А.Н. Сорочан, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 48
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ
«Ребенок с диагнозом ЗПР – это ребенок,
который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел».
Эдуард Сеген (французский врач и педагог, основоположник олигофренопедагогики)
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаѐтся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…
Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи!
Что же такое ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Данное недоразвитие может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Это говорит о том, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи эти дети могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто нарушения остаются и до 9 класса). Каковы же особенности детей с нетипичным развитием?
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
1. Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений.
2. Незрелость мышления, преобладание игровых интересов.
3. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке.
4. Замедленная включаемость в работу.
5. Замедленное развитие активных форм деятельности.
6. Неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность.
7. Неспособность к волевому усилию и труду.
8. Проявление признаков агрессии.
9. Неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.
Данные особенности очень затрудняют учебный процесс, так как учителю и остальным детям класса приходится иногда подстраиваться под таких детей. Дети моего класса научились не реагировать на эмоциональные всплески, научились терпеливо ждать ответ на вопрос, не реагировать на выпады агрессии, и всячески поддерживают и помогают ребенку, подбадривают, если что-то не получается.
Содержание программы ребенка с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной. Отличие состоит в том, что предусматриваются пролонгированные сроки обучения (5 лет).
Как учить ребѐнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.
Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребѐнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придѐтся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах.
Во время урока необходимо объяснить задание или тему ещѐ раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
|
УЧЕБНАЯ |
|
НАПРАВЛЯЮЩАЯ |
|
внутриклассная дифференциация, коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий |
|
обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий |
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
|
СТИМУЛИРУЮЩАЯ |
|
ОБУЧАЮЩАЯ |
помогает сконцентрировать показать ученику
внимание, нацеливает на решение последовательность и образец
задачи, указывает на наличие ошибки выполнения задания
и необходимости проверки решения
Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать.
Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:
слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова
Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.
Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении.
Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю.
При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.
При составлении предложений лучше использовать вопрос и дополнительные опорные слова.
В дальнейшем оставлять только опорные слова.
При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи.
При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу
Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:
86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным
86:2=(80+6):2=43
И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
Школьники с ЗПР дорожат доверием взрослых, но могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Поэтому для данных детей очень важна организация здоровьесбережения. Учитель должен создать комфортные условия для ребенка.Обязательно организуется дополнительная физкультминутка.
И наконец, очень важный вопрос, который волнует всех педагогов.
С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»?
Хотелось бы напомнить, что дети с нетипичным развитием вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий: — опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за результат выполнения, а не за количество;
— не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний, пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный
минимум или так называемый «средний уровень»;
— сравнивайте достижения такого ребѐнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»);
— если хочется всѐ же с помощью отметки «поддержать» ребѐнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к поблажкам и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Не «натягивайте» отметки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!
И самое главное! В соответствии с документами Министерства
образования, учитель не имеет права поставить особому ребѐнку «2», если не создал ему определѐнных условий для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, т.е. не организовали: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.