Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
для проведения промежуточной аттестации по химии в 10 классе
Спецификация
1. Назначение КИМ для промежуточной аттестации по химии – оценить уровень индивидуальных достижений обучающихся 10 класса общеобразовательных организаций при освоении образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования:
1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
2) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями 2014–2020 гг.).
При разработке КИМ ЕГЭ учитывается содержание федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»).
3. Характеристика структуры КИМ
Работа включает в себя 10 заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.
4. Обобщенный план варианта КИМ
№ задания |
Проверяемые требования |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 |
|||
1 |
Классификация и номенклатура органических веществ |
Б |
1 |
2 |
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Типы связей в молекулах органических веществ |
Б |
1 |
3 |
Химические свойства углеводородов и кислородсодержащих соединений |
П |
1 |
4 |
Химические свойства жиров. Мылá как соли высших карбоновых кислот Химические свойства глюкозы. Дисахариды: сахароза, мальтоза. Гидролиз дисахаридов. Полисахариды: крахмал, гликоген. Химические свойства крахмала и целлюлозы. Характерные химические свойства аминов. Аминокислоты и белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Основные аминокислоты, образующие белки. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Химические свойства белков |
Б |
1 |
5 |
Химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов |
П |
2 |
6 |
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений |
П |
2 |
7 |
Генетическая связь между классами органических соединений |
П |
1 |
8 |
Химическая реакция. Классификация химических реакций в органической химии |
Б |
1 |
Часть 2 |
|||
9 |
Генетическая связь между классами органических соединений |
В |
5 |
10 |
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; установление структурной формулы органического вещества на основе его химических свойств или способов получения |
В |
3 |
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильное выполнение каждого из заданий 1–4, 7–8 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2, 3, 4, 8 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение каждого из заданий 5, 6 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ стоит на своём месте, лишние символы отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции записан не тот символ, который представлен в эталоне. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от трех до пяти элементов ответа. Наличие каждого элемента оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов: за выполнение задания 9 можно получить 5 баллов, за выполнение задания 10 – 3 балла. Проверка выполнения заданий части 2 осуществляется на основе поэлементного анализа ответа участника работы в соответствии с критериями оценивания выполнения задания.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–6 |
7–11 |
12–16 |
17–18 |
6. Дополнительные материалы и оборудование
К каждому варианту работы прилагаются следующие материалы:
− периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Демонстрационный вариант
Часть 1
1. Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ
А) бутин;
Б) циклогексен;
В) бутадиен-1,2.
ОБЩАЯ ФОРМУЛА
1.
2.
3.
4.
2. Из предложенного перечня выберите два определения, подходящие для бутена-1 и цис-бутена-2.
1. Структурные изомеры.
2. Изомеры по положению кратной связи.
3. Геометрические изомеры.
4. Межклассовые изомеры.
5. Оптическими изомеры.
3. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, которые реагируют с бромной водой при обычных условиях.
1. Бензол и толуол.
2. Циклогексан и пропен.
3. Бутен-2 и аминобензол.
4. Фенол и ацетилен.
5. Бензол и этилен.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми не реагирует крахмал, в отличие от глюкозы:
1)
2)
3) (аммиачный р-р.);
4)
5) (разбавленный р-р.).
5. Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этих веществ.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) бензол и хлор
Б) циклопропан и водород;
В) бензол и хлор (УФ);
Г) толуол и водород.
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) пропен;
2) пропан;
3) хлорбензол;
4) гексахлорциклогексан;
5) ксилол;
6) метилциклогексан.
6. Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
A) уксусная кислота и карбонат натрия;
Б) муравьиная кислота и гидроксид натрия;
В) муравьиная кислота и гидроксид меди (II) (при нагревании);
Г) этанол и натрий.
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) пропионат натрия;
2) этилат натрия;
3) формиат меди (II);
4) формиат натрия;
5) ацетат меди (II);
6) углекислый газ.
7.
Определите, какие из указанных веществ являются веществами и
1) H2,
2) CuO,
3) Cu(OH)2,
4) NaOH (H2O),
5) NaOH (спирт).
8. Из предложенного перечня выберите все вещества, с которыми толуол вступает в реакцию замещения:
1) бром,
2) бромоводород,
3) вода,
4) азотная кислота,
5) водород.
Часть 2
9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
С2Н6 → С2Н5Сl → С2Н5ОН → СН3СОН → СН3СООН → CH3COOC3H7.
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
10. Органическое вещество А содержит 38,71% углерода и 51,61% кислорода по массе, остальное — водород. Это вещество используют в производстве полимеров и синтетических волокон. Его получают окислением одного из простейших непредельных углеводородов Б кислородом воздуха с последующей гидратацией. Молекулы А и Б содержат одинаковое число атомов углерода. Определите молекулярную формулу вещества А, установите его структуру и напишите уравнение его получения из вещества Б, кислорода и воды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.