Денежно-кредитная система и ее структура
Важным условием функционирования экономики является обеспечение стабильности денежной единицы, установление необ- ходимого количества денег в обращении в целях достижения пол- ной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста.
Регулирование денежного обращения путем проведения денежно- кредитной политики осуществляется денежно-кредитной системой страны.
Денежно-кредитная система – это совокупность банков и спе- циализированных кредитных учреждений, банковских ресурсов и экономических отношений, связанных с проведением банковских операций.
Особое место в денежно-кредитной системе занимает цен- тральный банк страны. Центральный банк проводит денежно- кредитную политику, определяемую государством, и выполняет основные функции:
1. Обладает монопольным правом эмиссии (выпуска) денег и регулирования денежного обращения.
2. Регулирует движение кредита в сторону расширения или со- кращения объема кредита.
3. Производит кредитование коммерческих банков и выполняет ряд других функций.
Другим типом банков являются коммерческие банки, которые составляют большую часть банковских предприятий.
Коммерческие банки совершают кредитование промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. В отличие от центрального банка они не имеют права на эмиссию (выпуск) денег.
Важнейшими направлениями денежно-кредитной политики государства являются:
1) контроль государства за эмиссией денег и ростом денежной массы в стране, а также проведение учетной политики;
2) политика открытого рынка ценных бумаг;
3) политика минимальных банковских резервов.
Регулирование уровня банковского процента осуществляется проведением центральным банком учетной политики и установле- нием учетной ставки.
Под учетной политикой понимают условия, по которым цен- тральный банк выдает кредиты коммерческим банкам и покупает у них ценные бумаги.
Если коммерческий банк продает ценную бумагу центральному банку, центральный банк учитывает ее, то есть выплачивает ком- мерческому банку не полную сумму, указанную в ценной бумаге, а удерживает учетную ставку, то есть определенный процент. При выдаче кредита коммерческому банку центральный банк также взимает определенный процент.
Учетная ставка представляет собой процентную ставку, по кото- рой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.
Посредством повышения или понижения учетной ставки цен- тральный банк может влиять на денежное обеспечение хозяйствен- ной системы.
Учет и процентная ставка коммерческого банка возникает при вы- даче кредитов коммерческими банками юридическим и физическим лицам. Сумма удерживаемого процента выше учетной ставки цен- трального банка, что обеспечивает прибыль коммерческого банка.
В периоды оживления в экономике государство увеличивает учетную ставку центрального банка, чтобы уменьшить возможно- сти выдачи кредитов коммерческими банками предприятиям и нарастание перепроизводства товаров в масштабе страны.
В периоды депрессии и кризисных падений производства госу- дарство путем снижения учетной ставки облегчает возможность получения кредита и смягчает последствия экономического цикла.
Другим направлением денежно-кредитной политики государст- ва являются операции на рынке ценных бумаг, или проведение по- литики открытого рынка.
Политикой открытого рынка называют куплю-продажу ценных бумаг центральным банком для оказания влияния на денежный рынок.
Ценными бумагами являются казначейский вексель, казначей- ское обязательство, государственные облигации и др. Операции на рынке ценных бумаг совершаются между центральным банком и коммерческими банками.
Если центральный банк скупает часть ценных бумаг, то их вла- дельцы, то есть коммерческие банки, получают дополнительные суммы денег, которые оседают в кассах коммерческих банков и дают им возможность расширить выдачу кредита.
Если центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам, получает денежные средства и замораживает их, то денеж- ные и кредитные возможности банков уменьшаются.
Таким образом, используя рынок ценных бумаг, государство через политику центрального банка оказывает воздействие на воз- можности коммерческих банков в выдаче кредита, регулирует тем- пы и пропорции развития национальной экономики.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь включает Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые организации.
Национальный банк Республики Беларусь является централь- ным банком страны, выступает одним из основных органов госу- дарственного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком, является важной частью макроэкономической политики.
Важнейшими функциями Национального банка Республики Беларусь являются:
− разработка и реализация денежно-кредитной политики;
− осуществление эмиссии денег;
− регулирование денежного обращения и кредита;
− валютное регулирование.
Учетная ставка, применяемая в политике регулирования уровня банковского процента в Республике Беларусь, называется ставкой рефинансирования.
Коммерческие банки Республики Беларусь выполняют сле- дующие основные функции:
− привлечение вкладов физических и юридических лиц;
− выдачу кредитов физическим и юридическим лицам;
− открытие и ведение банковских счетов.
Коммерческие банки республики являются акционерными общест- вами или унитарными предприятиями, которые имеют свой устав.
Специализированные кредитно-финансовые организации Республики Беларусь представлены страховыми обществами, фи- нансовыми компаниями, инвестиционными фондами, лизинговыми
компаниями, ломбардами. Эти организации осуществляют отдель- ные банковские операции, но не имеют права привлекать вклады, выдавать кредиты, вести банковские счета.
Основной стратегической целью развития банковской системы Республики Беларусь является укрепление устойчивости банков- ской системы, приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банковского сектора Беларуси в региональную и миро- вую банковские системы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.