Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.
Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.
Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему.
Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного искусства.
Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи - это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.
Детский рисунок как отражение художественной культуры
Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры,
дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть
в будущее.
Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного
общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.
Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня,
учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения
к нему.
Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с
удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного
искусства.
Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического
отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения.
Художественная культура определенной эпохи это целостность, многогранность, образ
который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и
человека.
Детские работы никогда не выбрасываю "рука не поднимается", и по прошествии какогото
времени вдруг в папках встречаю рисунок пятилетней давности.
Рассматриваю понравился когдато и вот спустя много лет анализирую чем? Понравился
тем, что изображено и как изображено.
Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче
ситуации, но о соблюдении пропорции речи быть не может. Что изображено? Кому? Это
просто диалог ребенка с кемто. Изображая, он беседует, рисует на уроке значит со мной
учителем, дома может с кемто из родных или сам с собою. Эта беседа молчалива, диалог
"глухой", но художественновыразительный.
Вот передо мной рисунок по теме "На празднике" выполненный учеником в XX веке. Я вижу
счастливое детство. Солнце лучезарно осветило семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося
счастливого с шариком в руках "На празднике". Нет линии земли и неба, но я чувствую эту
линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья, все счастливы!
Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что я учила технике работы красками,
но ученик дорисовал техникой фломастера и довольно умело.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике, где он, кем стал? Рисует ли, помнит ли мои
"навязанные" правила рисования, а вдруг стал художником и нашел свой путь к творчеству,
тешу себя тем, что всетаки оставила след в душе этого человека.
А вот рисунок "В зоопарке" старше предыдущего. Выполнен "проволочной" манерой
изображения.
Рисование линией дети всегда любили и любят. А рисовать животных в пространстве
конечно удобно линией это решетка, а вот зверь лев, вдруг ярким пятном как бы
"вырывается" из клетки. О чем "вел диалог" ребенок со мной учителем и со всеми
взрослыми. Я вижу тоску в "глухом диалоге" ребенка с окружающими: Почему сидит лев в
клетке, почему он не на воле? Лев тоскует, ребенок тоскует и хочет помочь льву. Поэтому,
видимо, сбоку дверца открыта и даже лесенка дорисована.
Эти рисунки уже прошлой эпохи конца XX века. Они несут на себе влияние общественных и
эстетических идеалов времени и, безусловно, индивидуальности авторов. Они реалистичны.XXI век. Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в
какие игры играют?
Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети действующее лицо культурного
процесса и их рисунки стали другими.
Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве в компьютерной графике, в живописи,
рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план
выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их
рисунках больше преобладают темные, черные цвета.
Они и сами говорят черные злые силы, черные мысли плохие, и никто с ними не может
справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными
для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека.
Красный цвет цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети,
склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени,
поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель иметь
возможность жить в мире и гармонии.
Но ведь сегодняшние дети такие же, как вчерашние, и мы взрослые виноваты, что
подтолкнули их к телевидению, жестокой информации.
Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если
культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются.
А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному.
Растет ребенок, "растет" рисунок он становится более осмысленным, более правдивым.
Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника,
раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом
самоопределении.
Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних
занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него
выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие.
Но и тогда и сейчас можно многое сказать о человеке, который рисует. И я выступаю в роли
психолога.
Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным
осознанным ребенком и образным не осознанным.
Здесьто первый рассудочный и проявляется через рассказ "диалог про себя". Не всегда
ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке.
Связь рисуемого изобразительно не выражена поэтому появляется пустота на "наивных"
детских произведениях это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя,
видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел.
Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения.
Главное это задуманное событие, а цвет, линия, пятно это средство выразительности.
Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает
условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы.
Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие сотрудничество
ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии
рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые
способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям.
"Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому
поколению как можно больше истинных благ в первую очередь духовных, которые смогутсделать жизнь прекрасней" это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с
этим полностью согласна.
Учащиеся вместе "проживают" одно за другим каждое занятие, как особую область своей
жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока
непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка.
Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за
ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как
взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь подетски. Полезнее
подсказать, указать на его рисунке или показать какоето действие на своем листочке, а
еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства.
Моя педагогическая философия обращена к тем поколениям "новых" учителей, которые
уйдут в завтра с подрастающим, в недоступное для нашего поколения второй половины XXI
века. Они сегодня юные, молодые учителя, должны увидеть все то ценное в детском
рисунке, что увидела я. Они помогут определить поколению будущего уровень и характер
нашего искусства, всей нашей культуры.