Аккуратнова Ирина Львовна
инструктор по физической культуре
высшая категория МБДОУ № 296 г. Челябинска
«Детский фитнес – как средство развития здорового ребенка»
В современных социально-экономических условиях особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждения. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка,
Вместе с тем результаты специальных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей.
И в последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. У детей в возрасте 6 лет силовые возможности снижены по сравнению со сверстниками 90-х годов на 10%.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
В течение последних трех лет с целью профилактики различных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста я стала на занятиях по физической культуре использовать элементы детского фитнеса, способствующие физическому развитию детей. В прошлом учебном году я обобщила опыт работы по теме «Детский фитнес – как средство развития здорового ребенка»
Несколько слов об элементах детского фитнеса, которые я использую на своих занятиях.
1 Фитбол (аэробика на мячах) – это упражнения, направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы. Упражнения фитбол-гимнастики используются для профилактики и лечения многих заболеваний, упражнения на мяче способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают общее стимулирующее влияние на организм, увеличивая их подвижность и эластичность;
2 ПАМП – это силовая аэробика с мини-гантелями. Она включает упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры, которые направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие силы и выносливости.
Способность к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки, метание, лазание. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми.
Мой личный опыт как инструктора по физической культуре, анализ психолого-педагогической литературы позволили мне разработать эффективные упражнения на фитболах и упражнения силовой аэробики с мини-гантелями.
Практика моей работы в данном направлении убедила меня в том, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, родителей и тесный контакт с медицинским работником. Поэтому мне как инструктору по физической культуре совместно с воспитателями необходимо было совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Ведь всем понятно, если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальных способностей ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, в частности с элементами фитнеса, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.
Мною была разработана картотека упражнений «фитбол-гимнастики» и группы упражнений на развитие силы и выносливости с «мини-гантелями», которые включали в себя следующие направления;
· Укрепление мышц рук и плечевого пояса;
· Укрепление мышц брюшного пресса;
· Укрепление мышц спины и таза;
· Укрепление мышц ног и свода стопы;
· Увеличение гибкости и подвижности суставов;
· Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
· Формирование осанки;
· Развитие ловкости и координации движений;
· Развитие подвижности и музыкальности;
· Расслабление и релаксация;
· Профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.
Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение.
Также мною были разработаны
· спортивные праздники для любого времени года;
ü «С физкультурой мы дружны –нам болезни не страшны»
ü «Спорт – это сила и здоровье»
ü «Здоровье дарит Айболит»
ü «Вы мороза не боитесь»
ü «Лето красное пришло»
ü «Здравствуй, осень!»
ü «Праздник солнца»
· физкультурные досуги;
ü «Веселый мяч»
ü «Царство мячей»
ü «Морское путешествие»
ü «Полет в космос»
ü «В гостях у гнома»
ü «Дружный хоровод»
ü «Веселые звездочки»
· консультации, как для родителей, так и для воспитателей:
ü «Фитбол как современное средство физического развития ребенка»;
ü «Польза детского фитнеса»;
ü «Правильное выполнение упражнений на фитболах»;
ü «Дифференцированный подход в силовые упражнения»;
Воспитатели и родители были активными помощниками в проведении различных праздников и досугов, а также при внедрении упражнений на физкультурных занятиях.
Проведенная мною диагностика по следующим параметрам: статическое равновесие, разгибание, сгибание, наклон, динамометрия показала, что у большинства детей на начало учебного года уровень физического развития был на среднем показателе и и выявлены дети с низким уровнем физического развития. Как видно из графиков, представленных на слайде. - на конец года детей с низким уровнем физического развития нет.
Результаты проведенной мной работы подтвердили эффективность разработанных упражнений. В конце учебного года, после проведенной диагностики, значительно возрос уровень физического развития детей стагруппы, снизился процент заболеваемости, увеличился процент детей с первой группой здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.