Детское самоуправление в объединениях МБУ ДО СЮН Сальского района естественнонаучной направленности
В постоянно изменяющемся мире современное общество характеризуется социальной нестабильностью. Исходя из этого, актуализируется проблема общества и личности к самоорганизации. Образование является тем социальным институтом, который может внести упорядоченность в жизнь общества, создавая условия для воспитания личности, характерологическими признаками которой являются высокая организованность, инициативность в принятии решений, умений работать в проектном режиме и управлять собственной жизнедеятельностью и деятельностью других.
Развитие детского самоуправления – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодёжи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности. Участие детей в решении насущных проблем школы или другого детского коллектива (творческого объединения юных натуралистов), участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за результат его выполнения.
Представление о способностях детей создаётся на основе опыта общения с детьми, их сравнение между собой, наблюдений за их развитием. Для проявления способностей ребёнка необходимы определенные условия и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту способность, оценить её должным образом и помочь её раскрытию. В целом этим и раскрывается суть педагогической поддержки и сопровождения обучающегося в процессе развития способностей и становления в результате личности.
Если ребенка всё время готовить к будущему (например, задавать ему вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»), он не сможет быть тем, кем он является. У него должна быть свобода выбора. Без свободы выбора не может быть прогресса.
Ребенок по своей природе любознателен, активен, стремится все узнать, постичь. Ему хочется всему научиться, всё попробовать. И это всё закономерно – ученые и педагоги –практики подтвердили своим открытием то, что дети по своей природе полихудожественны, а так как систе6ма дополнительного образования представляет собой профессиональное объединение специалистов в самых разных областях жизни и деятельности, поэтому именно в системе дополнительного образования работают те самые взрослые, которые необходимы ребенку для того, чтобы заинтересовать его различными видами деятельности и сопровождать ребенка в поисках тех видов деятельности, которые ему наиболее подходят, в которых он наиболее полно сможет реализовать свои личные способности в их индивидуальном своеобразии.
Время «Золотой Осени» - это та благодатная пора когда Станция юных натуралистов радушно распахивает двери своим воспитанникам, а те проходя в Кабинет под открытым небом получают возможность познавать родную природу, получая знания и навыки по уходу за животными и комнатными растениями, участвуя в эколого-краеведческих, литературных, художественных конкурсах, конкурсах по изготовлению композиций из природных материалов, а так же многие из них получают навыки мастерства при изготовлении различных тематических поделок, работая с отходами производства и вторичными материалами.
Педагоги станции проводят мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек и ёлочек (ресурсосберегающие технологии), художественно-декоративных композиций из сухоцветов.
Ничто так не организует и не сплачивает коллектив юных натуралистов, как работа в творческих группах по интересам. Одновременно идет процесс социализации детского коллектива и наряду с этим, формирование творческих способностей каждого ребёнка.
Тепличный комплекс и отделы учебно-опытного участка (в весенне-летний период) – это основные учебные площадки трудового воспитания подрастающего поколения, где наши юные овощеводы и цветоводы младшего звена постепенно переходят к научным исследованиям по изучению агротехнических приёмов работы с землёй, ведут сортоиспытание растений, исследуют способы выращивания овощных и кормовых культур, добиваются результативности в получении урожая кукурузы, свеклы, огурцов и других культурных растений.
Научно-исследовательские работы в земледелии требуют максимальной отдачи, это трудоёмкий кропотливый труд юннатов, требующий слаженного коллективного бригадного подхода. Групповая работа в звеньях в течение вегетационного периода – это своеобразная цепочка взаимосвязанных рабочих процессов, которую можно назвать эстафетой бережно передаваемой от одного звена к другому.
В этих трудовых взаимосвязанных цепочках, как нигде очень важны закладываемые еще в младшем возрасте навыки самоорганизации, самоконтроля и самореализации, а так же чувство ответственности за порученное дело, умение работать коллективе и не просто работать, а стремиться видеть будущий результат своего труда, который всецело зависит от деятельного сотрудничества педагогов и воспитанников – педагогической поддержки и детского самоуправления. Результативная трудовая деятельность – ключ к раскрытию способностей и подтверждение крылатого выражения: «В каждом человеке заложено Солнце». Дайте ему возможность светить!
Конечно, распознать потенциал ребенка и развивать его, действительно сложно, но вполне реально. Для этого требуются, прежде всего, желание и терпение, ну и непременно знания. В данной работе необходима система по выявлению и развитию и развитию способностей, которые развиваются средствами дополнительного образования и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Детям необходимы внимание, уважение, понимание и участие. Данные аспекты педагогической поддержки и создают благодатную воспитательную среду, где и происходит процесс развития способностей. Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности, что подтверждается известным высказыванием – «деятельность – личность». Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков. Когда мы создаём необходимые условия для развития потенциала ребенка, то следует ожидать, что каждый ребёнок с положительным отношением к жизни и адекватной самооценкой, основанной на знании своих реальных способностей и возможностей, сможет собственными усилиями изменить в себе некие негативные стороны своего характера, преодолеть, например, лень, изменить в позитивную сторону отношение к учебе, стать внимательнее к себе, своему здоровью и к людям.
Таким образом в процессе формирования творческого коллектива с навыками детского самоуправления, мы начинаем с рождения собственного Я, как личности. Постепенно навыки самоуправления становятся хорошей привычкой. Ведь нашим детям, живущим в век информации, когда знания очень быстро устаревают, для того, чтобы не отстать от жизни, необходимо всё время пополнять свои знания, переучиваться, заниматься самообразованием, находится в постоянном творческом поиске.
Условия и возможности дополнительного образования позволяют в развитии способностей ребенка и становлении детского самоуправления организовывать работу по своеобразному индивидуальному маршруту, когда, например, через развитие творческого потенциала (объединение «Театр и экология» укрепляет веру в себя, способствует развитию активности, шлифует речевые возможности в общении), что постепенно приводит к необходимости построения своего собственного индивидуального образовательного маршрута («Учёба – твой главный труд»), который в ходе реализации (достижения, успех, результат) в корне меняет мотивацию учебной деятельности.
Таким образом организация дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни – модели образования, признаваемого сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала. Дополнительное образование как бы «достраивает» знания ребенка и представления его о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.
Работа по выявлению и развитию способностей, а так же привитию навыков самоорганизации и самореализации выстраивается в определенную систему, первоначальным этапом которой является создание условий для проявления обучающимися способностей в различных видах деятельности.
Организовать воспитательную деятельность:
- дать ребёнку представление о различных видах деятельности и способностях, которыми может обладать человек;
- дать возможность заниматься теми видами деятельности, которые для него наиболее подходят по интересам и личным качествам;
- вовлекать детей во все виды деятельности, которыми можно заниматься в системе дополнительного образования;
- организовывать праздники, конкурсы, и досуговую деятельность таким образом, чтобы ребёнок примерял на себя роли участников различных видов деятельности;
- разработать и реализовать мониторинг способностей, развитие которых осуществляется через участие в различных видах деятельности;
- организовать участие детей всех направлений деятельности учреждений в благотворительных акциях.
Организация учебного процесса:
- реализовать программы дополнительного образования, дополненные модулями по развитию способностей и навыков самоорганизации через участие в различных видах деятельности;
- разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей;
- проводить промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, наблюдая за динамикой развития способностей и навыков самоорганизации, как результатом усвоения образовательных программ;
- организовать участие обучающихся всех направлений деятельности учреждения в мероприятиях различного уровня, наблюдая за их достижениями, как результатом полного освоения программ;
- осуществлять мониторинг способностей и уровня самоорганизации.
Организовать работу с педагогическим коллективом: повысить уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности; обеспечить педагогов информационной и практической направленности по развитию способностей; принимать участие в работе МО и творческих групп по теме проекта; внедрять новые образовательные технологии и проводить мониторинг всестороннего развития обучающихся.
Организовать работу с семьями обучающихся:
- поднимать авторитет учреждения за счёт повышения качества и количества образовательных услуг (организация новых кружков, новых направлений деятельности);
- вовлекать родителей в систему работы «ребёнок-педагог-родитель»;
- повышать активность родителей обучающихся, привлекая к участию в деятельности учреждения, и, непосредственно , в жизни и деятельности своих детей.
Это позволит:
- заинтересовать ребёнка и дать ему представление о видах деятельности, реальных возможностях самоорганизации и способностях, которыми может обладать человек;
- раскрыть и развивать способности ребёнка в их индивидуальном своеобразии, чтобы в дальнейшем направить эти достижения на развитие различных сфер жизни и деятельности общества;
- развивать способности, что будет способствовать его жизненному и профессиональному самоопределению;
- развивать способности, формируя положительное отношение к жизни и адекватную самооценку, основанную на знании своих реальных способностях и возможностях самоорганизации.
Для выявления и развития положительных качеств и направлений деятельности можно предложить десять сфер, в которых ребёнок может проявить себя, свои возможности и способности: интеллектуальная, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы, артистическая, музыкальная, двигательная, техническая, сфера художественных достижений, общение и лидерство.
На основании этого можно составить индивидуальные карты развития ребёнка (составляется на один год), с которыми могут работать и педагоги и родители.
Развитие самоуправления детского коллектива и индивидуальное развитие личности ребёнка это два взаимосвязанных направления образовательного процесса. Детское самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятия решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление развивается, решая всё большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности всего коллектива. Творческое объединение по интересам в системе дополнительного образования осуществляет свою деятельность на основе образовательных программ с целью приобретения дополнительных знаний, умений, навыков. Самоуправление в детском коллективе направлено на решение следующих задач:
- создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности;
- стимуляция социального творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции детей;
- воспитание у обучающихся демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, творческого коллектива);
- воспитание достойных творческих лидеров.
Содержание образовательной программы нового поколения определяется возможностью построения для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области
Развитию детских способностей и формированию навыков самоорганизации способствует результативное участие детей в эколого-биологических конкурсах («Малая академия юн.исследователей», «Берегите леса от пожаров», «Твоё здоровье в твоих руках!», «Покормите птиц зимой» и др. Юннатские праздники, выставки экологические слёты готовят дети творческих объединений под руководством педагогов, а вот выездные мероприятия нам помогают организовать родители (Областной слет юных экологов).
Дополнительное образование как одно из основных звеньев образовательного процесса осуществляет тесные взаимосвязи как со школой, так и с родительской общественностью. Пожалуй, ничто так не сближает детей, педагогов и родителей как совместные мероприятия: (помощь в подготовке детей к участию в юннатских выставках и конкурсах, участие в праздниках: «Калядки», «8 Марта», «В здоровом теле – здоровый дух!» и др.)
Только через семью можно увидеть горизонты перспективных результатов.
(Звучит музыка.)
Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыка струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.