Демократия в Афинах при Перикле
Оценка 4.7

Демократия в Афинах при Перикле

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
05.05.2019
Демократия в Афинах при Перикле
• Хорошо, молодцы ребята, а теперь посмотрите на доску. (слайд 6) «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства» Да действительно, афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством. В Афинах не было ни царей, ни фараонов, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников как в Афинах.
Тема урока перикл.docx
Тема урока: «Афинская демократия при Перикле» (5 класс) Ход урока: 1. Организационный момент (эмоциональный настрой детей). Звучит музыка (Сиртаки). Учитель: (слайд 1) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников. Греческие ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы  и жестом поднятой руки. 2. Актуализация опорных знаний (тест.) Учитель: Для начала вспомним предыдущий урок и ответим на вопросы,  изображенные на экране, отгаданные термины помогут нам в изучении темы  сегодняшнего урока. (слайд 2) 3. Изучение нового материала Учитель: (слайд 3) Ребята, а теперь, пожалуйста, внимательно посмотрите на  коллаж из заголовков современных газет: какое слово повторяется в каждом из  них? (демократия) ­А где и когда зародилась демократия? (в Древней Греции) ­Что означает слово «демократия»? (порядок, при котором большинство  населения участвует в управлении государством) При каком правителе впервые возникла? (при Солоне, жившем в Афинах в  VI в. до н.э.) (слайд 4) А сегодня мы узнаем о периоде наивысшего расцвета Афинской демократии,  который произошёл при другом правителе, Перикле, в V в. до н.э. Давайте  ребята вместе с вами догадаемся, как будет называться тема нашего  урока. (слайд 5)Посмотрите на экран и ответьте, как назывался главный полис      Аттики в Древней Греции? (Афины) Молодцы! А власть народа… демократия.  Правильно. Итак, тема нашего урока ­ Афинская демократия при Перикле. Давайте запишем тему в тетради. Обратите внимание: демократия возникла в древности, а заголовки газет –  сегодняшние. О чём это свидетельствует? (Демократия – это современное понятие) Хорошо, молодцы ребята, а теперь посмотрите на доску. (слайд  6) «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной  жизни, бесполезен для государства» Да действительно, афиняне гордились  тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством. В  Афинах не было ни царей, ни фараонов, государством управлял демос. Ни в  одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так  много людей, простых тружеников как в Афинах. Цель нашего урока: мы на примере расцвета греческой демократии мы  постараемся выявить главные признаки демократии и ответим на главный вопрос урока: «Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла  образцовым, идеальным? Учитель. Давайте, ребята, для начала откроем свои тетради и запишем, кто  такой Перикл. (слайд 7) Перикл – первый стратег (с 443 г. до н.э.), избирался на эту должность 15  лет (раз). Кстати, кто сможет подсчитать, в каком году он умер, и таким  образом закончилось его правление. Ответ. (429 год до н.э. в возрасте 66 лет) (слайд 8) А теперь ребята прослушайте небольшой рассказ одного очевидца, и  ответим на вопрос. Какие качества личности Перикла проявились в этом  поступке? Ответы: Он был красноречив, образован и умел убеждать людей. (слайд 9) ­ А вот еще одна история и мы узнаем об еще одной черте личности его. ­ Отлично ребята, давайте допишем в тетради его черты характера: выдержка,  красноречив, образован и умел убеждать людей. Еще ребята запишите одно  новое для вас слово. Оратор ­ человек умеющий произносить речи, убеждать  слушателей.(слайд 10) Учитель. Сегодня мы работаем в четырех группах: Совет пятисот, Знатные  афиняне, земледельцы и ремесленники. Вам нужно решить познавательные  задачи, сформулировать ответы на вопросы, поиграть и даже поучаствовать в  голосовании.Также в течение урока мы будем фиксировать в тетради признаки  демократии. Работа в группах. Учитель раздает карточки с вопросами. Задание: Ребята, у вас на столах лежат листы­схемы, вы должны по ходу  изучения материала отмечать те признаки, которые, по вашему мнению, наиболее важны для демократии. (слайд 11) На доске – схема «Управление в Афинах» Группа Ремесленники.   Ребята все открывайте учебник параграф 40, п. 1. Прочтите и ответьте на  вопросы, которые у вас написаны в карточках. Выберите выступающих. Вопрос: «Кто участвовал в народном собрании? Сколько раз в месяц  собиралось народное собрание?» Кому нельзя было участвовать в  голосовании? (слайд 12) Ответы: Высшей властью обладало Народное собрание, в нем участвовали  граждане Афин, мужчины, достигшие 20 лет, собирались 3­4 раза в  месяц.Женщины, рабы и переселенцы не участвовали в управлении  государством. Давайте ребята запишем в тетради. Учитель. Вспомните, кто такой гражданин? (человек, имеющий права и  обязанности перед государством) Кто имел гражданство в Афинах? (жители, у которых отец и мать были  коренными жителями) Женщины, рабы, приезжие не имели права даже приближаться к НС; Всего граждан, входивших в НС, набиралось приблизительно около 30 тыс. Каждый гражданин на НС мог высказываться и голосовать по любому вопросу.  Решения принимались большинством голосов. Нередко возникали спорные  ситуации между демосом и аристократией. ­ Почему практически всегда решения принимались в пользу демоса? (Его было  большинство: ремесленники, крестьяне, мелкие торговцы, крутильщики канатов,  гребцы, ­ это и было большинство НС). Группа Земледельцы. Вопрос: «Каким образом Народное собрание выбирало стратегов? На какой  срок и какой стратег был главным?» (слайд 13) Ответы: Стратегов выбирали открытым голосованием: это – 10 стратегов,  которые осуществляли военное руководство и исполняли решения Народного  собрания. Их выбирали на 1 год. Особую роль играл 1­й стратег. Это – высшее  должностное лицо в Афинах, он отвечал за отношения Афин с другими  странами. Давайте ребята запишем в тетради. ­ Предположите, почему стратегов выбирали не по жребию, а  открыто? (считали, что для этого нужен военный талант и особые знания) 10 раз в год НС обсуждало, справляется ли 1 стратег со своими обязанностями.  Так же – и в отношении других должностных лиц. По афинским законам НС  могло досрочно снять с должности любого гражданина. Группа Совет пятисот Вопрос: «Как происходило голосование, и какие вопросы решало Народное  собрание?» (слайд 14) Ответы: Народное Собрание объявляло войну, утверждало мирные  договоры, принимало законы, по которым жил афинский полис; а) закон принимался тайным голосованием (с помощью чёрных и белых  камешков, которые каждый бросал в сосуд). Давайте ребята запишем в тетради.  Для чего нужно тайное голосование? (чтобы нельзя было отомстить  голосовавшим не так, как хочет власть); б) голосовали за закон не сразу – сначала он поступал на обсуждение в Совет  500, чтобы лучше разобраться в законе, затем, на следующем Народном  Собрании сообщали гражданам мнение Совета 500, и независимо от этого  мнения, за закон голосовало НС. (слайд 15) Учащиеся дописывают схему «Управление в Афинах» Группа Знатные Афиняне (слайд 16) Вопрос: «Чем распоряжалось и что утверждало Народное собрание?» Ответы: Народное собрание распоряжалось казной и утверждало расходы  стратегов. Давайте ребята запишем в тетради. (слайд 17) Функции Народного собрания. Давайте проверим, хорошо ли вы  запомнили функции Народного собрания. Перед вами лежат варианты  предполагаемых ответов, ваша задача выбрать правильные ответы и закрепить на  доске возле кластера Функции народного собрания. По одному ответу от каждой группы и мы все проверим, как вы справитесь. Давайте запишем с вами признаки демократии. Я буду записывать на доске, а вы в тетради. все должности – выборные и на определенный срок; важнейшие решения принимает народ; народ сам принимает законы;    Физминутка. (слайд 18) Ребята вы наверное устали давайте все встанем и  станцуем национальный греческий танец Сиртаки. Смотрите на меня и  повторяйте за мной. Ну, молодцы, давайте продолжим нашу работу. Учитель. (слайд 19) В Афинах, кроме стратегов, существовало много  должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка – стремились занять несколько граждан. И для того чтобы  было все справедливо, должности выбирали путем жребия. Тянули черные и  один белый боб, тот, кому достанется белый боб, тот считается избранным. (слайд 20) Голосование. А сейчас ребята я предлагаю вам поучаствовать в  голосовании, так как это делали древние греки в Народном собрании. Мы с вами  выберем Перикла, судью, сборщика налогов и смотрителя рынка. Кого вы  можете предложить на должность первого стратега? Хорошо, тогда голосуем  поднятием рук. Теперь выберем судью путем жребия, для этого каждый  гражданин группы достает один камешек из греческого сосуда. Кому попадется  белый камешек, тот значит, будет избран на должность. Затем сборщик налогов и смотритель рынка. Учитель. (слайд 21) «Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка  мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умный людей? (делается акцент на бесплатность работы). Что же  придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию?» Учитель. По предложению Перикла, был принят закон, по которому впервые в  истории вводилась оплата за государственные должности (например,  судьи, смотрителя рынка и т.д.). Закон вызвал огромные споры.  В чём значение этого закона для демократии? (теперь даже бедный  человек мог занять должность в государстве, не думая о том, на что будет  жить его семья); Запись в тетради: Впервые в истории была введена плата за исполнение  выборных должностей! (слайд 22) А теперь давайте поиграем, в игру «Стражник» Для нашей игры  нам необходимо 2 стражника, которые охраняют вход в Народное собрание. Кто  желает быть стражником? Хорошо…выбрали, теперь они должны решить, кого  стоит пропускать в Народное собрание, а кого нет. Остальные учащиеся по  очереди подходят к стражникам с листочками, где указано кто они (афинский  купец, спартанец, раб и т.д.) (слайд 23) Проверяем… Хорошо молодцы!!! NB! Возвращаемся к заданию нашего урока, давайте допишем самые важные  признаки демократии. (слайд 24)          все должности – выборные и на определенный срок; важнейшие решения принимает народ; народ сам принимает законы; закон одинаков для всех; демократия всегда нуждается в улучшении, развитии Работа в группах. (слайд 25) Сравнить управление государством в Древнем Египте и в Древних Афинах.  Выделите различие в управлении государством, оформив сравнение в виде  таблицы. В качестве материала для поиска используйте знания, полученные на  уроке, и материал учебника. Древний Египет Древние Афины Законы устанавливает фараон Власть передается по наследству, пожизненная Власть фараона­божественная Все должности назначает фараон     Власть выбирает народ на определенный срок Все должности выборные Законы устанавливает народ Власть можно критиковать Молодцы справились! 4. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. (слайд 26) Учитель: Итак, мы с вами сегодня побывали в Древних Афинах, узнали о том,  чем занималось Народное собрание, записали признаки демократии. И надеюсь,  вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Можно ли  считать Афинское государство во времена Перикла образцовым,  идеальным? Вспомогательные вопросы: Что изменилось в управление Афинами при  Перикле? Правы ли были афиняне, выбрав Перикла главным стратегом? Какая  часть населения не участвовала в управлении? Предполагаемые ответы: Впервые в истории была введена плата за  исполнение выборных должностей. Афиняне были правы, т.к. и бедные и  богатые граждане получили возможность участвовать в управлении  государством. НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не  можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство  населения. Женщины, рабы, переселенцы их не имели. Рефлексия. Перед вами лежат листы самооценок, вы должны проставить оценки  за урок самому себе и вашему учителю, если вам понравился урок, кто узнал  новую и значимую для себя информацию, кто стал лучше понимать историю. Выставление оценок. (слайд 27) Домашнее задание 1. Читать параграф 40 2. Ответить на вопросы учебника 3. Нарисовать рисунок по теме урока. Прощание на греческом языке. Камунелос пайдес! Калой кай агатой! Литература: 1. 2. Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История Древнего мира.  Учебник для 5 класса. – М., 2012. История древнего мира и средних веков. 5­6 кл.: Справочные  материалы /Авт.­сост. Г.И.Годер. И.С. Свенцицкая. – М., 1997. 3. 4. Немировский А.И. Древний мир. Культура и власть. Книга для чтения. –  М., 1999. Применение новых технологий в образовании. Материалы XVII  Международной конференции. – Троицк, 2006.

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле

Демократия в Афинах при Перикле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2019