Детский рисунок как отражение художественной культуры

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее. Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку. Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему. Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного искусства. Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи - это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.
Иконка файла материала Детский рисунок как отражение.doc
Детский рисунок как отражение художественной культуры Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры,  дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть  в будущее. Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного  общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку. Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня,  учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему. Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного  искусства. Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического  отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения.  Художественная культура определенной эпохи ­ это целостность, многогранность, образ  который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и  человека. Детские работы никогда не выбрасываю "рука не поднимается", и по прошествии какого­то  времени вдруг в папках встречаю рисунок пятилетней давности. Рассматриваю ­ понравился когда­то и вот спустя много лет анализирую ­ чем? Понравился  тем, что изображено и как изображено. Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации, но о соблюдении пропорции речи быть не может. Что изображено? Кому? Это  просто диалог ребенка с кем­то. Изображая, он беседует, рисует на уроке ­ значит со мной ­  учителем, дома ­ может с кем­то из родных или сам с собою. Эта беседа молчалива, диалог  "глухой", но художественно­выразительный. Вот передо мной рисунок по теме "На празднике" выполненный учеником в XX веке. Я вижу  счастливое детство. Солнце лучезарно осветило семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося счастливого с шариком в руках "На празднике". Нет линии земли и неба, но я чувствую эту  линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья, все счастливы! Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что я учила технике работы красками,  но ученик дорисовал техникой фломастера и довольно умело. Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике, где он, кем стал? Рисует ли, помнит ли мои  "навязанные" правила рисования, а вдруг стал художником и нашел свой путь к творчеству,  тешу себя тем, что все­таки оставила след в душе этого человека. А вот рисунок "В зоопарке" ­ старше предыдущего. Выполнен "проволочной" манерой  изображения. Рисование линией дети всегда любили и любят. А рисовать животных в пространстве  конечно удобно линией ­ это решетка, а вот зверь ­ лев, вдруг ярким пятном как бы  "вырывается" из клетки. О чем "вел диалог" ребенок со мной ­ учителем и со всеми  взрослыми. Я вижу тоску в "глухом диалоге" ребенка с окружающими: Почему сидит лев в  клетке, почему он не на воле? Лев тоскует, ребенок тоскует и хочет помочь льву. Поэтому,  видимо, сбоку дверца открыта и даже лесенка дорисована. Эти рисунки уже прошлой эпохи ­ конца XX века. Они несут на себе влияние общественных и  эстетических идеалов времени и, безусловно, индивидуальности авторов. Они реалистичны.XXI век. Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в какие игры играют? Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети ­ действующее лицо культурного  процесса и их рисунки стали другими. Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве ­ в компьютерной графике, в живописи,  рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план  выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их  рисунках больше преобладают темные, черные цвета. Они и сами говорят черные ­ злые силы, черные мысли ­ плохие, и никто с ними не может  справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными  для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека. Красный цвет ­ цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени,  поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель ­ иметь  возможность жить в мире и гармонии. Но ведь сегодняшние дети такие же, как вчерашние, и мы взрослые виноваты, что  подтолкнули их к телевидению, жестокой информации. Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если  культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются. А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному. Растет ребенок, "растет" рисунок он становится более осмысленным, более правдивым.  Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника,  раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом  самоопределении. Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних  занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него  выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие. Но и тогда и сейчас можно многое сказать о человеке, который рисует. И я выступаю в роли  психолога. Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным ­  осознанным ребенком и образным ­ не осознанным. Здесь­то первый рассудочный и проявляется через рассказ "диалог про себя". Не всегда  ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке. Связь рисуемого изобразительно не выражена ­ поэтому появляется пустота на "наивных"  детских произведениях ­ это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя,  видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел. Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения.  Главное ­ это задуманное событие, а цвет, линия, пятно ­ это средство выразительности.  Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает  условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы. Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие ­ сотрудничество  ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые  способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям. "Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому  поколению как можно больше истинных благ ­ в первую очередь духовных, которые смогутсделать жизнь прекрасней"­ это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с  этим полностью согласна. Учащиеся вместе "проживают" одно за другим каждое занятие, как особую область своей  жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока  непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка. Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за  ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как  взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь по­детски. Полезнее  подсказать, указать на его рисунке или показать какое­то действие на своем листочке, а  еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства. Моя педагогическая философия обращена к тем поколениям "новых" учителей, которые  уйдут в завтра с подрастающим, в недоступное для нашего поколения второй половины XXI  века. Они сегодня юные, молодые учителя, должны увидеть все то ценное в детском  рисунке, что увидела я. Они помогут определить поколению будущего уровень и характер  нашего искусства, всей нашей культуры.

Посмотрите также