Детская эстрада: формы работы и репертуар

  • docx
  • 11.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала эстрада.docx

Детская эстрада: формы работы и репертуар

Детская эстрада сегодня является очень популярной. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку. Занятия эстрадным вокалом всё больше привлекает современных детей, оказывают влияние на процесс их социализации. Именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития творческих способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Причем, актуальность проблемы развития и воспитания детского голоса в эстрадном пении стоит сегодня очень остро. Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Оптимальный период для начала занятий вокальным искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Такие занятия – жизненная необходимость: правое полушарие – «эмоциональный мозг» является основой для развития левого полушария – «мозга рассудочного». Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. Современное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности.

Но в настоящее время система дополнительного образования начала интенсивно развиваться не только для детей разного возраста, но и для взрослых. У людей есть потребность занять свой досуг, потребность в саморазвитии и творческой реализации. Более того, телевидение активно продвигает различные музыкальные проекты и конкурсы (программы "Голос", "Танцуй", "Новая звезда" и т.д.). В связи с этим вокальные студии стали более востребованными. Подобных заведений много, большинство мало чем отличаются друг от друга. Но существуют и уникальные проекты, например, студии, предлагающие семейные занятия вокалом.

Вокальная студия сегодня является одним из самых неизученных элементов системы дополнительного образования, ни в одном словаре еще не сформулирован термин, дающий ее определение. Возникновение студии как клубной деятельности и элемента системы дополнительного образования рассматривается в работах С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, Е. Н. Медынского, В. И. Семеновой и др. В настоящее время нет специальных научных работ, посвященных открытию вокальной студии.

Понятие вокала происходит от латинского слова voce - голос, означающего искусство владения певческим голосом. Студия - от латинского слова studium - место учебы. Поэтому вокальная студия - это специальное, акустически подготовленное помещение, оснащенное оборудованием для занятий вокалом. Данная форма организации занятий включена в систему дополнительного образования, в рамках которой сформированы внешкольные образовательные учреждения.

"Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть российской системы образования приобрело системные черты в 90-е годы прошлого века. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования. Особенности формирования системы дополнительного образования детей в России исследовано В.В. Абрауховой, В.А. Березиной, Л.Н. Буйловой, И.А. Вербой, В.П. Головановым, М.Б. Ковалем, О.Е. Лебедевым, Е.Н. Медынским, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатовой" [1, с. 3]. На разных этапах внешкольному образованию дается разное определение, например, Е.Н. Медынский считает, что внешкольное образование - это образовательная деятельность обществ, организаций, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей населения [1, с. 3]. Другие исследователи понимают внешкольное образование как организацию досуга, развитие способностей в различных областях науки, культуры и т.д.

О внешкольном образовании начали задумываться в XIX веке, дети рано начинали работать и не имели возможности получить полноценное образование. Специалисты считают, что впервые такая форма работы с детьми появилась к 30-м годам XVIII века, когда воспитанники Дворянского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге организовали литературный кружок. Примерно в то же время Екатерина I создавала парки для своего внука, к середине XIX века Пирогов Н.И. начал устраивать литературные беседы. В конце XIX века начали открываться первые кружки для детей при народных домах. Поэтому появление внешкольного образования следует отнести к концу XIX века, когда начали появляться различные курсы и кружки [1, с. 3]. "В начале XX века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых в первую очередь была связана с культурно-просветительской работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и т.д.)" [1, с. 3].

В развитии внешкольного образования большая заслуга принадлежит выдающемуся педагогу, экспериментатору, автору многих работ. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Он вместе с А.У. Зеленко создал первые клубные объединения. Внешкольному образованию в России отводилось большое место, но оно не успело сформироваться в единую систему

"В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с 1992 года начался процесс эволюционной модификации системы внешкольной работы и внешкольного образования, ее перехода в новое качественное состояние" [1, с. 34]. Система дополнительного образования стала стремительно развиваться в связи с тем, что изменились ценностные ориентации, резко сократилось финансирование, поэтому, чтобы система не развалилась, руководители внешкольных учреждений начали внедрять платные образовательные услуги. Так появился новый термин - дополнительное образование, истоки его системы пришли из внеклассной и внеурочной работы. Его главное отличие заключается в том, что дополнительное образование проводится по конкретным образовательным программам. Появились возможности для повышения квалификации преподавателей, возможность ознакомиться с программами своих коллег, каждое учебное заведение начало создавать свои собственные образовательные программы. Дополнительное образование основано на свободе и интересах получателя данных услуг – ребенка или взрослого, что способствует их самореализации.

В вокальной студии вокал является доминирующим предметом. Параллельно с ним будут проходить и другие предметы: хореография, актерское мастерство. Но интерес тех, кто будет посещать вокальную студию, основан на вокале. Положительное влияние вокальных упражнений на физическое и психоэмоциональное состояние человека давно доказано. Пению во все времена придавалось большое значение. Но, помимо того, что уроки вокала приносят большую пользу, они могут и навредить. Чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат, неправильная постановка звука, форсирование звука приводят к различным заболеваниям голосового аппарата. Поэтому, прежде чем начать заниматься вокалом, вам нужно найти квалифицированного преподавателя. Вот какие направления в принципе могут быть в вокальной студии:

- Индивидуальный вокал для детей с трех лет и взрослых;

- Вокальный ансамбль;

- Семейный ансамбль;

- Хор;

- Актерское мастерство;

- Музыкальное развитие детей от трех до пяти лет;

- Творческие студии: музыка, рисование, театр;

- Детский фитнес, беби-йога, хореография, акробатика;

- Индивидуальные консультации психолога, логопеда;

- Празднование детских дней рождения;

- Взрослый фитнес, хореография, йога;

- Сольфеджио и многое другое.

Данное направление деятельности студии может быть выбрано не только по причине личных предпочтений ее организатора, но и в силу понимания того, что в большинстве случаев школьники не имеют возможности заниматься эстрадной музыкой: высокие цены на занятия в коммерческих музыкальных центрах и студиях, отсутствие расположенных близко учебных заведений с эстрадным отделением, большой конкурс и высокие требования к поступающим, отсутствие подходящей программы обучения, невозможность приобретения музыкальных инструментов или проведения занятий в домашних условиях, предвзятое отношение к эстрадному творчеству. В последнее время дополнительное образование в школе всеми силами пытаются поставить на коммерческие рельсы, но даже в этом случае музыкальная студия в школе будет наиболее доступным для большинства учащихся вариантом.

Многие родители считают, что только классическая, народная и духовная музыка способна оказать положительное влияние на развитие подростка, а значит, он должен получить классическое музыкальное образование в детской музыкальной школе, а не играть на электрогитаре и стучать по барабанам. Достаточно часто занятие музыкой рассматривается родителями исключительно с позиции получения музыкального образования, это становится задачей и даже целью. Ребенка заставляют заниматься музыкой не для развития его творческих способностей, а для получения музыкального образования. Такой подход с большой степенью вероятности может привести к тому, что он бросит занятия музыкой, воспринимая ее как еще один трудный, непонятный, ненавистный и неинтересный предмет.

Изменить отношение к музыкальным занятиям можно путем смещения акцента с образования на интерес и творчество. Игра на электроинструментах, выступление в составе музыкальной группы, звуковое оборудование и музыкальная аппаратура - это очень интересно для подростков, что нетрудно заметить на примерах музыкальной культуры Японии, Южной Кореи и др. А реализовать данный интерес возможно благодаря школьной музыкальной студии с эстрадным направлением, где музыка тесно связана с техникой.

Прежде чем приступить к созданию музыкальной студии необходимо понять, чем она отличается от музыкального кружка.

Кружокорганизация лиц, объединившихся для каких-либо совместных занятий.

Cтудия - специально оборудованное помещение для осуществления какой-либо деятельности.

Занятия в кружке тоже проходят в помещении, но в отличие от студии это может быть любое подходящее помещение в школе, например, класс. В класс можно принести музыкальные инструменты и аппаратура, но это не превратит его в музыкальную студию. Но и акустически отделанное помещение, в котором находится лишь музыкальный центр, пара акустических гитар и микрофон, также будет восприниматься скорее кружком, нежели студией. То есть, отличие кружка от студии заключается не только в чисто техническом вопросе оборудования помещения, но и на уровне психологии с данной позиции «музыкальная студия» звучит и воспринимается солиднее, нежели «музыкальный кружок». Но при этом важно привести в соответствие форму и содержание.

Конечно, в рамках школы затруднительно оснастить музыкальную студию так, как многие себе это представляют, даже бюджетный проект студии требует определенных финансовых вложений, к чему нужно быть готовым. Если по тем или иным причинам оснащение и отношение к проекту, как к студии, невозможно, то стоит остановиться на организации музыкального кружка, что тоже неплохо. Это может быть кружок пения, любителей авторской песни, игры на гитаре, караоке-кружок или что-то другое.

Выбор помещения для музыкальной студии производится исходя из его предназначения. Оно может использоваться не только для проведения занятий, но и для хранения материально-технических средств. С одной стороны, не использующаяся на репетиции аппаратура занимает место в помещении музыкальной студии, а с другой стороны позволяет собрать всю аппаратуру в одном месте. Это ощутимо уменьшит вероятность ее потери и поломки. Лучше всего выделить для студии небольшое, но отдельное помещение с ограниченным доступом. Размер помещения выбирается исходя из двух моментов: возможности нахождения в нем учащихся (пять, шесть человек одновременно), музыкального оборудования и инструментов (от 15-18 м2.).

Для проведения качественных занятий и репетиций в помещении музыкальной студии необходим репетиционный комплект звукоусилительной аппаратуры, который включает в себя:

- персональные мониторные системы музыкантов (гитарный, басовый и клавишный комбоусилители);

- широкополосный звукоусилительный комплект, который используется для вокала и прочих музыкальных инструментов;

- принадлежности (микрофоны, микрофонные стойки, стойки для музыкальных инструментов и комбоусилителей, стульчики, инструментальные и микрофонные шнуры, удлинители, чехлы и чемоданы для хранения оборудования и принадлежностей).

Если в задачи музыкальной студии также входит и выступления ее участников на концертах в школе, то для этого необходим концертный комплект звукоусилительной аппаратуры. Он может иметь разную конфигурацию, мощность и состав устройств, который выбирается исходя из характера мероприятий и параметров помещения. Если помимо выступлений в актовом зале необходимо проводить музыкальные мероприятия в разных небольших помещениях школы и на улице, то для таких целей лучше приобрести мобильный комплект звукоусилительной аппаратуры, который можно использовать и для озвучивания вокала в студии.

Каковы формы работы музыкальной студии? Если целью создания музыкальной студии является предоставление возможности учащимся заниматься эстрадной музыкой, то занятия в ней должны проходить на бесплатной или условно бесплатной основе. Музыкальная студия может быть закрытого или открытого типа.

Музыкальная студия закрытого типа создается для занятий в ней некоторого ограниченного круга лиц. Например, организаторами музыкальной студии закрытого типа являются сами учащиеся школы, которые хотят создать свою музыкальную группу. Они могут приглашать других учащихся, но деятельность внутри студии направлена на развитие музыкальных способностей ограниченного круга людей.

В музыкальной студии открытого типа такого ограничения нет, но на практике количество занимающихся ограничено количеством часов работы музыкальной студии. Музыкальная студия открытого типа выглядит более привлекательной, т. к. под руководством преподавателя становится возможным правильно и эффективно организовать процесс обучения, а также увидеть его результаты. Но это не значит, что закрытая форма работы не имеет права на существование.

Обучение в музыкальной студии может быть индивидуальным или групповым. Индивидуальная форма обучения позволяет эффективно обучать сольному вокалу. Это снижает эффективность использования единственного помещения студии, поскольку на протяжении одного часа осуществляется работа только с одним учащимся.

Групповая форма обучения может проходить в форме мастер-класса или работы с ансамблем. В этом случае помещение студии используется более эффективно, но нет возможности отдельно позаниматься с каждым учащимся.

Если количество желающих заниматься в музыкальной студии не превышает количества отведенных для ее работы часов, то в таком случае можно ориентироваться на индивидуальные занятия. Если же количество желающих велико, то эффективнее перейти на групповой режим обучения с упором на самостоятельную работу. Бояться этого не стоит. Если учащемуся действительно интересно, то он будет заниматься музыкой дома даже больше, чем требуется. Уже через 1-2 месяца работы станет понятно, кто приходит в студию просто пообщаться, а кто - поработать, узнать новое и интересно провести время с пользой для себя и других.

В рамках школьной музыкальной студии невозможно, да и не нужно обучать фундаментальным основам теории музыки, чем занимаются в детских музыкальных школах. Работа музыкальной студии с эстрадным направлением должна основываться на интересе. Для этого важно реализовать два ключевых момента: вызвать быстрый и сильный первоначальный интерес к занятиям и способствовать его переходу в постоянный интерес на длительное время. Сильный первоначальный интерес вызывается быстрым практическим успехом, что возможно благодаря фокусировке методики работы на практике, а не на теории. Теория интересна тогда, когда она изучается через практику и совместно с практикой.

Одной из наиболее эффективных методик обучения детей в школьной музыкальной студии является разучивание популярных песен. Они на слуху и учащийся при желании может самостоятельно выбрать песню и разучить партию. Для развития навыков импровизации и сочинения музыки отлично подойдет игра простых квадратов вместе с преподавателем.

Что касается репертуара для разучивания, то разумно определиться с обязательной и свободной программами. В обязательную программу входит разучивание произведений, которые будут уместными для показа на том или ином празднике или концерте. В свободную программу входят произведения, которые нравятся самим обучающимся студии. Это могут быть как собственные сочинения, так и кавер-версии. Такое разделение позволит учесть интересы и общественности, и обучающихся.

Решая многочисленные проблемы музыкально - эстетического воспитания, совершенствуя формы и методы этого процесса, нельзя забывать, что наиболее действенной основой музыкального воспитания является вокальное искусство.    Искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

      Певческое искусство наиболее доступный и любимый вид творчества. Оно не требует каких – либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Человеческий голос - это особый дар природы. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата и продолжает развивать его всю свою жизнь. Оказать методическое сопровождение на этом пути и призваны вокальные студии.   

Литература:

1.     Кривых, С. В. Теория и практика дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие / С. В. Кривых, Н. Н. Кузина. - СПб. : ИДПИ, 2011. - С. 3 - 43.

2.     Страшко Александр. Музыкальная студия в школе http://www.studio.starport.ru/main/statyi/ms11.php


 

3.     Скачано с www.znanio.ru