Математика
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 27
Тема урока: Деление натурального числа на 1, на себя
Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 1.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с правилами умно¬жения и деления с числом 1 и учить применять данные пра¬вила при вычислениях; учить составлять и решать задачи по краткой записи и схемам.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
2. Актуализация знаний
Для развития внимания и логического мышления провести
фронтальный опрос:
• В коробке 6 ячеек. В каждую ячейку умещается ровно один фрукт. Можно ли в них уложить два огурца и четыре яблока?
• От дома Зайца до колодца 30 м. Сколько ему надо пройти, чтобы принести ведро воды?
• Какой день недели будет через три дня после субботы?
• На тарелке было пять конфет. Пятерым мальчикам дали по одной конфете, и одна осталась на тарелке. Как такое могло произойти?
• На старом дубе осталось только две большие ветки. На каж¬дой из них по две маленькие. На каждой маленькой по три груши. Сколько всего груш на дереве?
• На скамейке сидит Коля. Слева от него собака, кошка и во¬робей, а справа - стрекоза, бабочка и муха. С какой стороны животных больше?
Закрепление умения решать задачи изученных видов можно провести в форме математического диктанта:
• Сколько колес у 3 двухколесных велосипедов?
• В парке посадили 4 ряда берез по 5 штук в каждом. Сколько всего берез посадили?
• На пальто 6 пуговиц. Сколько пуговиц на двух пальто?
• На пальто б пуговиц, а на платье - на 2 пуговицы меньше. Сколько пуговиц на платье?
3. Постановка проблемы
№1 Сделать вывод.
4. Открытие нового знания
Объяснение нового материала естественно начать с рассмо¬трения конкретного смысла умножения у доски. Учитель пред¬лагает заменить примеры: 1*3= 1-9= 4*1= 2 • 1 =
«Сколько раз берется слагаемым число 1? (Столько, сколько единиц во втором множителе.) Значит, какое число всегда будет в произведении? (В произведении всегда будет ответ, равный второму множителю.) Объяснение деления можно построить на знании детей о взаимосвязи действия деления и умножения. После этого учащиеся могут рассмотреть случаи умножения и деления с числом 1 и сформулировать выводы (упражнение №1). Можно обсудить с детьми, нужно ли составлять таблицу умно¬жения и деления с числом 1. Если нет, то почему.
5. Первичное закрепление
Для первичного закрепления предложить выполнение упражнений №2 и №3 с комментированием.
№3
Вычисли с устным объяснением.
1•6 1•8 1•78
35 • 1 9:9 40 • 1
15 • 1 15 : 15 28 : 28
Динамическая пауза
6. Самостоятельная работа.
№4
Составь равенства и неравенства, используя выражения.
7. Повторение
Задачу из упражнения №5 (а) следует решить письменно по¬сле составления краткой записи задачи, подробного анализа и составления плана решения. Задачу №5 (б) учащиеся решают у доски.
Упражнение №7
№5
а) На швейную фабрику привезли 175 м шёлковой ткани и 135 м шерстяной. Израсходовали 217 м ткани. Сколько тка¬ни осталось?
1) 175 + 135 = 310 (м) – привезли
2) 310 – 217 = 93 (м) - осталось
8. Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет
9. Домашнее задание: стр. 47 № 6Тема урока: Деление натурального числа на 1, на себя
Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 1.
Дата «___»_______ ____ г
Класс 3- «Б»
Математика
(1 четверть)
Урок 27
Тема урока: Умножение и деление с числом 0.
Цель: Формировать умения выполнять особые случаи умножения и деления с числом 0.
Задачи урока:
1
.
познакомить учащихся с правилами умножения с числом 0;
формировать знания о невозможности деления числа на 0 и учить
применять данные правила при вычислениях; учить решать
составные задачи.
Закреплять мышление, речь, внимание.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в
коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
2
.
3
.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока.
1
.
2
.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мотивация.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Актуализация знаний
Можно предложить математический диктант «Да-нет». Учащиеся
ставят знак «+», если согласны с утверждением, и знак «-», если
утверждение неправильное.
• Произведение чисел 7 и 1 равно 7.
• 21 : 1 = 22
• Частное чисел 3 и 1 равно 3.
• Сумма чисел 2 и 3 равна 6.
• 4 увеличить на 4 равно 8.
• 1 - 5 получится 5.
• Если число разделить на 1, то получится то же самое число.
• Если число умножить на 1, то получится то же число.
№6
Выбери три шарика так, чтобы набрать указанную сумму.
66
100
77
99
88
13
.
4
.
40 45 15
22 18 37
23 48
33 13 40
66 20 43
15 73 54
44 40 16
10 27 24
50 34
13 44 16
78 66 11
20 50
33 44 22
11 34 55
21 1
Постановка проблемы
- Ребята, сегодня вам предстоит сделать важное открытие. Кто
готов провести это исследование?
На доске:
Открытие нового знания
- Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Как вы думаете, чему равны значения этих произведений? (ребята
высказывают свои предположения)
-Как же убедиться, кто из вас прав?
Ученик: - Мы же знаем, что умножение можно заменить
сложением. Оно-то нам и поможет.
Учитель: - Верно! Действуйте! (один ученик идёт и выполняет
замену на доске: 0+0+0+0+0+0+0+0 = = 0 · 8 = 0 )
- Что заметили? (везде получается 0)
- Кто попробует записать эту закономерность в общем виде?
(Ученик идёт к доске, ребята записывают самостоятельно. После
сверки записей, вспоминают о переместительном законе
умножения. В итоге получается запись:)
а · 0 = 0
0 · а = 0
- Молодцы!
№1 – сделать вывод
№2 – Почему нельзя делить на 0?
Проблемная ситуация:
Лена, Айнаш , Камила делили 5 на 0 и у них получились такие
результаты:
0 5 1
Кто их девочек прав? Или все не правы? Докажите.
Проверяем каждый ответ.
5 : 0 = 0, Если мы умножим результат деления на делитель , то
должны получить 5. Получим? (НЕТ)
5 : 0 = 5, Если мы умножим результат деления 5 на делитель 0 , то
25
.
6
.
7
.
8
.
должны получить 5. Получим? (НЕТ)
5 : 0 = 1, Если мы умножим результат деления на делитель 0, то
должны получить 5. Получим? (НЕТ)
А есть ли такое число, при умножении на 0 дающее 5? (НЕТ такого
числа не существует, мы только что открыли правило что при
умножении на 0 всегда будет 0) Можно ли разделить на 0? (НЕТ на
0 делить нельзя, это невозможно)
Итак, мы делаем вывод, что все девочки не правы.
Первичное закрепление
№ 3 – с комментированием
Динамическая пауза
Самостоятельная работа.
№ 4- Самопроверка
Повторение
Затем учащиеся под руководством учителя анализируют задачу №5
(а), оставляют план решения:
1) узнать, сколько ручек купили
2) узнать, сколько ручек осталось
и решают задачу у доски 1 ученик
Задачу №5 (б) учащиеся решают самостоятельно, а затем вы-
полняют проверку.
№5
б) Составь по краткой записи две
задачи: в одно и два действия.
Сметана - 650 тенге.
Молоко — ? тг., на 500 тенге дешевле.
Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше
настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно
плачет
9.Д/З стр. 49 № 5(в,г)
3