Деятельность, как средство социализации личности дошкольника
Оценка 4.6

Деятельность, как средство социализации личности дошкольника

Оценка 4.6
doc
02.05.2020
Деятельность, как средство социализации личности дошкольника
Шалатонова В. Н..doc

Деятельность, как средство социализации личности дошкольника.

 

Подготовила

воспитатель МБДОУ № 50 г. Апатиты

Шалатонова Валентина Николаевна

 

 

Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых. От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.

Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Цель: развитие основных духовных ценностных ориентиров личности: отношение к себе, к своей семье, к окружающим.

Задачи:

·        Развивать способность ребёнка к решению проблемных ситуаций, осуществлять правильный выбор способов общения, этически ценных образцов поведения;

·        Формировать умение использовать ресурсы социального и личностного окружения;

·        Воспитывать у ребёнка самосознание, способность к самоопределению в социуме.

Практическая работа с детьми с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.

Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу.

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги, родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность, а также помогать родителям налаживать взаимоотношения с ребенком, стараясь относиться к нему как к равноправному члену семьи, имеющему свое мнение.

Начиная с 2012 года в своей работе, использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками. 

При работе над проектами мы используем следующие этапы работы:

– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;

– вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

– намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);

– обсуждаем план с семьями;

– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;

– собираем информацию, материал;

– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения, совместные развлечения;

– даём домашние задания родителям и детям;

– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;

– организуем презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта.

Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.

Проект «Познай себя», «Здоровье – это здорово»

Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение. Дети научились ценить и беречь своё здоровье.

Итогом всей нашей работы стало развлечение «Путешествие в страну здоровячков», на которое мы пригласили родителей. Дети показали соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Главный результат проекта заключался в том, что родители были, не только вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, но и научились делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.

Проект «Малые Олимпийские игры»

Детям были представлены Мультимедийные презентации: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Спортсмены России».

Вместе с родителями были изготовлены эмблемы, вымпела, символы Олимпийских игр разных стран мира, был проведён спортивный праздник «Мы спортсмены» детей с родителями, где читали стихи и рассказывали о спорте и спортсменах.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у воспитанников.
Проект помог вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России.

Проект «Животный мир Кольского полуострова»

В работе по данной теме, родители принимали активное участие: пополнили книжный уголок, уголок севера-игрушками животных севера. Принимали участие в развлечении «Наш Умка». Итогом всей работы бала экскурсия в Лапландский заповедник. Этот проект помог детям и родителям больше узнать о жизни животных нашего края, развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому, сплотил, сдружил семьи воспитанников.

 Проект «Скоро в школу»

Данный проект был полезен с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, а детям помог поближе познакомиться со школьной жизнью. Содействовал освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Итогом данного проекта была сюжетно – ролевая игра «Скоро в школу», где родители приняли активное участие.

Проект «Театр и дети»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Этот проект помог нам сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности, дети закрепили правила поведения в общественных местах. Родители с большим желанием включились в проект, пополнили театральный уголок атрибутами, декорациями, элементами костюмов сделанными своими руками. Итогом нашей совместной работы было укрепление взаимоотношений между детьми и родителями в постановке спектакля по сказке «Гуси лебеди».

 

 

 

Проект «Город, в котором я живу»

Актуальность этого проекта состоит в том, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Отсюда вытекает важная проблема: недостаточно знаний у детей о родном городе.

Цель нашего проекта:

Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города.

2. Познакомить с гербом города.

3. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.

4. Познакомить с историческими памятниками.

5. Познакомить с людьми, прославившими город.

6. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к людям, создающих красивый город.

7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Совместное творчество с детьми: изготовление макетов зданий города Апатиты, выставка рисунков «Мой любимый город».

Совместно с родителями были проведены экскурсии: в кинотеатр «Полярный», в ДК «Строителей», к памятнику Защитникам Заполярья, в Лапландский заповедник, на хлебозавод, подготовили презентацию «Памятные места нашего города», был создан макет города.

Наши дети участвовали в городском конкурсе «Умники и умницы», посвящённому городу Апатиты и заняли 2 –е место.

В нашем детском саду ведётся большая работа по духовно – нравственному воспитанию детей. В группе имеется уголок Граждановедения, отмечаем совместно с родителями праздники: День Защитника Отечества, День Победы, экскурсии к памятнику Защитникам Заполярья, русские народные праздники.

Ежегодно проходят акции «Кормушка для птиц», «Животные в городе».

Принимаем активное участие в региональных и городских акциях.

Вывод:

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

 

 

 

Список литературы

1.     Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

3.     Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

4.     Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. . Проекты в работе с семьёй: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.

5.     Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие./ СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000.

6.     Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

7.     От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.     Петрова В. И. Стульник Т. Д. Нравственные беседы с детьми 4-7 лет - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Деятельность, как средство социализации личности дошкольника

Деятельность, как средство социализации личности дошкольника

Цель: развитие основных духовных ценностных ориентиров личности: отношение к себе, к своей семье, к окружающим

Цель: развитие основных духовных ценностных ориентиров личности: отношение к себе, к своей семье, к окружающим

Начиная с 2012 года в своей работе, использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками

Начиная с 2012 года в своей работе, использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками

Дети научились ценить и беречь своё здоровье

Дети научились ценить и беречь своё здоровье

Принимали участие в развлечении «Наш

Принимали участие в развлечении «Наш

Итогом нашей совместной работы было укрепление взаимоотношений между детьми и родителями в постановке спектакля по сказке «Гуси лебеди»

Итогом нашей совместной работы было укрепление взаимоотношений между детьми и родителями в постановке спектакля по сказке «Гуси лебеди»

Совместно с родителями были проведены экскурсии: в кинотеатр «Полярный», в

Совместно с родителями были проведены экскурсии: в кинотеатр «Полярный», в

Список литературы 1. Буре

Список литературы 1. Буре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020