Дети с задержкой психического развития в обычном классе.

  • Семинары
  • pdf
  • 12.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по работе с детьми начальной школы с задержкой психического развития.
Иконка файла материала Методические рекомендации. Дети с задержкой психического развития в обычном классе..pdf

А.Н. Сорочан, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 48

 

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ

 

                                                          «Ребенок с диагнозом ЗПР – это ребенок,        

который ничего не знает, не умеет и не хочет,  но надо чтобы он знал, хотел и умел».

Эдуард Сеген (французский врач и педагог,  основоположник олигофренопедагогики)

 

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаѐтся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются… 

Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи!

          Что же  такое  ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 Данное недоразвитие может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Это говорит о том, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи эти дети могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто нарушения остаются и до 9 класса). Каковы же особенности детей с нетипичным развитием?

ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ С ЗПР

1.   Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений.

2.   Незрелость мышления, преобладание игровых интересов.

3.   Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке.

4.   Замедленная включаемость в работу.

5.   Замедленное развитие активных форм деятельности.

6.   Неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность.

7.   Неспособность к волевому усилию и труду.

8.   Проявление признаков агрессии.

9.   Неадекватность выхода  из конфликтных ситуаций.

Данные особенности очень затрудняют учебный процесс, так как учителю и остальным детям класса приходится иногда подстраиваться под таких детей.  Дети моего класса научились не реагировать на эмоциональные всплески, научились терпеливо ждать ответ на вопрос,  не реагировать на выпады агрессии, и всячески поддерживают и помогают ребенку, подбадривают, если что-то не получается.

          Содержание программы ребенка с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной. Отличие состоит в том, что предусматриваются пролонгированные сроки обучения (5 лет). 

Как учить ребѐнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.

 Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребѐнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придѐтся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. 

Во время  урока  необходимо  объяснить задание или тему ещѐ раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

УЧЕБНАЯ

 

НАПРАВЛЯЮЩАЯ

внутриклассная дифференциация,

коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных

заданий

 

обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий

ВИДЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПОМОЩИ

 

СТИМУЛИРУЮЩАЯ

 

ОБУЧАЮЩАЯ

              помогает сконцентрировать                                показать ученику

внимание, нацеливает на решение                    последовательность и образец

задачи, указывает на наличие ошибки                      выполнения задания

и необходимости проверки решения

 

 Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова:  Работа, на работе, после работы, работать.

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении.

Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. 

При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.

При составлении  предложений лучше использовать вопрос и дополнительные опорные слова.

В дальнейшем оставлять только опорные слова.

 При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. 

      При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

             Затем       этот       развернутый       образец       заменяется       сокращенным

86:2=(80+6):2=43

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

 Школьники с ЗПР дорожат доверием взрослых, но могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Поэтому для данных детей очень важна организация здоровьесбережения. Учитель должен создать комфортные условия для ребенка.Обязательно организуется дополнительная физкультминутка. 

           И наконец, очень важный вопрос, который волнует всех педагогов

С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? 

Хотелось бы напомнить, что дети с нетипичным развитием вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Критерии   оценки   остаются   теми   же,   что   и   для    всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий:  —  опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) –   ставите    отметку   за результат выполнения, а не за количество;

—  не   требуйте    и    не    ждите    от него    повышенного      уровня    знаний,    пусть он успеет понять и запомнить    хотя бы обязательный

минимум          или          так          называемый          «средний          уровень»;

— сравнивайте достижения такого ребѐнка с его же успехами некоторое время назад  (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»);

— если хочется всѐ же с помощью отметки «поддержать» ребѐнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к поблажкам  и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Не «натягивайте» отметки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

                           И  самое главное! В соответствии с документами Министерства

образования, учитель не имеет права поставить особому  ребѐнку «2», если не создал ему определѐнных условий для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, т.е. не организовали:  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ!

 

Посмотрите также