Деловые игры на уроках обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможности расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе. Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.
Иконка файла материала Деловые игры на уроках обществознания.doc
Деловые игры на уроках обществознания Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном  послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе  дети должны получать возможности  расширять свои способности, подготовиться к жизни в  высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного  образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно  адаптироваться в современном обществе. Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только  знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной  жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые  игры. Деловые игры ­ это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в  современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны  с умением  сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества. С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели: 1. Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных  областях. 2. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию. 3. Формирование навыков групповой деятельности 4. Повышение коммуникативной культуры. 5. Овладение основными видами публичных выступлений. Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой  игры: 1. Формирование групп. 2. Моделирование реальной ситуации. 3. Работа в группах. 4. Подготовка к публичному выступлению. 5. Выступления групп. 6. Подведение итогов. Обычно задание сформировать группы учащиеся получают заранее. При этом оговаривается  примерное количество членов группы. Группы формируются двумя способами:   по желанию назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в  случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна) Каждая группа получает текст с заданием, и оговаривается время для подготовки и выступлений. По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Первоначально я использовала следующую  систему: по итогам работы оценка ставилась группе, а каждый ученик группы получал аналогичную  оценку в журнал. В такой ситуации неприлежные ученики старались попасть в группу с сильными  учениками и могли получить незаслуженную оценку. Система оценки, которую я использую, теперь заключается в следующем: за работу группа получает  определённое количество баллов. А затем учащиеся сами распределяют баллы между собой  соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика  в деятельности группы. Некоторые ученики  при такой системе могут получить больше баллов чем 5  или меньше 3х. В такой ситуации учащимся даётся дополнительное  домашнее задание, с помощью  которого они могут набрать ещё баллы и повысить оценки. По окончанию игры можно предложить учащимся анкету, которая поможет учителю  проанализировать   полученный результат. На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10м классе­ игра «Формируем  политическую партию», в 11м классе – «Я ­ предприниматель», «Глобальные проблемы  современности» Деловая игра «Формируем политическую партию» Цели:Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»   Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности  Формирование активной жизненной позиции Задания группам: 1. Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает) 2. Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали) 3. Интересы каких социальных групп представляет партия 4. Цели и задачи партии 5. Политические средства выбранные вашей партией (почему эти) 6. Каковы политические методы вашей партии (почему такие) Деловая игра «Я ­ предприниматель» Цели: 1. Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве. 2. Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской  деятельности. 3. Выработка умений применять свои знания на практике. 4. Формирование умений работы в группе. Задание №1 1. Придумайте название фирмы. 2. Какой товар она должна производить? 3. Нарисуйте рекламу вашего товара. 4. Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар. Задание №2 1. Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму? 2. Последовательно опишите ваши действия. Задание №3 1. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара. 2. Опишите его. Деловая игра «Глобальные проблемы современности» Цели: 1. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности,  взаимосвязь 2. Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение 3. Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость  совместных усилий для и решения Задание: 1. Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:  первая группа ­ «человек­общество», вторая группа ­ «человек­природа»,  третья группа ­ «общество­общество». 2. Приведите примеры существования в мире глобальных проблем. 3. Вечный вопрос ­ «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем. 4. Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор. 5. Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой. Домашнее задание: 1. Оформить плакат (по пункту 5) 2. Создать пресс­листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные  статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем,  наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).