Дети блокадного Ленинграда.
Цели:
Дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города.
Задачи:
Привить чувство гордости, желание пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны;
Воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны.
Ход занятия.
Воспитатель:
1941 год… Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье - полные электрички везут ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов в Петергофе.
Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана - «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»
Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами. Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Старшеклассники и учителя разносят родителям повестки о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию. Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла.
А уже в конце августа поезда не могут вырваться из Ленинграда, кочуя со станции на станцию, они через 10-12 дней вынуждены возвратиться назад. Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) - Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается. Ад ленинградцев начался8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. В Ленинграде начинается БЛОКАДА - это окружение города, крепости, армии войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым заставить их сдаться и завершить военные действия.
В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану «Барбаросса» - план военного нападения и стремительного захвата войсками Гитлера территории СССР во время Второй Мировой войны – Германия в течение двух месяцев армия должна была продвинуться вглубь страны и завоевать Москву. Своё название план «Барбаросса» получил в честь средневекового Короля Германии Фридриха 1, который носил прозвище «Барбаросса» и славился своими военными достижениями.
Гитлеровцы планировали, что сначала они захватят Ленинград, а затем двинут все войска на Москву. Почему сначала именно Ленинград, а уж потом Москва? Кроме военных расчетов, были также экономические и политические. Ленинград был вторым после Москвы промышленным центром с мощнейшим оборонным потенциалом (более 1000 гигантских предприятий индустрии), крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом. И, что было для Гитлера в политическом плане не менее важным, — Ленинград был колыбелью Октябрьской революции, оплотом и символом большевизма. Уничтожение такого города с полным истреблением почти четырехмиллионного населения было бы для СССР сокрушительным ударом.
В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.
Темп наступления немецких войск составлял 30 км в сутки. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу. Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу.
Его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага.
Шли дни и ночи упорной борьбы. Гитлеровское командование, поняв что так просто Ленинград им взять не удастся, планировало блокировать город и разрушить артиллерией и авиацией. Весной планировали проникнуть в город, вывезти все, что осталось живое, вглубь России или взять в плен, сравнять Ленинград с землей и передать район севернее Невы Финляндии.
ГОЛОД.
Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат – жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.
Гитлер так объяснил немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
Штурмы тем временем следовали один за другим. Продолжался в том числе и самый грозный штурм – голодом.
Потребности человека стремительно сужались, концентрировались, заострялись на хлебе, тепле, воде.
Одной из фактических причин голода в Ленинграде является уничтожение немцами Бадаевских складов, на которых хранились продовольственные запасы многомиллионного города. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войск, а бомбежка и последующий за ней пожар полностью уничтожил огромное количество продуктов, которые смогли бы спасти жизни сотен тысяч людей. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30-60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи.
Пришли
другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась
к отметке 40-43 градусов. Дров не было, ленинградцы сжигали свою мебель, или
после бомбежки разыскивали на развалинах соседних домов то, что могло гореть, и
несли в свои квартиры.
Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах
погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью, стены порой
промерзали на 30 см. Целые семьи гибли от холода и голода.
Блокадное меню ленинградцев
«Кофе из земли». Продовольственные запасы, которые были размещены на Бадаевских складах, были уничтожены. От земли на пожарище шел теплый воздух, и казалось, что он с запахом шоколада. Люди набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Принесенную землю складывали по мешочкам. Потом эту землю растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор кипятили. А когда родителей не было, дети его пили сырым. По цвету, он был похож на кофе. Этот «кофе» был чуть сладкий, но, главное, в нем был настоящий сахар.
«Котлеты из папье-маше». Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее мы и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха» - «дуранда» - это отходы от производства растительного масла. Жмых был очень грубый, отходы эти были спрессованы в плитки. Они были крепкие, как камень, и отколоть от такой плитки кусочек можно было только топором. Потом надо было этот кусочек тереть на терке, полученную муку всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло. Как же мне трудно было проглотить кусочек такой котлеты, есть – то больше было нечего.
Кипяченая
вода –
блокадный чай. Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема
- не было воды.
Кто мог и кто жил ближе к Неве, ходили на Неву за водой. Если не доставалось
воды, а такое случалось часто, топили снег, чтобы согреть чай.
Блокадный
десерт: «желе» из столярного клея.
Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет ее был серый. Эту
плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде ее варили. Туда еще
добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их- то дома
почему-то было полно. Готовое варево разливали по тарелкам, и получалось желе
янтарного цвета. Желе также делали из кожаных изделий – курток, сапог и ремней,
в том числе, и армейских. Саму эту кожу, часто пропитанную дегтем, есть было
невозможно из-за невыносимого запаха и вкуса, а потому люди наловчились сначала
обжигать материал на огне, выжигая деготь, а уж потом варить из остатков
питательный студень.
Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Месяц спустя, тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры.
Голод в Ленинграде достиг такой степени, что люди ели все, что содержало калории и могло быть переварено желудком. Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп.
Многие выжившие жители Ленинграда рассказывают, что одним из распространенных продуктов в городе в первые месяцы Блокады были капустные кочережки. Саму капусту на полях вокруг города собрали в августе-сентябре 1941 года, но ее корневая система с кочережками оставалась на полях. Когда проблемы с продовольствием в блокадном Ленинграде дали о себе знать, горожане начали ездить в пригороды, чтобы выкапывать из мерзлой земли казавшиеся еще недавно ненужными растительные огрызки.
Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Мог ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно же, нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.
У детей Ленинграда было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего». Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.
пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им придется изготовлять снаряды. Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей – они сами будут строгать планки. Сверлить отверстия, делать подмышечники, нарезать шины и олифить.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...
Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Ленинградские дети потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов.
Вместе со взрослыми сражались с врагом и Ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Чтобы помочь городу на Неве в его героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские отряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе со взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.
Почему
мы говорим о блокаде Ленинграда как уникальном примере духовной стойкости во
всей истории человечества? Ведь известно, что сухопутная блокада многократно
использовалась в войнах. Блокада Трои в XIII веке до н. э., например, длилась
более десяти лет. Однако она закончилась тем, что греки взяли город и разрушили
его.
Ленинград же выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только
трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам
Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые,
все жители — взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их
освободят, а как могли, боролись.
Великий город выжил. И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана: «Город Ленина полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов».
26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком.
Давно смолкли залпы войны, но продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить – взорвать, испоганить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.