.000 : 300=1.306 ост.200

 

 

 

- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

 

– Задание для самостоятельной работы вам предлагают Двое из ларца.

 

стр.34 № 3, мальчики 2 столбик 2 пример, девочки 2 столбик 3 пример.

 

– На какую тему будете выполнять задание, чем пользоваться? (Деление круглых с получением остатка, будем использовать эталон, созданный на уроке.)

– Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 102 560 : 60.

- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки, результаты 5.340 ост.40, 1.709 ост.20)

- Если всё правильно поставить «+», если неправильно «?»

- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении  на однозначное «углом».)

- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое число  с остатком.)

- Где могут пригодиться новые знания?

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2) тренировать в решении задачи на деление по содержанию, отрабатывать умение правильно записывать ответ в таких задачах, при получении в результате деления частного и остатка;

 

Организация учебного процесса на этапе 8:

На доске появляется картинка с изображением Вовки:

 

-Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу.

Послушайте их задачу:

«На каравай идёт 700 гр. муки. Сколько караваев можно испечь из 243 кг муки?»

- Предлагаю решить эту задачу.

Сначала нужно было представить делимое в той же единице измерения, что и делитель (т.е. в граммах). 243 кг = 243 000 гр. Затем выполнить деление, используя алгоритм деления круглых чисел с остатком (проговаривается решение по алгоритму).

В результате деления получилось 243 000 : 700 = 347 (к.) 100 (гр. м.))

Для ответа выбрано число 347, т. к. остаток показывает количество муки (которого не хватит на каравай, а следовательно, караваев можно будет сделать только 347).

– А Вовке пора с вами прощаться и отправляться домой. Что он собирается сделать по-вашему? (Вспомнить, что было на уроке).

- Давайте и мы вспомним что делали?

На экране появляется картинка с изображением Вовки, загибающего пальцы.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)

- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком  и научиться решать примеры с применением этого эталона.)

- Достигли ли вы цели?

- Удалось ли вам поработать учениками? (Да.)

- Докажите. (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали чего не знаем и сами нашли способ.)

- Вспомним, начало нашего урока. На экране появляется первая картинка урока (Вовка стоит в короне).

- Вы говорили, что можно гордиться, но лишь результатом своей работы. Вовка исправил свою ошибку в отношении печки, работал сам, то что делал, получалось, если не получалось, то он понял причину. А вы? Оцените и вы свою работу. Расположите фигурку Вовки на определённой ступеньке. Фигурки лежат у каждого на парте.

-Не все ученики довольны собой. Стоит ли им расстраиваться, опускать руки? (нет) Что предлагаете делать? (Тренироваться в решении примеров на деление круглых чисел с остатком, в решении задач.)

- Где вы это сможем осуществить? (Дома, на следующем уроке.)

 

Домашнее задание:

ð стр. 34 3 (2, 3 примеры), стр. 35 4 (б); по желанию составит 2 примера по данной теме и решить их.

 

 
 

 

 


                                                                                                                                                        


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение № 6 Тип урока: ОНЗ

Приложение № 6 Тип урока: ОНЗ

Собери поленницу, используя инструкцию: в каждом следующем примере делимое должно возрастать… (начинай с нижней ячейки) 5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний: 6) изображение…

Собери поленницу, используя инструкцию: в каждом следующем примере делимое должно возрастать… (начинай с нижней ячейки) 5) «брёвна» с примерами для этапа актуализации знаний: 6) изображение…

Василис: 17) картинка с изображением

Василис: 17) картинка с изображением

Двух из ларца Раздаточный материал: 1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации) 2) по 4 карточки для каждой пары : с изображением ложки и…

Двух из ларца Раздаточный материал: 1) листок с изображением таблицы (для этапа актуализации) 2) по 4 карточки для каждой пары : с изображением ложки и…

Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности:

Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности:

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз

Что можете сказать о результате каждого выражения? (Не изменяется, потому что и делимое и делитель увеличиваются в 10 раз

Задание для пробного действия. -

Задание для пробного действия. -

Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана

Далее сравниваются полученный порядок пунктов плана

Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии, пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…

Сейчас вы будете решать примеры, которые вызвали у нас затруднение в пробном действии, пользуясь составленным алгоритмом (он на доске и на ваших партах)…

Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно

Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно

Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу

Вовка освоил новый вид деление и предлагает выполнить последнее задание, решить задачу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020