Деревенская тема в русском лирическом пейзаже

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • теоретически обосновать наличие системы средств живописно-пластического воплощения деревенской темы в лирических пейзажах русских художников; • мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества русских художников; • создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии). Задачи урока: • обучение элементам анализа художественного произведения; • развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; • проанализировать произведения русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В. А.Серова, И.И.Левитана и В.Д. Поленова, выделить своеобразие творчества каждого из них; • подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства; • отличать деревенский пейзаж от других видов.
Иконка файла материала Деревенская тема в русском лирическом пейзаже.doc
Деревенская тема в русском лирическом пейзаже Цели урока:    теоретически обосновать наличие системы средств живописно­пластического  воплощения деревенской темы в лирических пейзажах русских художников; мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению  творчества русских художников; создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои  знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене  мнениями и дискуссии). Задачи урока:       обучение элементам анализа художественного произведения; развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и  композиционного построения картины; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений  изобразительного искусства; проанализировать произведения русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В. А.Серова, И.И.Левитана и В.Д. Поленова, выделить своеобразие творчества  каждого из них; подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства; отличать деревенский пейзаж от других видов. Тип урока: комбинированный. Метод: объяснительно­иллюстративный, беседа, анализ произведений живописи. Приемы: педагогический показ, сравнение, игра. Оборудование: компьютер, проектор. Для учителя: презентация (находится у автора). слайды:  А.К. Саврасов “Грачи прилетели” 1871 г.  Ф.А.Васильев “Оттепель” 1871 г.  Ф.А.Васильев “Деревенская улица”  И.И.Левитан “Март” 1895 г.  И.И.Левитан “Владимирка”  В.Д. Поленов “Московский дворик”  В.А. Серов “Октябрь. Домотканово”  В.А. Серов “Баба с лошадью” Для учащихся: рабочие тетради. План урока:I. Орг. момент / 2 мин. II. Беседа / 20 мин. III . Инструктаж / 3 мин. IV. Практическая работа / 10 мин. V. Подведение итогов / 3 мин. VI. Домашнее задание / 2 мин. Эпиграф: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И.А.Бунин Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и  прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую  гармонию форм и красок. Поэтому даже неискушенный в вопросах изобразительного  искусства человек небезразличен к нему, к живописным произведениям, выполненным в  жанре пейзажа. Тема нашего урока: “Деревенская тема в русском лирическом пейзаже”.  Дайте определение жанру “пейзаж”  Какие виды пейзажа вы знаете? Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой­либо местности;  в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным  предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная  человеком природа; – это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный  образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение,  как бы пропущенное через личное восприятие художника.  Чем же отличается деревенский пейзаж от других видов? Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. К одному из видов относится деревенский пейзаж. Чем больше встречается в  ландшафте результатов сознательной деятельности человека (архитектура, вспаханное  поле, дороги, изгороди и т.п.), тем чаще в отношениях между человеком и природой  возникают конфликтные ситуации. Но существует среда, где природа и результаты  деятельности человека находятся в относительном равновесии или природа даже имеет  главенствующее значение. В первую очередь такой средой являются сельская местность  или ландшафтные парки. Архитектура здесь как бы дополняет природные мотивы. Деревенский (сельский) пейзаж – наиболее распространенная тема пейзажной живописи  всех времен. Становление пейзажного жанра связано с изображением сельской местности.  Дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость скал, тропинка или проселочная  дорога – мотивы многих и многих полотен художников разных стран. В деревенском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с природой. В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль.  Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.В творчестве художников­пейзажистов интересен не сам факт реалистического  изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на  нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы.  Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески  воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями,  например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи. Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью  русских людей к родной земле. Русские пейзажисты А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, каждый со своими стремлениями  и пристрастиями, немало потрудились над тем, чтобы донести до зрителя черты сельской  природы — леса и степи, рек и озер (Ф. Мальцева, Мастера русского реалистического  пейзажа, т. 1­2, М., 1953, 1959). Но, поскольку дело не ограничивалось одной точностью  передачи ее черт, уже перед ними возникали и более сложные вопросы понимания поэтики  пейзажа и его средств выражения. Небольшие картины Алексея Кондратьевича Саврасова (1830­1897 гг.) адресованы  лирически настроенному зрителю. Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина “Грачи прилетели”,  появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году.  “Весной русского пейзажа” называли ее современники. Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких  красок. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую,  глубоко народный образ родной природы. Саврасов изображает переходный момент в  состоянии природы: трепет ранней весны, игру света и тени на снегу, начало таяния,  пробуждения. Сюжет этой картины необычайно прост: тает грязный снег, вдали земля  освобождается от снежного покрова. Это окраина глухого провинциального местечка.  Холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с  чистыми голубыми просветами уже повеяло чувством весны: почерневший снег, березки,  упрямо тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церквушка с колокольней,  равнина, уходящая вдаль к синеющей на горизонте полоске леса. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Обычный весенний день, обычный уголок русской природы, но чем внимательнее  всматриваешься в картину, тем больше начинаешь испытывать радостное чувство  увиденного. Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России. Тема, использованная Саврасовым в своей картине, в дальнейшем станет любимой в русской живописи, а картина Саврасова, по словам А.Н. Бенуа, ­ “путеводной звездой” для целого  поколения пейзажистов. Вопросы:  Что хотел донести художник до зрителя своим произведением?  Какой колорит художник использует в своей картине?  Что изображено на ближнем и дальнем плане?  Определите, где находится зрительный и сюжетный центр картины? Федор Алексеевич Васильев прожил короткую жизнь, но все, же успел сказать свое слово  в истории отечественной живописи. Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина “Оттепель” по  настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той  суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых “Грачей”  Саврасов.В картине Ф.А. Васильева “Деревенская улица” ­ природа в ее реальном и типичном  облике. Уходящая вдаль от нижнего края проселочная улица, а на самом первом плане –  деревянный мостик и зеленый откос берега ручья. Вдоль дороги тянется ряд обычных  крестьянских изб. Две спокойно идущие по улице крестьянки, маленькая фигурка мальчика  и воз с сеном выражают атмосферу неторопливого повседневного быта. Ощущается в  картине и особая успокоенность, лиричность предвечерних часов. Вопросы:  Что является главным в картине?  Какое настроение несет произведение?  Какие композиционные средства использует художник? Творчество Василия Дмитириевича Поленова крупное и значительное явление в русской  живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу  ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие  его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и  непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет  и воздух становятся “героями” его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей  свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Особо стоит отметить, что тема русской деревни естественно и прочно вошла в творчество  Василия Дмитриевича Поленова, но она не была наполнена у художника социальными  факторами. Поленов не отягощал свои картины образами нищей, затерявшейся в глуши  лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, напротив он наполнял ее лирическим  содержанием. Это можно объяснить настроем художника, его внутренним миром,  гармоничным и позитивным, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему  миру, что еще более подчеркивает красоту его таланта. Одной из особенностей Поленова  было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной  мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. В.Д. Поленов во всех своих пейзажах, в частности в “Московском дворике”, утверждает  важную и, по существу, очень простую истину: поэзия и красота вокруг нас в привычном  течении радости бытия и гармонии, пронизывающем вид дворика на городской окраине;  июньское солнце, еще весенняя чистота и свежесть травы, легкие невесомые облачка в  высокой голубизне неба над островерхими колокольнями и луковками московских церквей,  босоногая детвора, занятая своими нехитрыми заботами. В картине – аромат  непосредственного, по­детски наивного восприятия мира, его радости, загадочности. Ей  присуща свежесть и интимная простота мотива, замечательная передача солнечного  освещения теплого летнего дня. Радостные и ясные гармонии цветовых сочетаний отражают неповторимую красоту  солнечного летнего дня. Атмосфера лирической умиротворенности и покоя царит в дворике.  Благодаря композиционной выверенности картины, ее световоздушной и цветовой  разработке был создан единый завершенный картинный образ, созвучный раскрытию  лирической темы. В картине мы видим ритмическое построение композиции: ритм дома,  сарая и церкви с колокольней. В картине солнце приглушает яркость цвета, предметы в  свете купаются, очертания складываются, тени прозрачны – это и делает деревенский  закоулочек прекрасным, как воспоминание детства. Вопросы:  Как вы думаете, можно ли назвать это произведение лирическим? Почему?  Как построена композиция?Наши живописцы, особенно Исаак Ильич Левитан (1850­1900) в пространственном строе  картин, стремились выразить место человека в мире, его иллюзии и мечты, его надежды и  стремления. Левитан как бы соединил в себе все завоевания предшествующего пейзажного творчества:  Васильевский лиризм, саврасовскую ностальгию, каменевский психологизм, поленовскую  живописность. Но все, же до высшего предела, до совершенства его творчество довело  лишь одну тенденцию русского пейзажа ­ эмоциональную линию, которая в некоторых  работах окрашивалась социальными мотивами Пейзаж И. Левитана часто называют пейзажем настроения. Этого слишком мало для  раскрытия сути его живописи. Настроение ­ лишь внешняя оболочка, через которую  просвечивались существенные проблемы. Левитан не только выразил характерный облик  русской природы. Он старался осмыслить важные стороны национального склада и  характера народа, специфические черты русской жизни. Единозвучность человека и  природы являли собой как бы отпечаток души человека в характере пейзажа. Левитана  волновали судьбы народа страны. Он затронул чувствительные струны любви  современников к своей родине и вложил в сознание передового общества понимание  истоков этой любви. Нельзя сказать, что никто до Левитана не поднимался до осознания  подобной задачи. В “Марте” (1895), где интимное восприятие бытовой среды передано в ощущении теплого  воздуха, растапливающего мартовский отяжелевший снег. Картина отличается более  замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными  очертаниями дороги линиям и стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов,  которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени.  Горизонтальных край снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее  нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы, все кажется простым,  естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий  придает скромному уголку и законченность и завершенность. Колорит картины тонко  раскрывает естественные цветовые соотношения в пору весеннего обновления. Он построен  на мягкой гармонии холодных тонов снега, лежащих на нем теней и теплого цвета стволов  деревьев, леса на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома. Зритель не только  видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в  ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня,  еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает  лошаденка. Вопросы:  Какое настроение художник передал в своей картине?  Какие чувства у вас вызывает картина? Почему?  О чем повествует картина? Необходимо отметить, что “Владимирка” Левитана отмечена печатью всех тех успехов и  завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. С жизненной правдивостью  подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет.  Серебристо­серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и  звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение  непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность  произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой  искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая  боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы. Образ Владимирки впитал в себя образ политической жизни России (Владимирская дорога ­  это и каторжный путь в Сибирь, и хождение в народ, и традиционное странничество всвятые места, и бродяжничество бедного люда, и размышления о судьбах огромного  бесправного государства, распростершего бескрайние равнины до синего, исчезающего в  небе горизонта). Протяженные линии пейзажа, скупая и нерадостная цветовая гамма,  мысленно несоизмеримое сопоставление огромных пространств и затерянного в них  человека ­ все эти пейзажные средства образа направлены к размышлению о судьбах  России. Вопросы:  Как вы думаете, чему посвящена эта картина?  Какой колорит выбрал художник и почему?  Как построена композиция картины? В деревне В.А. Серов наблюдал скромную обычную жизнь, в которую проникал до самых  глубин. Любил серенькое небо, закрытое тучами, осенние серые краски полей; неказистые  деревья, покосившиеся избушки. Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи  художника и произведения, посвященные русской деревне. В его деревенском жанре есть  ощущение восхищения здоровой красотой русского народа.. Серова волнует и трогает не  одна внешняя пластическая красота, а прежде всего внутренний смысл, так и в темах  крестьянской жизни он ставит перед собой задачу высмотреть, угадать и выразить  сокровенный смысл явления. В картине “Баба с лошадью” превосходно выхвачен из зимней деревенской природы этот  кусок жизни с веселой, задорно смеющейся молодой, здоровой женщиной, держащей за  узды лошадку. В “Октябре. Домотканово” Серов замечательно передал грустную поэзию поздней осени и задушевную ноту, которую почувствовал в скромном облике русской деревни. В картине  художник обнаруживает свое любовное отношение к родной ему русской природе, к  деревенской жизни.. В картине Серов достиг единства в передаче пространства. Художник писал картину  широкими, легкими мазками, почти не прорисовывая детали. Свободная живописная манера,  колорит, построенный на сочетании сложно разработанных оттенков коричневого цвета – от почти белесого в изображении поблекшей от осенних дождей соломы и травы на поле до  интенсивных красных и рыжеватых (лошади, деревья) с легким по тону серебристо­серым  небом, ­ все это позволило художнику передать атмосферу прохладного осеннего дня,  выразить настроение особого покоя, развитого в природе. Вопросы:  Что изображено на картине?  Что именно хотел художник донести до зрителя?  Какое общее настроение картины? Как это выражено? Практическое задание. Работа по группам. Задание: выбрать из трех карточек с изображением деревенского пейзажа одну и дать  характеристику используемых средств изображения, не называя само изображение. Задача  другой группы угадать произведение. Подведение итогов. В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления  людей. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания.  Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление.  Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутреннимисклонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции  определяли типические для искусства в целом черты. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно  поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой  выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем  современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи,  прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию  жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Вопросы:  Сформулируйте определение понятия “деревенский пейзаж”  Что такое “лирический пейзаж”, в чем он выражается?  Почему художники 19 века обратились к деревенской теме в своих произведениях?  При помощи каких изобразительных средств художники придавали своим картинам  то или иное состояние, настроение? Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Посмотрите также