Деление 0 на натуральное число, невозможность деления на 0

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Математика Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б» (1 четверть) Урок 26 Тема урока: Деление 0 на натуральное число, невозможность деления на 0 Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 0. Задачи урока: 1. познакомить учащихся с правилами умно¬жения с числом 0; формировать знания о невозможности деления числа на 0 и учить применять данные правила при вычислениях; учить решать составные задачи. 2. Закреплять мышление, речь, внимание. 3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников Тип урока: урок усвоения новых знаний; Этапы и структура урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! 2. Актуализация знаний Можно предложить математический диктант «Да-нет». Уча¬щиеся ставят знак «+», если согласны с утверждением, и знак «-», если утверждение неправильное. • Произведение чисел 7 и 1 равно 7. • 21 : 1 = 22 • Частное чисел 3 и 1 равно 3. • Сумма чисел 2 и 3 равна 6. • 4 увеличить на 4 равно 8. • 1 - 5 получится 5. • Если число разделить на 1, то получится то же самое число. • Если число умножить на 1, то получится то же число. №6 Выбери три шарика так, чтобы набрать указанную сумму. 100 99 88 77 66 40 45 15 22 18 37 23 48 33 13 40 66 20 43 15 73 54 44 40 16 10 27 24 50 34 13 44 16 78 66 11 20 50 33 44 22 11 34 55 21 1 3. Постановка проблемы - Ребята, сегодня вам предстоит сделать важное открытие. Кто готов провести это исследование? На доске: 4. Открытие нового знания - Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? - Как вы думаете, чему равны значения этих произведений? (ребята высказывают свои предположения) -Как же убедиться, кто из вас прав? Ученик: - Мы же знаем, что умножение можно заменить сложением. Оно-то нам и поможет. Учитель: - Верно! Действуйте! (один ученик идёт и выполняет замену на доске: 0+0+0+0+0+0+0+0 = = 0 • 8 = 0 ) - Что заметили? (везде получается 0) - Кто попробует записать эту закономерность в общем виде? (Ученик идёт к доске, ребята записывают самостоятельно. После сверки записей, вспоминают о переместительном законе умножения. В итоге получается запись:) а • 0 = 0 0 • а = 0 - Молодцы! №1 – сделать вывод №2 – Почему нельзя делить на 0? Проблемная ситуация: Лена, Айнаш , Камила делили 5 на 0 и у них получились такие результаты: 0 5 1 Кто их девочек прав? Или все не правы? Докажите. Проверяем каждый ответ. 5 : 0 = 0, Если мы умножим результат деления на делитель , то должны получить 5. Получим? (НЕТ) 5 : 0 = 5, Если мы умножим результат деления 5 на делитель 0 , то должны получить 5. Получим? (НЕТ) 5 : 0 = 1, Если мы умножим результат деления на делитель 0, то должны получить 5. Получим? (НЕТ) А есть ли такое число, при умножении на 0 дающее 5? (НЕТ такого числа не существует, мы только что открыли правило что при умножении на 0 всегда будет 0) Можно ли разделить на 0? (НЕТ на 0 делить нельзя, это невозможно) Итак, мы делаем вывод, что все девочки не правы. 5. Первичное закрепление № 3 – с комментированием Динамическая пауза 6. Самостоятельная работа. № 4- Самопроверка 7. Повторение Затем учащиеся под руководством учителя анализируют за¬дачу №5 (а), оставляют план решения: 1) узнать, сколько кефира привезли, для этого уменьшить количество молока на 50 литров; 2) узнать, сколько привезли ряженки, для этого уменьшить количество молока на 40 литров: 3) зная, сколько литров молока, кефира и ряженки привезли в киоск, узнать, сколько всего литров. Для этого сложить количество молока с найденным количеством кефира и с вычислен¬ным количеством ряженки; и решают задачу самостоятельно. Задачу №5 (б) учащиеся решают самостоятельно, а затем вы- полняют проверку. №5 а) В молочный киоск привезли 120 л молока, кефира - на 50 л меньше, чем молока, а ряженки — на 40 л меньше, чем мо¬лока. Сколько всего литров молочных продуктов привезли? б) Составь по краткой записи две задачи: в одно и два дей¬ствия. Сметана - 650 тенге. Молоко — ? тг., на 500 тенге дешевле. 1) 120 – 50 = 70 (л) – кефира 2) 120 – 40 = 80 (л) – ряженки 3) 120 + 70 + 80 = 270 (л) 8. Рефлексия – Вам понравился урок? – Чему вы сегодня научились на уроке? – В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет 9.Д/З стр. 49 № 6Тема урока: Деление 0 на натуральное число, невозможность деления на 0 Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 0. Задачи урока: 1. познакомить учащихся с правилами умно¬жения с числом 0; формировать знания о невозможности деления числа на 0 и учить применять данные правила при вычислениях; учить решать составные задачи. 2. Закреплять мышление, речь, внимание. 3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Иконка файла материала 26.docx

Математика

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                          Класс 3- «Б»

 (1 четверть)

Урок 26

 

Тема урока: Деление 0 на натуральное число, невозможность деления на 0

 

Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 0.

 Задачи  урока:

1.

познакомить учащихся с правилами умно­жения с числом 0; формировать знания о невозможности деления числа на 0 и учить применять данные правила при вычислениях; учить решать составные задачи.

2.

Закреплять мышление, речь, внимание.

3.

Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников

 

 

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний;  

   

                                                                  Этапы  и структура урока.

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

 

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

 

2.

Актуализация знаний

 

Можно предложить математический диктант «Да-нет». Уча­щиеся ставят знак «+», если согласны с утверждением, и знак «-», если утверждение неправильное.

• Произведение чисел 7 и 1 равно 7.

• 21 : 1 = 22

• Частное чисел 3 и 1 равно 3.

• Сумма чисел 2 и 3 равна 6.

• 4 увеличить на 4 равно 8.

• 1 - 5 получится 5.

• Если число разделить на 1, то получится то же самое число.

• Если число умножить на 1, то получится то же число.

 

№6

Выбери три шарика так, чтобы набрать указанную сумму.

100

99

88

77

66

40   45   15

22   18   37

23    48

33   13   40

66   20   43

15   73   54

44   40   16

10   27   24

50   34

13   44   16

78   66   11

20   50

33   44   22

11   34   55

21    1

 

 

 

 

3.

Постановка проблемы

 

- Ребята, сегодня вам предстоит сделать важное открытие. Кто готов провести это исследование?

На доске:

img6

 

4.

Открытие нового знания

 

- Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Как вы думаете, чему равны значения этих произведений? (ребята высказывают свои предположения)
-Как же убедиться, кто из вас прав?

Ученик:

- Мы же знаем, что умножение можно заменить сложением. Оно-то нам и поможет.

Учитель:

- Верно! Действуйте! (один ученик идёт и выполняет замену на доске: 0+0+0+0+0+0+0+0 = = 0 · 8 = 0 )
- Что заметили? (везде получается 0)

- Кто попробует записать эту закономерность в общем виде? (Ученик идёт к доске, ребята записывают самостоятельно. После сверки записей, вспоминают о переместительном законе умножения. В итоге получается запись:)

а · 0 = 0
0 · а = 0

- Молодцы!

 

 

№1 – сделать вывод

 

№2 – Почему нельзя делить на 0?

Проблемная ситуация:

Лена, Айнаш ,  Камила  делили 5 на 0 и у них получились такие результаты:

 0            5             1

Кто  их  девочек прав? Или все не правы? Докажите.

Проверяем каждый ответ.

5 : 0 = 0,  Если мы умножим результат деления на делитель , то должны получить 5. Получим? (НЕТ)

5 : 0 = 5,  Если мы умножим результат деления 5 на делитель 0 , то должны получить 5. Получим? (НЕТ)

5 : 0 = 1,  Если мы умножим результат деления на делитель 0, то должны получить 5. Получим? (НЕТ)

 

А есть ли такое число, при умножении на 0 дающее 5? (НЕТ такого числа не существует, мы только что открыли правило что при умножении на 0 всегда будет 0) Можно ли разделить  на 0? (НЕТ на 0 делить нельзя, это невозможно)

Итак,  мы делаем вывод, что все девочки не правы.

5.

Первичное закрепление

 

№ 3 – с комментированием

 

 

 

Динамическая пауза

6.

Самостоятельная работа.

 

№ 4-   Самопроверка

7.

Повторение

 

Затем учащиеся под руководством учителя анализируют за­дачу №5 (а), оставляют план решения:

1) узнать, сколько кефира привезли, для этого уменьшить количество молока на 50 литров;

2) узнать, сколько привезли ряженки, для этого уменьшить количество молока на 40 литров:

3) зная, сколько литров молока, кефира и ряженки привезли в киоск, узнать, сколько всего литров. Для этого сложить количество молока с найденным количеством кефира и с вычислен­ным количеством ряженки; и решают задачу самостоятельно.

Задачу №5 (б) учащиеся решают самостоятельно, а затем вы-

полняют проверку.

 

№5

а) В молочный киоск привезли 120 л молока, кефира - на 50 л меньше, чем молока, а ряженки — на 40 л меньше, чем мо­лока. Сколько всего литров молочных продуктов привезли?

б) Составь по краткой записи две задачи: в одно и два дей­ствия.

Сметана - 650 тенге.

Молоко — ? тг., на 500 тенге дешевле.

 

1)      120 – 50 = 70 (л) – кефира

2)      120 – 40 = 80 (л) – ряженки

3)      120 + 70 + 80 = 270 (л)

 

 

 

 

8.

Рефлексия

 

– Вам понравился урок?

– Чему вы сегодня научились на уроке?

– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет

9.Д/З стр. 49   № 6