Детские конкурсы
как инструмент личностного развития дошкольников
Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития их способностей и творческого потенциала [2, п.1.6., пп. 4].
Практика показывает, что такими взаимодополняющими условиями являются:
· эмоционально комфортная для ребёнка обстановка;
· развивающая предметно-пространственная среда, способствующая физической, познавательной и творческой активности дошкольника;
· организация самостоятельной, совместной и коллективной деятельности ребёнка, способствующая развитию имеющихся способностей, а также приобретение новых знаний, умений и навыков в соответствующих направлениях.
В целях выявления и развития одарённости детей, осуществляется развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний [1, п.3, пп. «д»], которые направлены на определение уровня подготовки детей в том или ином виде деятельности. Детские конкурсы для дошкольников организуются на разных уровнях: от внутригрупповых – до международных. И на каждом уровне определяются кандидаты в победители, проявившие свои способности лучше других участников. В результате, ребёнок-победитель получает поощрение, общественное признание и возможность проявить свои способности на более высоком уровне.
В то же время, разные направления и тематики конкурсных мероприятий дают и другие преимущества для образовательного процесса:
· формируют интересы в разных видах детской деятельности, позволяют расширять кругозор, развивать когнитивные способности и мастерство участников; учат презентовать свои идеи, способности, достижения, производить рефлексию, выбирать и развивать дальнейшую деятельность;
· способствуют обогащению предметно-пространственной среды, в процессе подготовки приобретаются или создаются необходимые для участия материалы;
· создают внешнюю мотивацию к деятельности, способствуют мобилизации усилий участников, приобретению уверенности в своих силах, тренируют силу воли участников; учат взаимоотношению с победителями и другими участниками мероприятия, принимать признание и рекомендации.
Разнообразие форм конкурсных мероприятий (конкурс детских работ, конкурс юных исполнителей, смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, выставка-конкурс, конкурс мастерства, соревнование) позволяет реализовать подготовку участников с применением разнообразных методик и педагогических технологий. Например, с помощью технологии проектов можно подготовить продукт, который станет конкурсной работой.
Всё это позволяет использовать принципы конкурсных мероприятий и состязаний – в развитии и организации творческой, познавательной и физической активности не только одарённых детей, но и каждого дошкольника.
У каждого ребёнка есть свои интересы, склонности; каждому ребёнку важно развиваться, учиться самовыражению, ценить свои способности и уважать других; каждому необходима ситуация успеха, повышение самооценки, уверенность в своих силах.
Важно отметить, что при участии дошкольника в мероприятиях соревновательного типа возлагается большая ответственность на педагога, координирующего подготовку данного участника. Участие дошкольника в конкурсном мероприятии организуется так, чтобы сохранились благоприятные условия развития ребёнка.
Необходимо оценить готовность дошкольника к презентации своих способностей, выбрать интересное для него направление конкурса, формат, который будут эмоционально комфортен для него (например, публичные выступления или заочное участие). На протяжении всего процесса подготовки дошкольника к конкурсу и непосредственно самой презентации – поддерживать его мотивацию и веру в свои силы, предоставляя допустимую условиями конкурса помощь. После озвучивания итогов конкурса необходимо помочь ему произвести рефлексию и адекватное восприятие результатов, а также предложить ему дальнейшую деятельность в том или ином направлении.
Таким образом, организация детской деятельности в рамках конкурсов, соответствующих возрасту, представляют собой универсальный инструмент развития личности дошкольника, его социально допустимых склонностей и способностей.
Известно, что при выявлении индивидуальных творческих, познавательных, физических способностей необходимо не только их дальнейшее развитие, но и формирование способности использовать их. Поэтому можно утверждать, что детские конкурсные мероприятия и состязания являются и предпосылкой к развитию личностного потенциала ребёнка, которое формирует его будущее.
Использованные источники:
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Инновационные технологии творческого развития воспитанников И66 ДОО: Методические рекомендации// Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с. URL: Леонтьев Д.А. Личностный потенциал – зачем, что и как?
4. Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.