Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?» Пояснительная записка. Занятие рассчитано на учащихся 7-го класса, его можно проводить на уроке обществознания или на классном часе. Цель: 1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации. 2. Развивающая – развитие навыков самоанализа. 3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека. • Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося: • способность искать: получать информацию, работать с учебником; • способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы; • способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
Иконка файла материала Что такое мое Я.doc
Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?» Пояснительная записка. Занятие рассчитано на учащихся 7­го класса, его можно проводить на уроке обществознания  или на классном часе. Цель: 1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении  применять свое знание в процессе адаптации. 2. Развивающая – развитие навыков самоанализа. 3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.  Задачи занятия, с развитием ключевых компетенций личности учащегося:   способность искать: получать информацию, работать с учебником; способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и  систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы; способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в  дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность; способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения; способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и  коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед  трудностями.     Форма занятия: деловая игра. Оборудование: компьютер, листы бумаги, ручки, фломастеры, сундучок.  Ход занятия: Рис. 1 Вступительное слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые  вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни. Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Вот некоторые высказывания древних мыслителей: Чаще заглядывай в самого себя. Цицерон Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя. Р. Декарт Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить. Гераклит Игра­упражнение № 1: “Телефонный разговор” Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игры­упражнения. “Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете  трубку, а на другом конце провода раздается голос: “Здравствуйте, с вами разговаривает  редактор детской телевизионной программы “Любознайка”. Мы бы хотели с вами  сотрудничать . Поэтому нам нужна информация о вас”.Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю  воспользоваться своеобразным “путеводителем” (вопросы заранее написаны на доске). Учащиеся по желанию начинают рассказ о себе согласно вопросам.  Имя, отчество, фамилия...  Мои приятели...  Мои увлечения...  Мне бы хотелось изменить…  Мне нравится в себе...  Я мечтаю... Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор. Слово учителя. Каждый из нас имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас  продемонстрировали. Система представлений о себе называется образом “Я”. Образ “Я” многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество “Я”. Внутреннее “Я” –  это то, как человек о себе думает. Внешнее “Я” – то, что видят люди. Семь Я Живет во мне семь Я – Целая семья. Когда один говорит: “Да”, Второй говорит: “Нет”, Третий – дает совет, Четвертый – спит, Пятый – мух считает, Шестой седьмого ожидает, А седьмой – рассказывает сказку. Кого мне слушать? Живет во мне семь Я – Целая семья. Когда один говорит: “Пойдем пешком”, Второй говорит: “Поскачем верхом”, Третий говорит: “На машине поедем”. Четвертый: “На велосипеде”, Пятый: “На санях”, Шестой: “Не сегодня, а на днях”, А седьмой – рассказывает сказку. Кого мне слушать? Живет во мне семь Я – Целая семья. Когда один плачет, Второй – хохочет, Третий – знать ни о чем не хочет, Четвертый задает за вопросом вопрос, Пятый – во все сует нос, Шестой – снова Ждет ответа седьмого, А седьмой рассказывает сказку. Кого мне слушать? Виктор Лунин Слово учителя. Человек по­разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах.  Возникает впечатление, что внутри вас спорят разные “Я”. Подобно героине Л. КэрроллаАлисе: “Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю,  кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая­ то не такая... Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко­далеко не всегда). Иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а  как­то раз она, помнится, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя  сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными  людьми сразу”. Слово учителя. Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одним, в школе  другим, а в компании друзей – совсем иным? Давайте попробуем представить себя в разных ситуациях. Для этого встаньте и в свободной  форме постарайтесь изобразить вместе со мной, как вы себя ведете дома (ласковые, белые и  пушистые, послушные, кроткие… как зайчики), в школе (хитрые, юркие, выбражули,  осторожные…как лисички), в кругу друзей(раскованные, смелые, сильные, игривые …как  тигрята, но если вас кто­то обидел, тут же выпускаете когти и рычите) И родители, и учителя, да и вы сами недоумеваете, почему же вы такие разные? Ответить на эти вопросы порой бывает очень сложно, но надо стремиться узнать истину о себе. И в  этом тебе помогут учителя, родители и, конечно, ты сам. Упражнение № 2: “Волшебная шкатулка” Учитель предлагает учащимся на листке бумаги написать три­четыре слова, которые их лучше всего  характеризуют. Подписывая листок, его необходимо свернуть и положить в шкатулку. Затем учитель  вынимает листки и зачитывает то, что на них написано. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь.  Таким образом, они могут сравнить свое представление о себе с мнением, о них одноклассников. Проводя это упражнение, учителю необходимо проявить такт и терпение, помня о том, что дети,  скорее всего впервые пытаются сопоставить самооценку и оценку окружающими. Не следует  обсуждать недостатки, сделайте акцент на достоинствах каждого ребенка. Учитывая, что семиклассники любят рисовать, учитель может предложить детям еще одно  упражнение. Упражнение № 3: “Рисованное письмо инопланетянину” Нарисуйте рисунок – письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее  полно. Упражнение № 4: “Мой тип темперамента” Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы,  несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни – быстры и порывисты в движениях, подвижны, склоны к бурным эмоциональным реакциям,  другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с неярко выраженными чувствами и т.д. Причина  подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Определить тип темперамента, используя подсказки. 1. Сангвиник – обладатель уравновешенного, подвижного типа неровной системы (его формула –  “доверяй, но проверяй”). 2. Холерик – неуравновешенный тип (его формула – “ни минуты покоя”). 3. Флегматик – с сильным, но неподвижным типом (его формула – “не торопи”). 4. Меланхолик – со слабым неуравновешенным типом (его формула – “не навреди”). Упражнение № 5: “ Мои способности”. Наверняка вы человек не без способностей. Возможно, вам не приходилось размышлять над этим.  Присмотритесь к себе и определите: в каких областях деятельности вы достигли наибольших успехов. Проявили наибольший интерес? Как можно развивать ваши способности? Выводы:  Самопознание – необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это, прежде всего,  необходимо нам самим. Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимопонимание,  общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в  тягость, а в радость.