Деятельность, как средство социализации личности дошкольника.
|
Подготовила воспитатель МБДОУ № 50 г. Апатиты Шалатонова Валентина Николаевна
|
Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого является процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых. От того, какие будут созданы условия, разработаны, научно обоснованы модели и технологии развития социальных качеств детей дошкольного возраста и интеграции процесса социализации с различными видами деятельности, во многом будет зависеть и путь развития нашего общества.
Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Цель: развитие основных духовных ценностных ориентиров личности: отношение к себе, к своей семье, к окружающим.
Задачи:
· Развивать способность ребёнка к решению проблемных ситуаций, осуществлять правильный выбор способов общения, этически ценных образцов поведения;
· Формировать умение использовать ресурсы социального и личностного окружения;
· Воспитывать у ребёнка самосознание, способность к самоопределению в социуме.
Практическая работа с детьми с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.
Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги, родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность, а также помогать родителям налаживать взаимоотношения с ребенком, стараясь относиться к нему как к равноправному члену семьи, имеющему свое мнение.
Начиная с 2012 года в своей работе, использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками.
При работе над проектами мы используем следующие этапы работы:
– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
– вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
– намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);
– обсуждаем план с семьями;
– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;
– собираем информацию, материал;
– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения, совместные развлечения;
– даём домашние задания родителям и детям;
– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;
– организуем презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.
– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта.
Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.
Проект «Познай себя», «Здоровье – это здорово»
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение. Дети научились ценить и беречь своё здоровье.
Итогом всей нашей работы стало развлечение «Путешествие в страну здоровячков», на которое мы пригласили родителей. Дети показали соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Главный результат проекта заключался в том, что родители были, не только вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, но и научились делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.
Проект «Малые Олимпийские игры»
Детям были представлены Мультимедийные презентации: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Спортсмены России».
Вместе с родителями были изготовлены эмблемы, вымпела, символы Олимпийских игр разных стран мира, был проведён спортивный праздник «Мы спортсмены» детей с родителями, где читали стихи и рассказывали о спорте и спортсменах.
Таким образом,
целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической
культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств
у воспитанников.
Проект помог вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России.
Проект «Животный мир Кольского полуострова»
В работе по данной теме, родители принимали активное участие: пополнили книжный уголок, уголок севера-игрушками животных севера. Принимали участие в развлечении «Наш Умка». Итогом всей работы бала экскурсия в Лапландский заповедник. Этот проект помог детям и родителям больше узнать о жизни животных нашего края, развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому, сплотил, сдружил семьи воспитанников.
Проект «Скоро в школу»
Данный проект был полезен с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, а детям помог поближе познакомиться со школьной жизнью. Содействовал освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Итогом данного проекта была сюжетно – ролевая игра «Скоро в школу», где родители приняли активное участие.
Проект «Театр и дети»
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.
Этот проект помог нам сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности, дети закрепили правила поведения в общественных местах. Родители с большим желанием включились в проект, пополнили театральный уголок атрибутами, декорациями, элементами костюмов сделанными своими руками. Итогом нашей совместной работы было укрепление взаимоотношений между детьми и родителями в постановке спектакля по сказке «Гуси лебеди».
Проект «Город, в котором я живу»
Актуальность этого проекта состоит в том, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Отсюда вытекает важная проблема: недостаточно знаний у детей о родном городе.
Цель нашего проекта:
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города.
2. Познакомить с гербом города.
3. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
4. Познакомить с историческими памятниками.
5. Познакомить с людьми, прославившими город.
6. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к людям, создающих красивый город.
7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
Совместное творчество с детьми: изготовление макетов зданий города Апатиты, выставка рисунков «Мой любимый город».
Совместно с родителями были проведены экскурсии: в кинотеатр «Полярный», в ДК «Строителей», к памятнику Защитникам Заполярья, в Лапландский заповедник, на хлебозавод, подготовили презентацию «Памятные места нашего города», был создан макет города.
Наши дети участвовали в городском конкурсе «Умники и умницы», посвящённому городу Апатиты и заняли 2 –е место.
В нашем детском саду ведётся большая работа по духовно – нравственному воспитанию детей. В группе имеется уголок Граждановедения, отмечаем совместно с родителями праздники: День Защитника Отечества, День Победы, экскурсии к памятнику Защитникам Заполярья, русские народные праздники.
Ежегодно проходят акции «Кормушка для птиц», «Животные в городе».
Принимаем активное участие в региональных и городских акциях.
Вывод:
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Список литературы
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. . Проекты в работе с семьёй: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие./ СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000.
6. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
8. Петрова В. И. Стульник Т. Д. Нравственные беседы с детьми 4-7 лет - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.