Детский исследовательский проект «Цветные льдинки»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 14.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети знакомятся с водой и ее свойства. В результате исследования узнают: вода растворяет в себе краску, чем больше краски, тем интенсивней цвет воды, при воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму. Гипотеза подтверждается, когда подкрасили и заморозили воду, получились цветные льдинки.
Иконка файла материала Занятие Цветные льдинки.docx
Детский исследовательский проект  1Тема: «Цветные льдинки» Авторы: младшая группа «Сказка» Возраст: 3­4 года Руководитель: воспитатель группы  Валиуллина. Н.В. Сроки реализации проекта: 10 – 14.01.2016 Предмет исследования: вода и ее свойства. Объект исследования: влияние холода на свойства воды. Гипотеза:  если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные льдинки. Цель исследования:  знакомство со свойствами воды и ее характерными особенностями. Задачи: 1.Выяснить, из чего появляется лед. 2.Узнать, почему лед бывает цветной. 3.Устанавливать   простейшие   связи   между   свойствами   воды,   краски   и температуры. Методы исследования: ­ беседы; ­ чтение художественной литературы; ­ опыты; ­ наблюдения. Стратегия реализации проекта I этап – вычленение проблемы. II этап ­ планирование III этап – запуск проекта IV этап – практическая деятельность по проверке гипотезы V этап – осмысление результатов Технология реализации проекта  1.  Вычленение проблемы.  Придя утром в детский сад, Аня спросила у меня, чем так красиво украшен участок соседней группы. ­ Это цветные льдинки. ­А как их сделали? Почему разные по форме? Этим вопросом заинтересовались и другие дети. У них возникло желание тоже украсить свой участок льдинками. 2. Планирование.  2­  Как получается лед? ­ Воду надо заморозить. ­ Как вы думаете, почему лед разноцветный?  ­ Лед покрасили. ­  Как его покрасили? (ответы детей) ­А  мы можем с вами сделать такие льдинки? (ответы детей) ­ А как мы их сделаем? Что нам для этого нужно? Если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получатся цветные льдинки. 3. Карта «запуска» проекта Что дети знают? Что хотят узнать? Что надо сделать, чтобы узнать? Я хотела бы узнать все. Прочитать в книге. Ева: вода прозрачная и  холодная, бывает теплая. Лед прозрачный, можно  кататься, под ним внизу  вода. Даша: вода холодная в  ней плавают рыбы. Булат: водой поливают  цветы. Марк: вода прозрачная. Лед – это вода. Как на нем катаются. Все. Почему вода голубая. Надо подумать, спросить у кого­нибудь. Прочитать, посмотреть в  магазине, спросить в  садике. Спросить у взрослых. Книжки почитать,  поиграть, спросить у  мамы, у воспитателя. Узнать у взрослого. Позаниматься в садике. В садике узнать. Спросить у родителей. В книге посмотреть. У папы и у мамы, у  сестры. Можно в кране. 3 Почему плавают. Как живет щука под  льдом. Как вода помещается во  льду. Как превращается в  большую льдину. Зачем пьют воду. Эльза: в воде живут  рыбы, дельфины, ее  можно пить. Когда лед растает  превратится в воду. Клим: она капает.  Можно мыться и пить. Рузия: можно купаться,  когда наступает зима,  она замерзает. Можно кататься на  коньках. Варя: вода, это которая  мыться и руки мыть. Даша З: вода – это такие Почему вода холодная. Как живут рыбы под  льдом. Как цветок поливать. Откуда берется вода, как река течет.капли, которые капают из крана. Юля: на льду катаются. Семен: когда снег тает и  замерзает и  превращается в лед. Василина: лед  скользкий. Булат: лед скользкий,  можно упасть. Даша: лед скользкий,  можно кататься. Ева: лед скользкий. Как разбить лед. Как делают фигурки изо  льда. Спросить у мамы,  позаниматься в садике. Спросить у мамы. Как катаются на коньках. Почитать в книге,  Почему опасный. Почему когда прыгают  лед ломается. Почему лед скользит. спросить у взрослых. Посмотреть фильм,  увидеть, как катаются. В садике. Спросить у взрослых. 4. Практическая деятельность по проверке гипотезы  Для проверки нашей гипотезы мы с детьми решили провести опыт.   Сначала мы взяли стаканчики и наполнили их водой.   Дети выбрали по желанию краску и развели ее в воде.   Затем   разлили   цветную   воду   по   формочкам,   опустили   веревочки   и вынесли на холод.   В течение прогулки наблюдали за процессом замерзания воды. Когда вода полностью замерзла, получились льдинки.  4 Мы на несколько минут занесли их в теплое помещение, чтобы они отошли от   формочек.   Затем   каждый   ребенок   взял   свою   льдинку   и   украсил участок.   Дети заметили, что некоторые льдинки отличают друг от друга по цвету (ярче ­ бледнее). Обсудили ситуацию, и пришли к выводу, чем больше краски добавляем в воду, тем ярче становятся льдинки. 5. Заключение      В результате исследования мы узнали: 1. Вода растворяет в себе краску,  2. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.  3. При   воздействии   низких   температур   вода   превращается   в   лед   и приобретает необходимую форму.      Наша гипотеза подтвердилась, что когда мы подкрасили и заморозили воду, получились цветные льдинки. Литература: 1. Пашкевич   Т.Д.   Таинство   педагогического   проектирования   в   ДОУ. Методическое пособие. – Барнаул, 2009. 2. Рыжова   Н.А.   Волшебница   вода.   Учебно­методический   комплект   по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка­Пресс, — 1997. 5ИНФОРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАГАДКИ  ПРО ЛЕД На дворе — горой, А в комнате — водой? (Лед) За окошком снег идёт Очень близок новый год А речушка не течёт Ведь сковал речушку … (лёд) Не драгоценный камень, а светится. (Лед) Он холодный и блестит, Стукнешь – сразу захрустит. Из воды свой род берет, Ну конечно, это … (лед) Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. (Лед) Вода по воде плавает. (Лед) С морозами, пургой и снегом Зима­волшебница придет. И все речушки и озера Покроет скользкий толстый … (лёд) Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед) Видно, речка замерзала И укрылась одеялом, Он когда­то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим … (лёд) Он сковал большую реку, Гладкий, ровный ­ красота! Он поможет человеку Обходиться без моста. А в каникулы, зимой, В эти славные деньки Приглашает нас с тобой Поскорей надеть коньки. 6(Лёд) Когда зимой мороз и стужа, Покрыты им и пруд, и лужа. (Лёд) Голубой, как небосвод, На реке замёрзший … (Лёд) А раскрыться вряд ли сможет, Если солнце не поможет. Но когда весна придёт, Одеяло пропадёт. (Лёд на реке) В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед) Не в темницу, а в светлицу Запирал мороз девицу. До весны девице Не открыть светлицы. (Лёд на реке) Бежала – шумела, Заснула – заблестела. Что это? (Река летом и зимой) Всю зиму лежал у плетня за избой В серебряных ножнах кинжал  голубой. (Замёрзший ручей зимой) Изо льда плывёт гора В море­океане. От неё не жди добра, Берегись, "Титаник". (Айсберг) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед) Зимнее стекло Весною потекло. (Лед) Чист, ясен, как алмаз, Но дорог не бывает, От матери рожден И сам ее рождает. (Лед) В круглом окне днем стекло разбито, К вечеру вставлено. (Прорубь) Очень холодно, не так ли? Все дорожки замело. Лишь вчера была я каплей, А сегодня ­ как стекло. Я Снежинкина сестрица, Затвердевшая водица. (Льдинка) ЗАГАДКИ ПРО СОСУЛЬКИ Зима на крыши серые Бросает семена — Растит морковки белые Под крышами она. 7(Сосульки) Снега первого я ждал, Бегал, прыгал и играл. А теперь я пью микстурку, Потому что съел … (сосульку) Белая морковка Зимой растет. (Сосулька) Морковка бела, Всю зиму росла. Солнышко пригрело — Всю морковку съело. (Сосулька) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька) Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз. Акробатка­крохотулька, Зимний леденец – … (сосулька) Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька) Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел … (сосульки) Детки сели на карниз И растут все время вниз. (Сосульки) Солнце выглянет – заплачет. Солнца нет – слезинки прячет. (Сосулька) У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет – Гвоздь упадет. (Сосулька) Что вниз вершиной растет? (Сосулька) Зимнею порой бывает Очень разною погода. То вдруг солнышко нагрянет, То бушует непогода. В оттепель всегда приходим Очень мокрые с прогулки. А потом в мороз свисают С крыш огромные … (сосульки). Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз, Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. (Сосулька) Уцепившись за карниз Капельки бросает вниз Не игрушка, не свистулька, А прозрачная … (сосулька) 8Знает парень молодой, Знает дедушка седой, Знают все бабульки, Знает каждый и любой: Что растет вниз головой? Это же … (сосульки)   Если снег на крышах тает, То сестрицы вырастают. Эти зимние сестрёнки Холодны, прозрачны, звонки, А растут макушкой вниз. Ты под них не становись! (Сосульки) Сокрушается народ:   заболел весною лёд!  Поднялась температура,  тает прямо на глазах!  Срочно ищется микстура   заболевший лед спасать.  Под окошками у Юли­  слезы льются у сосули,  как из полной кружицы­  накопилась лужица.  Всем вчера сказала Гала:  ­Льда на речке стало мало!  Ваня и Алеша знают:  ­Тает крепость ледяная!  В младшей группе у Егорки  на площадке след от горки.  Как спасти остатки льда? СТИХИ ПРО ЛЕД Татьяна Ильина Антуфьева  Может, кликнуть холода?  Срочно позвонить Морозу,  Полюс Северный позвать?  Все серьезные вопросы  надо маме задавать!  Та сказала: ­Не годится  нам весной со льдом возиться.  Пусть растает без следа.  Всем вокруг нужна вода!  Гляньте, бойкие  синицы  норовят в той луже мыться!  Там, где "крепость" утечет,  мигом травка прорастет.  То­то будут скоро рады  муравьи и муравьята.  А река  растопит льдины  их отдаст в моря­глубины. 9И по морю корабли   будут плыть на край земли.  Поняли! Болезни льда­  радость всем, а не беда!   СТИХИ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ Познакомьте   детей   с   опасными   ситуациями,   которые   могут   им встретиться зимой и весной на замерзших водоемах. Учите детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.   Зима! Скорее на коньки!  Какие славные деньки!  Но выходить на лёд нельзя,  Пока непрочен он, друзья,  Когда есть трещины на нём,  Когда вдруг потеплело днём…  Провалишься – придёт беда:  Зимой холодная вода…   На замёрзших озёрах  Лёд бывает непрочен,  И ходить по такому  Безответственно очень!  Водоёмы опасны:  Может лёд провалиться,  И спасать вас напрасно  Вся округа примчится…  Ведь почти невозможно  К полынье подобраться –  Из воды будет сложно  Вас вытаскивать, братцы…  Ура! Весна и ледоход!  Плывёт, плывёт по речке лёд…  Глядят ребята там и тут,  Как льдины по воде плывут.  Ну чем тебе не корабли!  Но нет! – не уходи с земли!  На лёд коварный не ступай,  Опасно это — так и знай!  Такой корабль перевернётся,  На части может расколоться  Иль унесёт на центр реки…  Весной от речки прочь беги!  10КРУГЛЫЙ ГОД – ГЛАДКИЙ ЛЕД (Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах") Михаил Садовский Зимой   мы   часто   скучаем   по   теплу   и   солнцу,   хочется   позагорать, поплавать! А летом скучаем по снежным горкам и каткам!    Но теперь люди так сделали, что и зимой можно плавать и нырять в бассейне, а летом кататься на коньках и играть в хоккей.   И вот как.    Построили прекрасное здание ­ Дворец спорта. Трибуны для зрителей с четырёх сторон. Посредине ровная площадка, бетонный пол. Но не простой пол: в   нём   трубы   проложены,   и   спускаются   они   вниз,   в   подвал,   к   специальным холодильным   машинам.   Накрыт   пол   деревянным   настилом.   Играют   здесь   в баскетбол и волейбол, штангу поднимают и гимнастикой занимаются.   А когда надо в хоккей играть, снимают настил и заливают пол водой. В подвале   включают   холодильную   установку,   и   начинает   она   по   трубам   гнать холодную жидкость ­ рассол. Трубы становятся холоднее, холоднее, и весь пол охлаждается.   Пройдёт несколько часов, вода застыла ­ вот и готов каток! Лёд гладкий как зеркало! Блестит!   Играйте, хоккеисты! Тренируйтесь, фигуристы, круглый год!   Пусть на улице оттепель ­ здесь отличный лёд! Пусть на улице лето, жара ­ здесь отличный лёд! И зрителям хорошо: всегда тепло во Дворце спорта и нет ни дождя, ни снега, ни ветра.    Теперь   строят   искусственные   катки   не   только   для   хоккеистов   и фигуристов,   но   и   самые   настоящие   беговые   дорожки   для   конькобежцев­ скороходов.    Тренируются круглый год и прославленные спортсмены, и начинающие фигуристы, и хоккеисты ­ будущие мастера.    Не   надо   ждать   морозной   погоды,   не   надо   тосковать   по   льду   летом. Круглый год ­ гладкий лёд! НА КАТКЕ В.А. Осеева День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка,   смешно   растопырив   руки,   ездила   от   скамейки   к   скамейке.   Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.Витя выделывал  разные фокусы ­ то ехал на одной ноге, то кружился волчком. ­ Молодец! ­ крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. ­ Я нечаянно... ­ сказал он, отряхивая с её шубки снег. ­ Ушиблась?  Девочка улыбнулась: ­ Коленку... Сзади раздался смех. "Надо мной смеются!“ ­ подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. ­   Эка   невидаль   ­   коленка!   Вот   плакса!   ­   крикнул   он,   проезжая   мимо школьников. ­ Иди к нам! ­ позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Налейте   немного   воды   в   формочку   для   льда,   и   пусть   кроха собственноручно   поместит   ее   в   морозилку.   Через   пару   часов   вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед ­ это   та   же   вода?   А   может,   это   мама   придумала   какой­то   хитрый   фокус   и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро   растает   и   превратится   в   обычную   воду.   Вот   вам   и   удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте   на   огонь,   и   пусть   малыш   внимательно   за   ней   наблюдает,   пока   вы заняты   своими   делами.   Когда   вода   закипит,   обратите   внимание   малыша   на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар ­ это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.                           Конспект  занятия ФИО  Педагогического работника  дошкольного  Валиуллина Наталия Витальевнаобразования  Место работы Возрастная  группа Методика  дошкольного  образования Тип занятия Тема занятия Цель занятия  Используемая  образовательная  программа МБДОУ  Детский сад «Солнышко» п.г. т. Аксубаево         Младшая Познавательное Поисково – исследовательская деятельность  «Фокус из сундучка» Продолжать закреплять  знания детей о природе.  Уточнить представления детей о временах года и их признаках;   Учить  детей окрашивать воду в нужный цвет, помочь детям   запомнить свойства воды становится  льдом при низкой температуре. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в  окружающем, обогащая детей  разнообразными  сенсорными  впечатлениями.   Развивать у детей представление  об основных цветах. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е, Вераксы, Т.С,  Комаровой, М.А, Васильевой. Издательство Мозайка­ Синтес, Москва,  2014г Предварительная работа Дидактические игры «Цвета», Беседа о зиме, рассматривание  иллюстраций. Чтение стихов о зиме (о лете).  Дидактическое   обеспечение  занятий Демонстрационный: Сундучок. Картинка ­ зимы, лета. Раздаточный: Разноцветные цветы  из бумаги, разноцветные бабочки на кончике  удочки; формочки (по количеству детей); краска гуашь ; кисточки,  поднос, баночки с водой, салфетки. Структура  занятия 1ч.Вводная часть (длительность 1 мин)  Цель: Создать интерес, эмоциональный настрой к занятию, желание  заниматься.  2ч.Основная часть.  (длительность 12 мин) Цель: реализация задач программного содержания.  Методические приемы.  Сюрпризный момент «Сундучок». Игра  на развитие речевого дыхания, «Чок­чок, открывайся сундучок» Рассматривание иллюстрации «Зима» Беседа о зиме и лете. Сенсорная игра «Цветущая поляна» Фокус «Цветная вода»  Подвижно –речевая игра «Бабочки» 3ч.Заключительная часть   (длительность 2 мин) Цель: Подвести итог занятия, превращение воды в льдинки.Использованная  литература Открытые мероприятия для детей младшей группы. Образовательная  область «Познавательное развитие» Этапы работы  Вводная часть Воспитатель: Здравствуйте,  ребята! Я принесла  для вас волшебный  сундучок. Давайте его откроем скажем вместе «Чок ­ чок открывайся  сундучок» (не открывается).  Попробуем еще раз. «Чок ­ чок  открывайся сундучок». Достаю иллюстрацию «зимы» Основная часть  Воспитатель: Дети, какое время года изображено на картинке. Дети: Зима. Воспитатель: Что бывает зимой?  Дети: Снег, лед, мороз. Воспитатель: ­ Ребятки, а вам нравится зима?   (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать  зимой.)  Воспитатель: А как называется время года, когда жарко, светит  солнце, можно купаться и загорать, цветут цветы? Дети: Лето. Воспитатель: Закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы с  вами окажемся на летней цветущей полянке.  (Дети закрывают глаза, раскладываю на ковре разноцветные  яркие   цветы. У детей длинные палочки (удочки) с бабочкой на конце.   Предлагаю детям посадить синих бабочек на синий цветочек, дети  подносят  свои удочки с разноцветными бабочками на конце к синему  цветочку. Посадить красных бабочек на зеленый цветочек…, синих  бабочек на желтый…и т д дети выполняют команду педагога.)  Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо  знаете названия цветов.  В сундучке еще есть один сюрприз, достаю и выкладываю перед детьми краски – гуашь, разные формочки, баночки с водой, кисточки. Давайте мы с вами обмакнем кисточки сначала в краску, а потом  кисточку ополоснем в баночке с водой ( Дети обмакивают кисточки в гуашь, ополаскивают их в банках с  водой. Вода приобретает цвет краски) Воспитатель: Дети, что произошло с водой? Дети: Она окрасилась (красная, синяя)  Воспитатель: Правильно А теперь возьмите каждый себе по формочке и перелейте воду в формочку.  А сейчас я вам предлагаю сделать фокус с водой, хотите? Дети: Хотим. Воспитатель: Вынесу­ ка я формочки наши с подносом за дверь на  мороз. А сейчас  мы с вами поиграем; превратимся  в легких бабочек, которые  порхают над цветами.           Подвижно­ речевая игра «Бабочки» Видишь, бабочки летают!                      Машем руками­ крылышками.  Хлопки в ладоши.                                                                   На лугу цветы считают: Раз, два, три, четыре, пять, ­Ох , считать, не сосчитать! За день,  за два и за месяц…                       Шагаем на месте. Хлопки в  ладоши. Шесть, семь, восемь, девять, десять. Даже мудрая пчела Сосчитать бы не смогла. Воспитатель: Вот мы с вами, полетали, покружились, поиграли! А  теперь давайте  посмотрим, что же произошло с нашими формочками.  Какой получился фокус? (Заношу формочки с мороза. Вода в них превратилась в разноцветные  льдинки). Воспитатель: Посмотрите,  что произошло с водой? Дети: Вода замерзла, получились цветные льдинки , потому что на  улице холодно. Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю выйти  на улицу и на снегу  сделать разноцветную ледяную клумбу. Ведь у нас зимой все белым –  бело, а нам так хочется ярких красок! И на нашей клумбе расцветут  яркие ледяные цветы. Заключительная  часть

Посмотрите также