Детство , опаленное войной
Оценка 4.7

Детство , опаленное войной

Оценка 4.7
docx
9 кл
30.09.2023
Детство , опаленное войной
Устный журнал, посвященный ко Дню Победы
Детство , опаленное войной Устный журнал.docx

                                       МОУ СОШ№5 с.Камышовка

Учитель начальных классов Гурская А. П.

 

                          «Детство, опаленное войной»

(Устный журнал)

Цель: Познакомить учащихся с жизнью детей во время Великой  

                    Отечественной войны.

          Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

           Развитие кругозора учащихся.

Оборудование: книжная выставка, картины на военную тематику, фотографии из семейного альбома, странички устного журнала Презентация  (Дети на фронте, Дети блокадного Ленинграда, Жизнь детей в тылу.)

Слайд№1   «Детство, опаленное войной»

Ведущий: Сегодня  наше КТД  - устный журнал, мы посвящаем

Дню  Победы. Прочтите его название. «Детство, опаленное войной».

   Да, мы поведем свой разговор о  детях Великой Отечественной войны, которые своими глазами видели весь ужас тех дней. А этих дней было 1418.

1418 дней и ночей полыхали бои.

1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну.

Дети войны! Они рано и быстро повзрослели. Недетская эта тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Как могли, помогали взрослым приблизить день Победы. Долог и труден был к ней путь.

Вам, ребята, еще трудно понять и представить, что принесла война нашему народу. Но историю прошлых лет, мы должны знать.

    Слайд №2 Страницы устного журнала

Устный журнал  «Детство, опаленное войной» представляют три страницы: «Дети на фронте»,

 « Дети блокадного Ленинграда», «Жизнь детей в тылу», которые  расскажут  о жизни детей в годы войны.

Слайд №3  «Дети на фронте»

Первую страничку «Дети на фронте»  представляют учащиеся 4 класса

1 ученик: Наряду с  взрослыми дети несли все тяготы войны. Они, как вы, не играли в войну...., они ее видели своими глазами. Вот что писал Иван Пантюхов о них:

2ученик :

... А нам не довелось играть в войну,

 Не мы в нее - она играла с нами:

На фронт мы убегали пацанами,

С вагонных крыш смотрели на страну

В сединах не покошенных полей,

В деревнях под молчаньем тополей

И в журавлях, сиротских тонкошеих.

 

3 ученик:

Ловили нас в вокзалах оголтелых,

Гоняли с крыш, снимали с буферов.

 И бегали мы так, что будь здоров,

Хоть неизвестно, в чем душа сидела.

 

Слайд №4 Дети у землянки

Ведущий: Действительно, многие мальчишки убегали на войну, уходили в партизаны, были разведчиками.

        4 ученик:

   Горнили к бою трубы полковые

 Военный гром катился над страной. 

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

5 ученик: Великоваты были им шинели

Во всем полку сапог не подобрать.

 Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Ведущий: Их имена мы с вами должны знать и помнить.

 Слайд №5  Пионеры-герои

Ученик: Леня Голиков- партизан Великой Отечественной войны Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

     Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...


   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

 Ученик: Валя Котик - юный партизан Великой Отечественной войны Герой Советского Союза, погиб в бою.

   Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

   Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Герой советского Союза. С 1942 года разведчик партизанского отряда.

 Ученик: Марат Казей- партизан Великой Отечественной войны.
Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

   ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

 Ведущий: Вместе с мальчишками бежали на фронт и девочки. Вот имена некоторых из них.

 Ученик.  

   Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

   ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

   Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

 Ученик.   

   За операцию по разведке и взрыву железнодорожного   моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...

   Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

   В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

   Участвовала она и в боевых операциях...

   Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

 ученик. 

   Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"

   Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.

   Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.

   Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени

  Слайд№6  к стихотворению

Ведущий: А сколько еще их было , совершивших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными. Это им посвятил свое стихотворение Александр Твардовский «Рассказ танкиста».

     Ученик:  (читает стих)       Шел бой за улицу.

                                                Огонь врага был страшен,

                         Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен,-

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,- столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир.

Я знаю, где их пушка.

Я разведал...

Я подползал, они вон там в саду...

-Да где же, где?..- А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж бой не ждет.-

Влезай сюда, дружище!

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит мальчишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл , и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И ,помню, я сказал:- Спасибо , хлопец!-

И руку, как товарищу пожал...

Был трудный бой.

 Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

 Но как зовут, забыл его спросить.

                                         

Слайд№7  «Дети блокадного Ленинграда»

Ведущий: А ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы

в условиях блокады. Что же это такое - БЛОКАДА Ленинграда?

В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург)

оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась.

(Вторую страничку нам расскажут ученики 3 класса)

 ученик: На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, а всем остальным- 125 граммов(показ кусочков хлеба).

№8Слайд(видео)  

Ведущий: Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало- около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь , нет , ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять ?

 Ученик: Немцы постоянно обрушивали на город смертоносный огонь с суши, с моря, с воздуха. Сотни тысяч ленинградцев погибли в дни блокады

 Ученик: Родители ,лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. 900 дней мук, слез, горестей, смертей, надежд, тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы.

Слайд №9   Мальчик

 Ученик:                         


            На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

         В глазах расширенных истома,

 И щеки белые, как мел.

       -   Где твоя мама, мальчик?

           -Дома.

                -А где твой дом, сынок?

            - Сгорел.

        Он сел. Его снежком заносит.

              В его глазах мутится свет.

          Он даже хлеба не попросит,

        Он тоже знает: хлеба нет.


Ученик: Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода  . В блокадном Ленинграде жила девочка , имя которой после войны узнает вся страна. Это Таня Савичева, которой было 12 лет.

Ведущий:    Кто-же такая Таня Савичева,  вы узнаете, прослушав рассказ о ее жизни. 

Слайд №10  Портрет Тани

Ученик: …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

   Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти. С детских лет вышивала и Таня  - все цветы, цветы

Ученик. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

   Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Слайд№11  Дневник Тани Савичевой

Ученик. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

 

«28декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Ведущий . Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».   

   Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Ведущий.Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за  жизнь девочки , но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

Ведущий. Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, сгинула в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Всё, что осталось от семьи, съеденной блокадой, — 41 строчка в алфавите.
— Последний раз Таню я видела в феврале 42-го. Я эвакуировалась вместе со своим заводом, на котором работала чертёжницей, но не смогла сообщить домой, и меня считали погибшей. После Победы я отправилась искать Таню.
 У тёти Дуси и нашла Нина вещи Савичевых и последнее известие о сестре: «Отдала в детдом. Эвакуировали в Горьковскую». Среди вещей была шкатулка с венчальными свечами со свадьбы родителей, а под ними — Нинин блокнот, до войны наполовину заполненный чертежами. А алфавитная книжка — исписана в блокаду синим карандашом. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.
Только спустя четверть века следопыты нашли место, где в 1944 году похоронили Таню. Нижегородская область, село Шатки. В Ленинград пошли письма о последних Таниных днях. И о её вечной жизни. У Нины Савичевой — целая папка бумаг, перевязанная уже истрепавшейся лентой.
«Наш художник хочет написать Танин портрет. Но мы знаем только, какие у неё были глаза и волосы. Опишите её, пожалуйста!» — пионеры отряда имени Гагарина.

«9 месяцев Таня лежала в постели, теряла зрение, мучилась от болей, но очень хотела жить», — красные следопыты.
«1 сентября 1972 года имя Тани записано первым в журнале четвёртого класса. Учителя будут вызывать на уроках любого ученика отвечать за Таню Савичеву».

     Слайд 12Дневник Тани

31 мая 1981 года на шатковском кладбище был открыт памятник — мраморное надгробие и стела с бронзовым горельефом (скульптор Холуева, архитекторы Гаврилов и Холуев). Рядом возведенная в 1975 году стела с барельефным портретом девочки и страничками из ее дневника.

В память о Тане Савичевой её именем назван астероид 2127.

ученик. Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

ученик: 900 дней и ночей был оторван город на Неве от большой земли. Но Ленинград выстоял и победил. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался. Ленинград был освобожден в январе 1944 года. 

Слайд№13  Жизнь детей тылу

Ведущий: Трудно было всем: и тем ,кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто остался в тылу. Третью страничку нашего журнала «Жизнь детей в тылу» нам представят    учащиеся 2 класса.

(включить звук по щелчку)

  ученик: Наряду с  взрослыми дети несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за маленького роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали , что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.

Слайд№14 (видео  просмотреть, комментируя)

ученик: Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты- красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак для курева. Приходили они в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерт.

 ученик: Помогали школьники страны и почтальонам. Ребята разбирали почту и разносили по домам письма. Делали это и совсем малыши, как мы,. Но у них не хватало сил подниматься в многоэтажные квартиры. Ребята придумали: стали приходить во дворы домов с горном. Жильцы знали, если трубит труба, то принесли письма , надо поскорее спускаться за ними.

Слайд№15

 ученик: Женщины, старики и дети заменили мужчин в деревне. Ребята наравне с  взрослыми работали в поле, в ремонтных мастерских, ухаживали за животными. Они возили сено, воду, дрова, помогали убирать урожай. Часто работали ночью: брали фонари и шли впереди трактора, освещая поле пшеницы. После уборки тщательно подбирали оставшиеся колоски и сдавали все до последнего в колхоз, хотя сами часто недоедали.

Слайд№16  Дети

Обратите внимание на экран , внимательно вглядитесь в лица детей, и вы почувствуете, как тяжело было детям в годы войны

 Ведущий: О своей прабабушке , которая в годы войны была подростком расскажет Чистилина Аня.(рассказ)

Ведущий: (обращается к книжной выставке)

 Как жили дети в годы войны на Дальнем Востоке можно узнать из книги Бориса Мащука  «Горькие шанежки». Советуем вам ее прочитать.

  

          Многие считают, что самый лучший народ на Земле - дети. И всему человечеству нужно стараться уберечь его от войн, а они на Земле, к несчастью, есть.

Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головкой, так напоминающий наш маленький земной шар.

Не зря по рисунку 4-летнего мальчика написаны слова и музыка песни «Солнечный круг», которой мы и закончим наш серьезный разговор. (Исполняется песня «Солнечный круг»)



.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ СОШ№5 с.Камышовка Учитель начальных классов

МОУ СОШ№5 с.Камышовка Учитель начальных классов

И в журавлях, сиротских тонкошеих

И в журавлях, сиротских тонкошеих

Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану

Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их

Участвовала она и в боевых операциях

Участвовала она и в боевых операциях

Стоит мальчишка - мины, пули свищут,

Стоит мальчишка - мины, пули свищут,

А где твой дом, сынок? -

А где твой дом, сынок? -

Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года»

Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года»

Таню. У тёти Дуси и нашла Нина вещи

Таню. У тёти Дуси и нашла Нина вещи

Они знали , что своей работой помогают отцам и братьям на фронте

Они знали , что своей работой помогают отцам и братьям на фронте

Детство , опаленное войной

Детство , опаленное войной

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2023