Коррекционное развитие речи
01.12 Тема урока: Деление текста на части. Работа над планом.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я продолжу знакомить вас с таким понятием, как «план текста», мы продолжим учиться составлять планы к текстам.
Как вы уже знаете, план - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
В основном планы делятся на два типа:
Планы бывают
Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
1.
2.
3. и т.д.
Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т.д.
Напоминаю, как составить план текста:
1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план).
6. Проверь себя:
- отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки.
Сейчас мы с вами выполним упражнение на деление текста на части.
Прочитайте текст: Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался. (Э. Шим)
Итак, алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.
Давайте попробуем разделить текст на части, выделить каждую часть текста абзацем.
Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!
Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.
Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.
А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.
А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.
(Э. Шим)
– Итак, действуя по алгоритму мы определили в тексте 5 частей.
Давайте прочитаем первую часть: (Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! ) Обратите внимание на то, когда происходит действие – Утром. В первой части мы обращаем внимание на время.
Прочитайте вторую часть. Что изменилось? (Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.) – Изменилось действие: воробьи сбились в стайку.
Прочитайте третью часть. Кто в ней появился? (Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.) – Еще воробей – новый герой.
Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось? (А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.) – Действие – воробей взлетел.
Работаем с последней частью. Что меняется в ней? (А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.) – Место – на дороге лужа.
Итак, когда же в тексте начинается новая часть?
Новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.
Давайте составим план к нашему тексту:
– Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.
Далее работа ведется аналогично.
Записываем примерный простой план текста, который у нас может получиться:
1. Щедрое угощение.
2. Борьба за горбушку.
3. Задиристый воробей.
4. Тяжелая добыча.
5. Неудача.
Домашнее задание: выполните упражнение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.