Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка
Оценка 4.6

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
23.01.2017
Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка
детско-родительские отношения.docx
Укрепление детско­родительских отношений как залог успешного развития ребенка Деловая игра Педагог­психолог: Смирнова Н.А. МДОУ №18 «Улыбка» города Нерюнгри Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания; учить  родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье. Задачи:  1. Дать родителям представление о психологических особенностях детей дошкольного  возраста. 2. Оказать квалифицированную помощь родителям при организации совместного  взаимодействия на содержательном уровне. 3. Помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком. 4. Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних  переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. Особенности   организации:  Участниками   деловой   игры   являются   родители   детей дошкольного возраста. Продолжительность 30­40 мин. Деловая игра содержит как теоретический материал (короткие беседы и мини­лекции), так и практическую часть, в которой используются определенные упражнения и задания, помогающие родителям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения с детьми. Специального оборудования не требуется. Теоретическая часть. Для психологического комфорта ребёнку необходима адекватная похвала. Очень важны для ребёнка отношения с родителями — она является гарантом его защищённости. Именно мама и папа говорят, что нужно делать, поддерживают и хвалят в случае успеха, а также устанавливают  с ребёнком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с различными проблемами в поведении. При отсутствии поддержки со стороны родителей у ребёнка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.  Вместо того   чтобы   дать   ему   спокойно   завершить   начатое   дело,   будь   то   поглощение   манной   каши, складывание  пирамидки  из  кубиков  или  сидение  на горшке,  кожные  родители,  раздражаясь  от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.   Ребёнок,   видя   раздражение   родителей,   подсознательно   чувствуя   их   агрессивность   и разочарование,   теряет   чувство   защищённости,   необходимое   для   его   нормального   развития. Следствием   утраты   защищённости   становится   ступор   и   невозможность   воспроизвести   самые простые   действия.   Следует   также   учитывать,   что   для   нормального   развития   психики   ребёнка необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью. При отсутствии такой связи ребёнок оказывается один на один со своими проблемами, тормозящими его развитие, мешающими приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребёнка. Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали ЗПР, необходимо проанализировать, какими врождёнными свойствами он наделён и создать оптимальные условия для их  развития.  Не  нужно учить «рыбку»  летать  —  это  не  сделает  её  счастливой  и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете её по­настоящему счастливой. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Много  лет  создавались  людьми  правила   поведения,   этикета   ­  цель   которых  была  кроме нравственных   качеств   доброты,   чуткости,   сердечности,   прививать   чувство   меры   и   красоты   в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола ­ словом во всём, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200­300 лет тому назад   отдельные   нормы   поведения   приравнивались   к   законам   и   не   соблюдавших   их   граждан наказывали. Практическая часть Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы. Обратимся   к   анкетам.   Педагог   делает   анализ   1­го   вопроса   анкеты:   Какие   привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4­5 лет. o Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать. o o общественных местах. Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в o У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду. o Важной   задачей,   приобретающей   на   этой   возрастной   ступени   особое   значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. o Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи ­ своё место». Что, по­вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём. Представьте такую ситуацию: Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой. ­ Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил   культуры   поведения?   (Нет,   мама   тоже   должна   была   попрощаться   с воспитателем и оставшимися детьми). Далее   родителям   предлагается   озвучить   свои   методы,   которые   они   используют   для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер: o o o o o o Чтение книг с ярким примером хороших манер Общение с авторитетными для ребёнка людьми Постоянство и настойчивость в обучении Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье Влияние общества Круг общения. В нашем ДОУ проводятся различные мероприятия выставки и т.п. с участием родителей. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско­родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Речевой этикет Ребёнок   усваивает   родную   речь   так   называемым   «материнским   способом»,   подражая близким,   поэтому   так   важно,   чтобы   он   слышал   не   только   правильную,   но   и   вежливую   речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение ­ самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты ­ всё это для ребёнка имеет большое значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете   слово   «пожалуйста»,   благодарите   его,   высказываете   своё   родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим. Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером   по   дороге   домой   обязательно   найдите   возможность   похвалить,   а   дома   в   присутствии родственников, соседей, друзей ­ хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.  Следует ли говорить «Будь здоров», если кто­то чихнул? (Оказывается: если кто­то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).  В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).  Как   нужно   принимать   подарки?   (Завёрнутый   подарок   нужно   развернуть,   рассмотреть   и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок). Ситуация для анализа Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: ­ Иди катайся. Но он отвечает: ­ Не пойду. Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только  протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально  делают то, что им запрещено. Одной   из   основных   ошибок   воспитания,   ведущей   к   появлению   упрямства,   является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. Малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе   собственных   представлений   о   том,   что   ребёнок   обязан   делать   и   уметь,   без   учёта   его представлений   и   желаний.   Если   родители   не   желают   учитывать   возрастные   и   индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3­4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается. Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение   или   требования   родителей,   то   капризный   начинает   «кукситься»   и   ныть,   плакать   по любому поводу. Для упрямства самое главное ­ не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый   отстанет,   ребёнок   будет   только   рад.   Капризный   ребёнок   стремится   добиться   ещё большего   внимания   к   себе,   к   своей   особе,   ему   нравится   быть   в   центре   внимания.   Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу». А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей. Ситуация для анализа Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец­то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает   и   продолжает   их   натягивать.   Мать   прекращает,   как   она   говорит,   «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку   колготы.   Малыш   поднимает   крик:   «Сам,   сам!   Сам!».   Мать   строго   говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам» Вопросы:      Правильно ли поступила мама? Каковы последствия поведения мамы? Бывают ли подобные ситуации у вас? Как вы выходите из них? Что бы вы посоветовали маме? Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми. Пример. Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!» Наказание и поощрение детских поступков 1. Вы были послушным ребенком? 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вас часто наказывали в детстве? За что? Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей? Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете? Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась? Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось? Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком? Нравилось ли вам убирать свои игрушки? Что из детства вам запомнилось больше всего? 10. Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь? Ситуация для анализа Четырехлетний   Алеша   баловался   за   столом   во   время   обеда,   несмотря   на   замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали ­ поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил: ­ Будешь еще так делать? ­ Нет, ­ ответил малыш. ­ А ты понял, за что тебя наказали? ­ догадался спросить отец. ­ Да, за то, что кашлял, ­ ответил ребенок. К педагогически оправданным наказаниям относятся:   Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;  Выговор ­ серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;  Лишение ребенка чего­то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.  Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.  Недопустимо   наказание   детей   трудом,   поскольку   труд   должен   быть   радостью.   Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил ­ убери за собой. Кроме того,   очень   полезно   дать   понять   ребенку,   что   он   сам   страдает   из­за   своего   непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки ­ меньше времени останется на занятие любимым делом.  Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.  Недопустимо   злоупотреблять   запретами,   так   как   бесконечные   запреты   вызывают   у   ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.  Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем­ то, предложить вместе чем­нибудь заняться и т. д. но если этот метод на помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован. Ситуация для анализа ­ Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? ­ девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей. ­ Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! ­ строго говорит отец. Лицо   дочери   меркнет.   Напрасно  весь   день  вынашивала   она   в   себе   заряд  радости.   Дома девочка делает еще один заход: ­ Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку? ­ Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь. Вопросы:  Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?  Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?  Как вы относитесь к делам ребенка?  Стараетесь   ли   поддержать   его   стремление   поделиться   с   вами   своими   радостями   и огорчениями? Комментарий педагога У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка. Рефлексия.

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка

Деловая игра Укрепление детско-родительских отношений как залог успешного развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017