Деятельность аппарата управления

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 01А.docx

Деятельность аппарата управления

 

Организация работы аппарата бухгалтерии. Бухгалтерский учет — это формирование документиро­ванной систематизированной информации об объектах, пре­дусмотренных законом «О бухгалтерском учете», в соответ­ствии с требованиями к бухгалтерскому учету, и составле­ние на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержа­ния и объема учетной работы. В объединениях и на круп­ных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отде­лов (рис. 1).

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработ­ной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с постав­щиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и дви­жении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет: издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску про­дукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов соб­ственного и незавершенного производства.

 

 

Рис. 1. Структура аппарата бухгалтерии

 

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступ­ления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается уче­том банковских и валютных операций. На этот же отдел, при отсутствии финансовой службы, возлагается функ­ция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех ос­тальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгал­терии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяет­ся линейная структура, при которой все работники аппара­та бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинирован­ная система организации аппарата бухгалтерии, при кото­рой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производ­ства). В этих случаях права главного бухгалтера будут пере­даваться его заместителям, в пределах их полномочий.

Права и обязанности главного бухгалтера. Начиная с 2013 года, главный бухгалтер (или другой человек, на которого возложено ведение бухучета) в ком­паниях должен соответствовать трем критериям.

Первый критерий — наличие высшего профессиональ­ного образования.

Второй критерий — стаж работы, связанной с бухгалте­рией или аудитом, не менее трех лет из последних пяти ка­лендарных лет. В случае, если нет образования по специ­альностям бухучета и аудита, стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Третий критерий — отсутствие неснятой или непогашен­ной судимости за преступления в сфере экономики.

Главный бухгалтер несет ответственность за форми­рование учетной политики, обеспечивает контроль и отра­жение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведе­ние (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов пред­приятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основани­ем для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовыe обязательства и хозяйственные договоры. Указанные до­кументы без подписи главного бухгалтера считаются недей­ствительными и к исполнению не принимаются. Право под­писи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на то письменным распоряжением руководителя предприятия.

Учетная политика организаций. Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности». К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяй­ственной деятельности, погашения стоимости активов, при­емы организации документооборота, инвентаризации, спосо­бы применения счетов бухгалтерского учета, системы учет­ных регистров, обработки информации и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики орга­низации, особенностей организации управления, особен­ностей коммерческой деятельности, текущих и долгосроч­ных целей.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

      постоянство учетной политики в течение длительно­го периода;

      регламентация принципов учетной политики действу­ющей нормативной базой;

      извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформ­ляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика применяется последовательно в тече­ние ряда лет и должна обеспечивать:

     полноту отражения в бухгалтерском учете всех хо­зяйственных операций за отчетный период;

     большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и ак­тивов;

      отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйствен­ной деятельности, исходя из правовой нормы и эко­номического содержания фактов и условий хозяйство­вания;

      равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;

      рациональное ведение бухгалтерского учета, с уче­том хозяйственной деятельности и величины организации.

Изменения в учетной политике организации допуска­ются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделе­нии, присоединении), смене собственников, изменении за­конодательства РФ и нормативного регулирования бухгал­терского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.

Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей — учетной политики для целей бухгалтерского уче­та и для целей налогообложения.   

К бухгалтерской учетной политике прилагают:

      формы первичных документов;

      формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

      положение об инвентаризации активов и обязательств организации.

К налоговой учетной политике прилагаются бланки учет­ных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.

Особое место в учетной политике занимают ее методи­ческие и организационные аспекты. Методические аспекты:

1.      Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

2.      Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.

3.      Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4.      Варианты учета затрат на производство и калькули­рование себестоимости продукции.

5.      Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

6.      Перечень резервов предстоящих расходов.

7.      Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

8.      Сроки погашения расходов будущих периодов.

9.      Варианты учета выпуска продукции.

10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

11. Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

12. Сроки списания доходов будущих периодов.

13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

15. Порядок оценки кредиторской задолженности.

16. Формирование резервного капитала.

17. Метод распределения расходов на продажу.

Организационные аспекты:

1.  Выбор формы бухгалтерского учета.

2.  Организация работы в бухгалтерии.

3.  Системы внутрипроизводственного учета, отчетнос­ти и контроля.

4.  Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5.  План счетов бухгалтерского учета.

6.  Технология обработки учетной информации.

7.  Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8.  Система взаимоотношений с аудиторскими служ­бами.

Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г., все организации, независимо от организаци­онно-правовой формы собственности, должны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет отражает финан­сово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Он предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально исполь­зовать ресурсы, контролировать и оценивать результаты де­ятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о дина­мике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину.

Требования к бухгалтерскому учету определены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н:

1.  Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в валюте Российской Федерации — рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

2. Имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юриди­ческих лиц, находящегося у данной организации.

3.      Бухгалтерский учет ведется предприятием непрерыв­но с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в по­рядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

4.      Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтер­ского учета, включенных в рабочий план счетов бух­галтерского учета, который утверждается руководите­лем на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

5.      Соблюдение равенства данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца.

6.Все факты хозяйственной жизни и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропус­ков или изъятий.

7.В бухгалтерском учете организаций учитываются раз­дельно текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связан­ные с капитальными и финансовыми вложениями.

Перед бухгалтерским учетом ставятся следующие основные задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о дея­тельности предприятия и его имущественном положе­нии, необходимой внутренним пользователям бухгалтер­ской отчетности — руководителям, учредителям, учас­тникам и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвер­жденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяй­ственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее фи­нансовой устойчивости, прогнозирование и плани­рование предстоящих доходов и расходов.