Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»
Пояснительная записка.
Занятие рассчитано на учащихся 7-го класса, его можно проводить на уроке обществознания или на классном часе.
Цель:
1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации.
2. Развивающая – развитие навыков самоанализа.
3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.
• Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося:
• способность искать: получать информацию, работать с учебником;
• способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;
• способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»
Пояснительная записка.
Занятие рассчитано на учащихся 7го класса, его можно проводить на уроке обществознания
или на классном часе.
Цель:
1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении
применять свое знание в процессе адаптации.
2. Развивающая – развитие навыков самоанализа.
3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.
Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося:
способность искать: получать информацию, работать с учебником;
способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и
систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;
способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в
дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность;
способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения;
способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и
коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед
трудностями.
Форма занятия: деловая игра.
Оборудование: компьютер, листы бумаги, ручки, фломастеры, сундучок.
Ход занятия:
Рис. 1
Вступительное слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые
вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы
определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире. Эти
знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.
Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.
Вот некоторые высказывания древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя.
Цицерон
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Р. Декарт
Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Гераклит
Играупражнение № 1: “Телефонный разговор”
Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игрыупражнения.
“Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете
трубку, а на другом конце провода раздается голос: “Здравствуйте, с вами разговаривает
редактор детской телевизионной программы “Любознайка”. Мы бы хотели с вами
сотрудничать . Поэтому нам нужна информация о вас”.Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю
воспользоваться своеобразным “путеводителем” (вопросы заранее написаны на доске).
Учащиеся по желанию начинают рассказ о себе согласно вопросам.
Имя, отчество, фамилия...
Мои приятели...
Мои увлечения...
Мне бы хотелось изменить…
Мне нравится в себе...
Я мечтаю...
Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор.
Слово учителя. Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас
продемонстрировали.
Система представлений о себе называется образом “Я”.
Образ “Я” многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество “Я”. Внутреннее “Я” –
это то, как человек о себе думает. Внешнее “Я” – то, что видят люди.
Семь Я
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит: “Да”,
Второй говорит: “Нет”,
Третий – дает совет,
Четвертый – спит,
Пятый – мух считает,
Шестой седьмого ожидает,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один говорит:
“Пойдем пешком”,
Второй говорит:
“Поскачем верхом”,
Третий говорит:
“На машине поедем”.
Четвертый: “На велосипеде”,
Пятый: “На санях”,
Шестой: “Не сегодня, а на днях”,
А седьмой – рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Живет во мне семь Я –
Целая семья.
Когда один плачет,
Второй – хохочет,
Третий – знать ни о чем не хочет,
Четвертый задает за вопросом вопрос,
Пятый – во все сует нос,
Шестой – снова
Ждет ответа седьмого,
А седьмой рассказывает сказку.
Кого мне слушать?
Виктор Лунин
Слово учителя. Человек поразному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах.
Возникает впечатление, что внутри вас спорят разные “Я”. Подобно героине Л. КэрроллаАлисе: “Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю,
кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая
то не такая... Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далекодалеко
не всегда). Иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а
както раз она, помнится, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя
сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными
людьми сразу”.
Слово учителя. Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одним, в школе
другим, а в компании друзей – совсем иным?
Давайте попробуем представить себя в разных ситуациях. Для этого встаньте и в свободной
форме постарайтесь изобразить вместе со мной, как вы себя ведете дома (ласковые, белые и
пушистые, послушные, кроткие… как зайчики), в школе (хитрые, юркие, выбражули,
осторожные…как лисички), в кругу друзей(раскованные, смелые, сильные, игривые …как
тигрята, но если вас ктото обидел, тут же выпускаете когти и рычите)
И родители, и учителя, да и вы сами недоумеваете, почему же вы такие разные?
Ответить на эти вопросы порой бывает очень сложно, но надо стремиться узнать истину о себе. И в
этом тебе помогут учителя, родители и, конечно, ты сам.
Упражнение № 2: “Волшебная шкатулка”
Учитель предлагает учащимся на листке бумаги написать тричетыре слова, которые их лучше всего
характеризуют. Подписывая листок, его необходимо свернуть и положить в шкатулку. Затем учитель
вынимает листки и зачитывает то, что на них написано. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь.
Таким образом, они могут сравнить свое представление о себе с мнением, о них одноклассников.
Проводя это упражнение, учителю необходимо проявить такт и терпение, помня о том, что дети,
скорее всего впервые пытаются сопоставить самооценку и оценку окружающими. Не следует
обсуждать недостатки, сделайте акцент на достоинствах каждого ребенка.
Учитывая, что семиклассники любят рисовать, учитель может предложить детям еще одно
упражнение.
Упражнение № 3: “Рисованное письмо инопланетянину”
Нарисуйте рисунок – письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее
полно.
Упражнение № 4: “Мой тип темперамента”
Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы,
несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.
Одни – быстры и порывисты в движениях, подвижны, склоны к бурным эмоциональным реакциям,
другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с неярко выраженными чувствами и т.д. Причина
подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Определить тип темперамента, используя подсказки.
1. Сангвиник – обладатель уравновешенного, подвижного типа неровной системы (его формула –
“доверяй, но проверяй”).
2. Холерик – неуравновешенный тип (его формула – “ни минуты покоя”).
3. Флегматик – с сильным, но неподвижным типом (его формула – “не торопи”).
4. Меланхолик – со слабым неуравновешенным типом (его формула – “не навреди”).
Упражнение № 5: “ Мои способности”.
Наверняка вы человек не без способностей. Возможно, вам не приходилось размышлять над этим.
Присмотритесь к себе и определите: в каких областях деятельности вы достигли наибольших успехов.
Проявили наибольший интерес? Как можно развивать ваши способности?
Выводы:
Самопознание – необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это, прежде всего,
необходимо нам самим. Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание,
общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в
тягость, а в радость.