Назарова Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№13»
о. Муром Владимирской области
«Детское самоуправление в условиях современной школы, как эффективный инструмент социализации учащихся»
Станет ли школьный микросоциум хорошей стартовой площадкой для успешного будущего ребят? Это зависит от нескольких основополагающих условий, одним из которых является грамотная организация воспитательного пространства школы. В конечном итоге весь учебно-воспитательный процесс призван способствовать успешной социализации каждого ребенка. Согласно требованиям ФГОС, школа должна выпустить не просто человека с большим запасом знаний, умений и навыков, но социально-активного гражданина, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества. Развитие организаторских, творческих, коммуникативных способностей, раскрытие лидерских качеств — все это дает учащимся система детского самоуправления.
Педагоги школы видели необходимость в создании нового разностороннего, массового, демократического детского объединения. В декабре 1995 года появился Союз ребячьих городов, который объединил учеников среднего звена. Несмотря на его успех, в школе ощущалась необходимость создания общественного объединения в старшем звене. Благодаря инициативе старшеклассников и при активной поддержке педагогов детское самоуправление нашей школы начало приобретать четкий, системный характер: в начале ХХI века появился молодежный союз учащихся, впоследствии трансформировавшийся в ДОО «Альтернатива».
В течение всей педагогической практики каждый педагог пытается найти эффективный способ организации детского самоуправления, потому что именно в нем есть действенный фактор успешного воспитания, а, следовательно, и социализации учащихся. Каждый классный руководитель понимает, насколько необходимо формировать сплоченный коллектив, где у каждого учащегося есть своя мера ответственности и траектория самореализации. В течение нескольких лет в школе педагоги апробировали разные методы и формы организации детского самоуправления в среде учащихся среднего и старшего звена. Неверно думать, что эта работа должна выполняться только педагогом — организатором или заместителем директора, Детское самоуправление приобретает особую актуальность и для социального педагога, поскольку является действенным инструментом массовой и индивидуальной социально-профилактической работы. Действительно, для того, чтобы выполнять общественные поручения, учащийся не должен соответствовать строгим критериям успеваемости или дисциплины. Здесь могут быть разная мера ответственности и разные по характеру поручения, но «за бортом» общественной жизни не должен оставаться никто. Так на практике мы наблюдаем, как трудные подростки проводят спортивные мероприятия для малышей или участвуют в благоустройстве микрорайона, убеждаясь в собственной значимости для общества. Таким образом, система детского самоуправления не теряет актуальности, новизны в современной школе. Она постоянно развивается, систематизируется, встраивается в социальный контекст, а также формирует имидж школы.
В 2000-х годах необходимость реабилитации и развития системы детского самоуправления была признана на общероссийском уровне. Необходима адаптированная модель детского самоуправления, эффективно работающая в условиях современной школы. В 2015 году в нашей стране было создано Российское движение школьников, призванное структурировать, упорядочить, подвести под некоторую идеологическую основу работу по организации детского самоуправления в школах. Развитая система детского самоуправления дает возможность каждому учащемуся найти возможность для самореализации в различных сферах деятельности. Она может быть успешно внедрена в любой современной школе, независимо от материально-технической базы, социального контекста, профиля и так далее. Однако каждая школа неповторима, равно как не существует двух абсолютно одинаковых личностей. При формировании системы самоуправления куратор должен учитывать индивидуальные особенности школы, ее микросоциума, а не просто следовать стандартным моделям и инструкциям. Основная педагогическая идея при этом остается неизменной. Она заключается в необходимости достижения баланса между интересами и потребностями коллектива и отдельно взятого учащегося. Только тогда система детского самоуправления будет действенным средством социализации и эффективного воспитания школьников.
Порой мы, педагоги, впадаем в крайности. Кто-то слышит только себя, он полностью уверен в собственном мнении и не желает принимать аргументов со стороны, тем более от учащихся. Такому педагогу будет невыгодна система детского самоуправления, так как она подразумевает свободу. Кто-то, напротив, начинает слушать и выполнять то, что хотят дети, не понимая их настоящих потребностей. В таком случае самоуправление превращается в самоуправство. Часто педагог ведет себя подобным образом по причине стремления понравиться детям, а, возможно, просто из-за собственной пассивности. Такой учитель никогда не сможет заработать авторитет среди учащихся. В том и другом случае воспитательному процессу, а, следовательно, личности каждого ребенка наносится огромный ущерб. Слышать желания и понимать потребности конкретного ребенка и коллектива в целом, уметь находить решение для каждой отдельно взятой ситуации, грамотно пользоваться методам поощрения и наказания, помогать каждому ученику, чувствовать себя защищенным, позволять ребятам быть самостоятельными, в то же время ненавязчиво быть рядом на этом пути
Рассмотрим детское самоуправление с точки зрения необходимого средства успешной социализации учащихся в современной школе. Путем долгих проб и ошибок, успехов и неудач, опираясь на опыт своих коллег, коллектив выработал оптимальную модель детского самоуправления, включающую наряду с остальными структурными элементами, ряд условий, необходимых для эффективной организации процесса детского самоуправления, как в пределах класса, так и в образовательной организации в целом. Новизна предлагаемого опыта состоит в выделении и описании основных принципов и условий эффективной организации детского самоуправления в современной школе. Большинство аспектов непосредственно касаются роли куратора как референтного взрослого наставника, процесс интеграции института наставничества в систему детского самоуправления, что, с одной стороны, лишает ее определенной автономии, но при этом обеспечивает ненавязчивое и необходимое социально-педагогическое сопровождение личности и коллектива.
Детское самоуправление в образовательной организации выполняет следующие функции: коммуникативная, развивающая, направляющая, системообразующая, компенсирующая, воспитательная, образовательная.
Необходимо и умеренное включение родителей в систему ДСУ (детское самоуправление) как участников образовательного процесса. Родители должны знать о достижениях своих детей в общественной деятельности. Ребятам приятно участие родителей в школьных мероприятиях. Это содействует не только формированию конструктивных детско-родительских отношений, но служит укреплению партнерских связей школы и семьи как социальных институтов. Здесь же, на «детской стороне», ребята выступают «хозяевами» процесса, приглашая родителей, бабушек, дедушек как почетных гостей, стать участниками школьных событий.
Если рассматривать самоуправление учащихся в процессе его становления и развития, то необходимо обозначить основные этапы его формирования. Для выделения этапов предлагаю ввести следующие допущения:
1 этап — подготовительный.
На данном этапе педагог-куратор изучает опыт работы по проблеме организации детского самоуправления, а также анонсирует выборы руководителя (президента) нового детского объединения.
2 этап — организационный.
Проведение выборов президента будущего детского общественного объединения, назначение кабинета министров, выбор названия ДОО, формирование актива классов.
Стоит заметить, что практика выборов в классе проводится по аналогичной схеме в несколько упрощенном варианте. К примеру, кандидаты могут подготовить агитационные материалы, выступления. Голосование рекомендуется проводить тайно, на бланках.
Министров назначают президент и вице-президент. Приоритет имеют учащиеся, которые баллотировались на пост президента ДОО. Должности министров:
- министр образования
- министр рекламы и печати
- министр здравоохранения и спорта
- министр культуры
- министр права и порядка
- министр хозяйства и быта
После выборов школьного актива проводится акция по формированию руководящего актива в каждом классе.
В МБОУ СОШ №13 функционируют три детских объединения: «Маленькая страна», «Союз ребячьих городов», «Альтернатива». Должности в старших классах идентичны должностям министров ДОО школы, а в «Союзе ребячьих городов» существует следующая система: выбирается мэр (поскольку каждый класс является «городом»), заместитель мэра, начальники отелов образования, быта, рекламы и печати, спорта, культуры.
Если детское объединение только что образовалось, то после выборов президента и назначения кабинета министров необходимо провести школьный конкурс на лучшее название ДОО (детское общественное объединение).
3 этап - законотворческий.
На данном этапе президент, кабинет министров и совет старшеклассников (ведущие активисты старшего звена) занимаются созданием необходимой документации для эффективного функционирования ДОО: принимают положение, составляют план работы на год. Администрация школы закрепляет эти документы локальными актами. Стоит отметить, что план работы на год должен быть согласован с планом окружной детской организации (если таковая имеется) а план работы классного объединения — со школьным. Рекомендуется не перегружать учащихся оформлением документации, это может снизить эффективность работы ДОО.
4 этап - реализация плана мероприятий.
Это текущая деятельность объединения. По мере поступления новых задач план может корректироваться, и в этом нет серьезной проблемы. Система детского самоуправления должна быть гибкой и открытой для изменений в ходе текущей работы.
5 этап - подведение итогов работы детского объединения.
В течение года рекомендуется вести рейтинг активности классов. В сущности, рейтинговая система стимулирует детскую активность, побуждая их стремиться к более высоким результатам. Однако если балльно-рейтинговая система поставлена во главу угла, то эффект ее воздействия может быть отрицательным. Рейтинговая система не должна порождать нездоровую конкуренцию и нечестную борьбу. В целях профилактики возникновения подобной ситуации, необходим постоянный контроль со стороны педагога-куратора, который различными способами будет напоминать ребятам об общей цели и недопустимости жесткого соперничества.
Существуют различные формы подведения итогов работы ДОО: объявление результатов на стенде и в СМИ, вручение грамот и призов на итоговом слете или торжественной линейке.
6 этап - аналитический.
На данном этапе осуществляется качественный анализ работы ДОО в течение года совместно с узким составом актива школы (кабинетом министров) или класса, составляется отчет о работе объединения. На данном этапе рекомендуется организовать прощальное мероприятие в формате дружеской встречи, где ребята могут обсудить успехи и неудачи своей работы в уходящем году, сказать друг другу и куратору (классному руководителю) слова благодарности. В таких встречах могут быть свои традиции, такие как: наказ новому составу, «письма в будущее», обмен маленькими подарками, «свеча искренности» и т. д. На данном этапе самому куратору или классному руководителю необходимо честно и объективно проанализировать собственную работу в системе детского самоуправления.
Работа со старшеклассниками имеет свою специфику: эти ребята ценят демократический подход, но в то же время хотят видеть куратора ДОО с твердой жизненной позицией и непререкаемым авторитетом. Заработать авторитет и не уронить его — тяжелая задача, с которой необходимо справляться каждый день. Совет старшеклассников - это социально-активные школьники, с которыми у нас сложились теплые, дружеские взаимоотношения. Мы принимаем и понимаем друг друга, учимся вместе искать пути решения различных сложных ситуаций, которые иногда возникают. Это ребята, которые подлинно заинтересованы в том, чтобы школа жила насыщенной, интересной жизнью, и что особенно важно, они понимают необходимость воспитательного воздействия при разработке тех или иных мероприятий. Общая деятельность нас сплотила, и поэтому иногда мы собираемся, чтобы пообщаться на неформальные темы, устраиваем чаепития.
Мы ценим богатую историю детского самоуправления школы и его традиции: поддерживаем проведение таких праздников, как «Посвящение в старшеклассники», «Январские интеллектуальные игры», «Смотр строя и военной песни», конкурс чтецов, «День открытия ребячьих городов», весенний фестиваль искусств, день самоуправления. За последние годы были введены и уже стали традиционными такие мероприятия, как: конкурс социальной рекламы «Союз неравнодушных», командная игра «Мамина помощница», конкурс «Ученик года», конкурсы «Мистер и мисс Альтернатива», «Звездочка союза ребячьих городов», «Новогодний стартинейджер» и другие. Является ли деятельность ДОО привлекательной для учащихся нашей школы? Ответ на этот вопрос мы находим, когда видим большую включенность детей в мероприятия, качество подготовки к конкурсам, встречаем; отзывчивость и готовность проявлять инициативу.
Информация о деятельности нашего детского объединения постоянно публикуется в специальном интернет-сообществе социальной сети «В контакте», печатной школьной газете «13 элемент», отчетах в МО ДОО «Новая цивилизация».
В течение последних лет мы одерживали победу на окружных фестивалях детских общественных объединений. Ежегодно работы наших учащихся становились лауреатами регионального фестиваля детских общественных объединений, организуемого областным детским общественным объединением «Созвездие льва» и Владимирским региональным отделением всероссийской детской организации «Российское движение школьников».
Однако, несмотря на успех нашего детского общественного объединения, мы настраиваем ребятам, что гонка за первым местом — не то, к чему нужно стремиться прежде всего. То, через что мы проходим вместе, чему учимся друг у друга, радость на лицах учеников, учителей и родителей после очередного интересного события – вот, что должно волновать наши сердца. Яркие воспоминания о школьных годах, которые они пронесут через всю жизнь, ценнее любых баллов и рейтингов.
В качестве важного дополнения отметим, что организуя процесс самоуправления, педагог открывает для себя замечательный путь непрерывного профессионального роста. Система не стоит на месте, она требует гибкости, мобильности, постоянного поиска новых средств, форм и методов работы.
Рекомендуемая литература
1. "Об образовании в Российской Федерации": федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ от 29.12. 2012. [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ министерства образования и науки от 17 12 2010 №1897 (ред 31.12.2015) [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No2765-р// URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/7414094b2c70754ec96756ab440e1979ac550e4e/
4. Педагогическое общение: брошюра /А.А. Леонтьев. – Москва : Знание, 1979. – 48 с.
5. Ласкин С.Б. Абсолютный слух. – Москва: «Советский писатель», 1976. - 256с.
6. Корчак Я. Как любить ребенка.[Электронный ресурс] –– АСТ, 2014. – 68 с. URL: https://mybook.ru/author/yanush-korchak/kak-lyubit-rebenka/read/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.