«День учителя» (Разговоры о важном 5-7 класс) 3 октября
Тема: Если бы я был учителем.
Цель занятия: пробуждение интереса, воспитание уважения к профессии учителя, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.
Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, презентационных материалов, включает в анализ текстовой и визуальной информации и групповую работу с текстом.
Комплект материалов
сценарий,
методические рекомендации,
видеоролик,
презентационные материалы,
комплект интерактивных заданий,
Содержательные блоки
1. Мотивационная часть (вступительное слово, работа по обогащению словарного запаса, обсуждение этимологии слова)
2. Основная часть (просмотр видеофильма, обсуждение, выполнение интерактивных заданий). Творческое задание: создание кластера «Мой учитель – лучший»
3. Заключение (подведение итогов, рефлексия)
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Результат |
Мотивационнный |
5 мин |
Вступительное слово о празднике – День учителя Давайте определим этимологическое и лексическое значения слова «учитель». Слово «учитель» происходит от двух древних корней: основной корень *euk /*ouk «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) - тель «сила или лицо, исполняющее своё предназначение в добровольном действии». Родственными являются: украинское — учити, белорусское — учыць, польское — uczyc, чешское — uciti. Производные: учиться, учение, учитель, учёба, ученик, учёный. Просмотр видеофильма. Текст фильма Приложение 1 |
Подготовить учащихся к восприятию темы, акцентировать внимание на значимости профессии учителя и роли педагогов страны в жизни общества. |
Основная часть |
20 мин |
Учителем называют того, кто преподаёт учебный предмет в школе; преподавателя. Также называют учителем человека, обладающего высоким авторитетом для кого-либо в какой-то области. Для учителя важны успехи учеников, об этом сложены пословицы и поговорки. Прочитайте одну из них, зашифрованную в ребусе. Интерактивное задание 1 (приложение 2) Интерактивное задание 2 (приложение 3) В школе случается много разных ситуаций, и учителю иногда приходится применять весь свой опыт, чтобы найти правильный выход из положения. Творческое задание с привлечением текстов произведений русской литературы. Приложение 4 |
в игровой форме поговорить о профессиональной деятельности учителя, сформировать у обучающихся понимание роли учителя в жизни каждого человека. |
|
|
А давайте теперь пофантазируем. Ведь тема нашего занятия − «Если бы я был учителем…». Каким учителем вы себя представляете? Поможет нам с вами в этом творческое задание создание кластера: «Мой учитель – самый лучший». Деление на команды. Ответ на вопрос «Каким должен быть современный учитель?» (ответы можно рисовать, записывать. Создание кластера (изображение учителя и его качеств) Представление результатов работы и дискуссия по вопросам: Если бы я был учителем, какими качествами обладал? Как относился бы к ученикам? Как готовился бы к занятиям? Какие вспомогательные средства использовал бы для проведения уроков? Как сделать урок интересным? Что нужно, чтобы понимать своих учеников? Нужно ли учителю учиться? Какими качествами, на ваш взгляд, обладают победители конкурса «Учитель года»? А знаете ли вы, кто победил в конкурсе в этом году в нашем регионе? |
|
Заключительная часть |
5 мин |
В стихотворении Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей» есть слова о том, что учительское счастье складывается из ученических побед. Согласны ли вы с этим? В сердце учителя есть уголок для каждого ученика, учителя чувствуют свою ответственность за тех, кого выпустили в большой мир. Расспросите родителей, бабушек, дедушек об их учителях. Дополните ваши рисунки, назовите качества «лучшего» учителя. |
Понимание учащимися ценности социального служения, важности наставничества, уважения к профессии учителя |
Приложение 1.
(текст к видео)
Известно, что среди русских классиков XIX века были и талантливые преподаватели. Сегодня наш разговор о русских писателях – учителях!
Иван Андреевич Крылов − русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен.
В 1797 году он познакомился с князем Сергеем Голицыным, который пригласил его в свое имение. Так баснописец стал домашним учителем не только детей князя Голицына, но и приходящих в их дом товарищей.
Крылов преподавал основы русской словесности, иностранные языки, давал уроки музыки. Он вёл уроки шутя, вызывая оживленные споры, пробуждая любознательность.
Другой известный русский поэт, Василий Андреевич Жуковский, один из основоположников романтизма в русской поэзии.
Педагогическое призвание проявилось у В.А. Жуковского довольно рано
– в 22 года, когда он становится домашним учителем своих племянниц. Занимаясь с ними, Жуковский часто повторял «уча, мы учимся».
В 1817 году поэт обучает русскому языку и литературе жену царя Николая Первого − Александру Фёдоровну.
Осенью 1826 года он стал наставником наследника престола, будущего императора Александра II.
Приложение 2
Интерактивное задание 1:
Расшифруйте ребус
![]() |
Правильный ответ: «По ученику и об учителе судят»
Приложение 3
Интерактивное задание 2
Задание: определите по кадру из фильма, о каком школьном предмете идёт речь.
Математика |
Физическая культура |
История |
Английский язык |
ИЗО |
Музыка |
Литература |
|
Приложение 4
Учитель не только даёт знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации. В произведении А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» рассказ об учителе вводится в самом начале повествования. Учитель понимал, что Алёша лишён родительской опеки, и позволял брать ему книги из своей библиотеки. Учитель заботился о своих подопечных, что было очень важно для Алёши. Важен эпизод, когда учителя больше всего огорчил гордый взгляд Алёши. И он даёт мудрое напутствие не только мальчику, но и всем ученикам.
Учитель Карл Иванович Мауер не является главным героем повести Льва Николаевича Толстого «Детство», однако этому герою посвящена отдельная глава (Глава 1. Учитель Карл Иваныч). Учитель играет важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на его мировоззрение. В повести учитель показан добрым и любящим своих учеников человеком. У него очень добрый голос. Карл Иванович тронут выдуманным сном Николеньки. Однако в классной комнате добрый Карл Иваныч становится требовательным учителем, который даёт детям знания. Здесь его голос становится строгим, он может наказать нашего героя, поставить его в угол. Карл Иванович очень аккуратен и любит во всем порядок. На его рабочем месте в классной комнате всё всегда на своих местах. Учитель любит читать, у него есть несколько любимых книг. А ещё Карл Иванович любит стихи и даже иногда сам их пишет. Одно из стихотворений Николенька находит в бумагах учителя.
Валентин Распутин в повести «Уроки французского» показал, как педагог способен оказывать влияние на взгляды ученика. Роль учительницы в судьбе рассказчика по-настоящему велика. Лидия Михайловна научила героя милосердию и доброте. Учительница сделала для главного героя всё, чтобы он понял предмет, с которым у школьника возникали трудности. Она не только
«подтянула» мальчика, но и вызвала у него интерес к французскому языку, желание учить его и дальше уже без её помощи. Учительница искренне пыталась помочь одиннадцатилетнему мальчику, который жил вдалеке от матери. Герой научился верить в людей, доверять им. Вероятнее всего, в будущем он так же будет помогать другим людям, как это делала Лидия Михайловна. Она сформировала в герое нравственные качества, которые способны помочь ему в жизни. Рассказчик вспоминает свою учительницу с теплом и благодарностью, он понимает, сколько хорошего она сделала для него.
Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/8/grade/57/#/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.