ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Оценка 4.6

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Оценка 4.6
doc
08.05.2020
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Детский фольклор.doc

Детский фольклор. Колыбельные песни

Цель: познакомить с колыбельной песней.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

Чтение анекдотов. Конкурс на лучшее рассказывание анекдота.

Жюри подводит итоги.

Работа по теме урока.

Колыбельные песни.

– Кто помнит и знает колыбельную песню?

– Кто может спеть колыбельную песню?

– Пели ли вам бабушка, мама колыбельные песни?

– Какая особенно вам запомнилась?

Учитель. Название песен, которыми убаюкивают ребенка, – колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» – от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов, начиная с первой половины ХIХ века.

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки в 6–7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.

Вот что писала о таких девочках-нянях О. И. Капица: «В 10 лет они выглядели уже настоящими маленькими женщинами: озабоченными, расторопными, деловитыми. Мать передает ей немудреную школу рожка, качания и пеленок, а общий труд в хозяйстве ставит ее на равную ногу с остальными членами семьи. Сама еще ребенок, а мастерски и любовно справляется одна с 2–3 малышами. И на вопрос: «Как ты ладишь с этой мелюзгой?» – она серьезно и просто отвечает: «Я уже третье лето сижу».

Естественно, колыбельные складывали не младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпали, запоминали их и передавали следующим поколениям. «Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…» Слова ласковые, певучие. Нет резких, взрывных звуков. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули (голуби – отсюда и выражение «приголубить», т. е. «приласкать»), домовитые ласточки-касаточки, уютно мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.

А бабай, бабай, бабай,

Ты, собаченька, не лай,

И, гудочек, не гуди,

Нашего Ваню не буди.

В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрема, Угомон, сердитая Бука. У каждого из них, как говорят сами имена, были свои обязанности. Сон говорит: «Усыплю, усыплю!» Дрема говорит: «Удремлю, удремлю!» Позднее, конечно, из всего этого многое забылось.

Глупый сон, сон,

Неразумная дрема!

Баю, бай! Неразумная дрема,

Мимо ты ходишь,

Колыбели не находишь.

Анализ древнейших колыбельных песен показывает, что круг опоэтизированных лиц, предметов, явлений предельно узок. Эта же закономерность проявляется и при анализе жанрового ядра, то есть повсеместно распространенных и наиболее устойчивых произведений. Это сам младенец, мать, отец, бабушка, дедушка ребенка, котик, гули ( голуби), домашние животные, упомянутые выше мифологические образы, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и некоторые другие. Тексты песен как бы сотканы из существительных и глаголов при удивительном богатстве выразительно-изобразительных средств русского фольклора.

Сон да дрема,

Пойди Ване в голова.

Уж как сон идет по лавочке,

Дрема-то по другой,

Уж как сон-то дрему

И расспрашивает:

«Где мы Ванюшку найдем,

Там и спать укладем».

Вот сон Ванечку нашел

Под холщовым положком.

Они Ванечку нашли,

Спать уклали и ушли.

Монотонная песня своим несложным ритмом успокаивала ребенка, убаюкивала, что очень важно, способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к выявлению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуков, к восприятию слов, к пониманию языка.

Как у Васьки-кота

Была мачеха лиха,

Она била кота,

Колотила кота,

Заставляла кота

Колыбельку качать.

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Учитывая психологические особенности ребенка, колыбельная песня рисует мир не в сказочной неподвижности, а как мир стремительно движущихся существ и предметов:

Я качаю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла мешки таскать,

Баушка уху варить,

Баушка уху варить,

А дедушка свиней манить…

Здесь каждый стих – новая динамическая картинка. И снова не случайно: ребенок еще не в состоянии долго удерживать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, надолго останавливать свое внимание на чем-то одном.

Я туды ее пошлю,

Я суды ее пошлю,

Я по сахар, я по мед,

Я по рынское вино…

Мы пойдем с тобой гулять,

Мы нарвем с тобой цветов,

Мы совьем с тобой венок.

Таким образом, колыбельная песня была гибким инструментом направленного педагогического  воздействия  пестуньи  на  ребенка, а  для ребенка – первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира.

Рефлексия.

– От каких слов произошло слово колыбельная?

– Как появлялись колыбельные песни?

– Какие слова характерны для этого жанра народного творчества и почему?

– Как вы понимаете: «колыбельная песня была гибким инструментом направленного педагогического воздействия пестуньи на ребенка»?

– Как понимаете: «была первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира»?

– Вы запомнили колыбельные песни? Слышали их когда-нибудь?

– Давайте споем, воображая, что мы качаем ребенка. Как вы будете петь: громко, тихо, певуче, резко?

– Вам интересно было узнать сегодня о колыбельной песне?

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

– Как вы понимаете литературоведческий термин благозвучие?

Учитель. Благозвучие – (эвфония) одно из качеств художественной речи, которое состоит в красоте и естественности её звучания. Различные формы использования и усиления звучания слова придают художественной речи большую выразительность, усиленную эмоциональную окраску с одной стороны, с другой, писатель избегает неприятно задевающих слух, трудно произносимых сочетаний букв в фразе, например, несколько согласных подряд; нагромождений причастных форм с окончанием на -щий (проезжающий) и -вший (уснувший), которые нелепо и навязчиво звучат в произношении, как «щи» и «вши».

Домашнее задание. Найти литературу и почитать о колыбельных песнях. Если дома есть малыш, спеть ему колыбельную песню.


Детский фольклор. Колыбельные песни

Детский фольклор. Колыбельные песни

Ты, собаченька, не лай, И, гудочек, не гуди,

Ты, собаченька, не лай, И, гудочек, не гуди,

Я тебе ли, коту, За работу заплачу:

Я тебе ли, коту, За работу заплачу:

Домашнее задание. Найти литературу и почитать о колыбельных песнях

Домашнее задание. Найти литературу и почитать о колыбельных песнях
Скачать файл