Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении
Оценка 4.7

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
18.02.2018
Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении
Данная методическая разработка направлена на создание условий для личностного и профессионального самоопределения. Раскрыто поэтапное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с 6 по 11 класс. Описаны возрастные особенности учащихся, используемая диагностика, раскрыты цели работы классного руководителя и педагога-психолога на каждом возрастном этапе. Материал будет полезен и психологам, и классным руководителям.Методическая разработка содержит план деятельности классного руководителя в системе профильного обучения
Методическая разработка .doc
Методическая разработка Деятельность  классного руководителя в системе психолого­педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении Педагог­психолог МБОУ СОШ №3 г. Амурска Овчинникова Екатерина Владимировна 1 2018 Введение Профессиональное образование является одним из важнейших аспектов социализации личности, так как оно связано с определением своего места в жизни, с развитием творческой активности, формированием положительного отношения к профессии. Основная   идея   обновления   общего   среднего   образования   состоит   в   том,   что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Необходимость   перехода   старшей   школы   на   профильное   обучение   определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010   г.»,   где   ставится   задача   создания   «системы   специализированной   подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей   рынка   труда,   отработки   гибкой   системы   профилей   и   кооперации   старшей ступени   школы   с   учреждениями   начального,   среднего   и   высшего   профессионального образования».   В   этой   связи   особую   актуальность   приобретает   психолого­педагогическое сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении, которое   включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей учащихся, их   интересов   и   склонностей,   создание   условий   для   их   развития.   Главной   проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов   и   психологические   исследования,   является   неспособность   учащихся   к планированию   учебной   и   профессиональной   карьеры,     к   проектированию   собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители. Большую   роль   в   реализации   профильного   обучения   должна   играть   школьная психологическая  служба.   Психологическая   служба  образовательного  учреждения  является основой   интеграции   действий   педагога­психолога,   классного   руководителя,   учителей­ предметников,     социального   педагога   и   других   специалистов   в   единую   систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Переход   на   профильное   обучение   требует   от   школьного   психолога   разработки   и применения   такой   комплексной   модели   сопровождения,   которая   могла   бы   не   просто поддержать   школьника   в   его   профессиональном   выборе,   но   и   обеспечить   формирование самой способности к сознательному и  ответственному выбору.  С   введением   профильного   обучения   в   старшей   школе   возникает   проблема   выбора учащимися того или иного профиля обучения. С одной стороны, профильное обучение – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать жизненный путь и, следовательно, временные и моральные издержки.  Психологическая   же   готовность   старшеклассника   к   выбору   профиля   обучения   и профессии во многом зависит от взрослых, в частности родителей,  классного руководителя. В   подростковом   возрасте,   когда   складываются   новые   личностные   образования,   ребенок 2 узнает, что заниматься каким­нибудь делом можно не только из­за интереса к нему, но и по другим   причинам   —   из­за   денег,   власти,   уважения,   привилегий.   Нередко   полученная информация вступает в диссонанс со сложившимися установками подростка, с его скромным опытом. Если   взрослые   не   занимаются   целенаправленным   формированием   ценностей, потребностей   и   мотивов   выбора,   то   во   взрослую   жизнь   вступает   молодой   человек,   не имеющий жизненных ориентиров, не различающий, «что такое хорошо и что такое плохо». Такой   подросток   —   идеальный   объект   манипулирования,   потому   что   его   ценности   и установки существенно зависят от внешних факторов. Из него можно вылепить потребителя, который   бездумно   покупает   все,   что   рекламируется,   избирателя,   который   правильно голосует, свободного от сомнений исполнителя чужой воли. Поэтому,     начиная   с   младшего   подросткового   возраста,   в   системе   образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших   жизненных   планов,   то   есть,  возникает   необходимость   в   координации деятельности   классного   руководителя   и   педагога­психолога,   в   рамках   психолого­ педагогического сопровождения  начиная с 6 класса. Основное содержание методической разработки. Цель – создание психолого­педагогических условий для развития  у подростков основ личностного и профессионального самоопределения.  Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:  Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков,  влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;  Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;  Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по  вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;  Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования  личности подростка. Предполагаемый  результат:  ­ дети смогут определиться с профилем обучения в 9  классе; ­  увеличение количества детей с оптимальным уровнем самоопределения; ­ смогут решить проблему выбора профессионального пути; ­ смогут скорректировать свой выбор, исправить ошибки, если выбор не неверный. Мониторинг результативности осуществляется с помощью методик:  анкета «Уровень самоопределения»   (приложение   3),   анкета   «Факторы   выбора   профессии»   (приложение   4), анкета на  удовлетворенность выбранным профилем в 10 классе (приложение 5). Сроки проведения мониторинга (примерные): 1 этап ­  апрель 8 класс 2 этап ­ ноябрь 9 класс 3 этап ­ апрель 9 класс 4 этап ­ апрель 10 класс Тематика   классных   часов,   диагностических   методик   на   всех   возрастных   этапах основывается на  психологических особенностях   возраста и  с  учетом возможностей ребят (приложение 1).  Для   диагностического   блока   подобраны   не     сложные   в   обработке     и   проведении методики. Обрабатываются они сразу же после проведения самими детьми, так как учитель не вправе владеть профессиональным диагностическим инструментарием и    профессионально 3 интерпретировать     результаты  тестов.  Цель   классного   руководителя   ­    создать  учащимся условия для  самодиагностики  своих личностных особенностей и саморазвития. Учитель не имеет   права   использовать   данные   диагностики     в   своих   целях,   поэтому   дети   могут фиксировать свои результаты на листочках, которые впоследствии забирают себе.   Данные диагностики     не   оглашаются   вслух   перед   всем   классом,   если   ребенок   сам   не   пожелает рассказать. Результаты тестов дети могут фиксировать на своих листочках или на заранее приготовленных бланках.  Занятия имеют общую структуру: 1 – вводная часть. Здесь проводится упражнение на снятие эмоциональной разгрузки, или вводное слово учителя о том, чем будут заниматься на занятии.  2   –основная   часть.   Происходит   работа   по   теме   занятия   в   форме   различных упражнений, либо самодиагностика. 3 – заключительная часть. Строится в виде саморефлексии, подведении итогов занятия. Психолого­педагогическое сопровождение 6­х классов  Возрастные особенности  учащихся:   В подростковом возрасте возрастает   значимость сферы общения со сверстниками. Это является серьезной проблемой, отражающей неспособность окружающих подростка взрослых видеть   его   действительные   переживания.   На   протяжении   всего   подросткового   возраста переживания ребенка связаны с мотивами его общения со сверстниками. Ребенок пытается занять определенное место в коллективе сверстников. Начиная с 12­13 летнего возраста интенсивно развивается личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они научаются видеть причины своих конфликтов, затруднений или,   наоборот,   успешность   в   общении   со   сверстниками   ­   в   особенностях   собственной личности. Самодиагностика  направлена   на     определение   особенностей   сферы   общения (приложение 6).  Цель   работы   классного   руководителя:  развитие   навыков   общения   учащихся, достижение внутригруппового сплочения. В связи с этим  предлагаются  следующие  темы занятий:  «Ищу друга» (приложение 6), направленное   на   формирование   способности   к     преодолению   барьеров   в   общении   и совершенствованию коммуникативных навыков;  «Я и мой класс», способствующее снижению уровня тревожности младших школьников и     осмыслению своего «Я»   как частички коллектива. Цель работы педагога­психолога: способствовать развитию коммуникативной сферы учащихся. Психолого­педагогическое сопровождение 7­х классов  Возрастные особенности  учащихся:   Седьмой класс  характеризуется подростковым  кризисом – 13 лет. В этом возрасте для детей характерны  предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки,   ранимость,   неадекватность   реакций.   Огромное   значение   для   подростка продолжает   иметь   общение   со   сверстниками.     Чтобы   помочь   ребенку   владеть   своими чувствами, влияющими и на эффективность общения, подобраны диагностические методики и тематика занятий.  4 Самодиагностика  направлена на   определение агрессивных проявлений (приложение 8).  Цель работы классного руководителя: создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально­личностной сферы.  Занятие   «Я   в   «бумажном   зеркале»»   [6]     направлено   на     определение     признаков агрессивности с помощью самодиагностики и учит нахождению приемов снятия агрессии.  На   занятии   «Чувства   полезные   и   вредные»   [6]     дети   знакомятся     с   различными чувствами и эмоциями, ребята определяют, что даже отрицательные эмоции могут приносить пользу, если правильно ими управлять.    Цель   работы   педагога­психолога:  развитие   учащихся, знакомство с эмоциональными состояниями.    эмоционально­личностной   сферы Психолого­педагогическое сопровождение 8­х классов  Возрастные особенности  учащихся:   Это возраст поиска  профессионального пути, так некоторые школьники оканчивают школу уже и после 9 класса. Именно поэтому в 8 классе предлагается познакомить детей со своими   типологическими   особенностями.   Ведь   зная   свои   особенности,   можно   быстрее определиться с выбором будущей профессии. Самодиагностика направлена на  определение особенностей своего темперамента. Цель работы классного руководителя:   На занятии «Мой темперамент» дети определяют темперамент с помощью теста, а затем, учитывая свои   особенности, могут прогнозировать будущую профессию. На занятии «О темпераменте с интересом» дети закрепляют полученные знания о темпераментах и учатся применять их в жизни.  Цель работы педагога­психолога: познакомить учащихся с психофизиологическими   своей   личности   (на   основе   темперамента),   организовать   мониторинг особенностями   самоопределения. Психолого­педагогическое сопровождение 9­х классов  Возрастные особенности  учащихся:   Обучение   в   девятом   классе   характеризуется   предпрофильной   подготовкой, помогающей в выборе дальнейшего  профиля обучения.  Учащиеся 9­х классов уходят в свой внутренний   мир   или   в   общение   со   сверстниками,   не   реагируют   на   замечания,   остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно. Девятикласснику  необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Чтобы   ребенок   мог   ответить   на   поставленные   вопросы,   ему   необходимо   помочь   в самоопределении.  Самодиагностика направлена на  определение склонностей и способностей   с целью выбора дальнейшего профиля обучения [11].  Цель работы классного руководителя:   подготовить детей к выбору дальнейшего маршрута обучения.  На   занятиях     рекомендовано   проведение   игр   по   профориентации   [8]. Профориентационные   игры     позволяют   в   непринужденной   форме   обыграть     некоторые ситуации, познакомиться с различными профессиями. Так же можно  использовать в работе и 5 словарь   профессий   [11],   который   способствует   расширению   знаний   учащихся   о   мире профессий.  Цель   работы   педагога­психолога:   помочь   старшеклассникам   в   проектировании дальнейшего образовательного пути, организовать мониторинг самоопределения. Психолого­педагогическое сопровождение 10­х классов  Возрастные особенности  учащихся:   Характеризуется   началом   профильного   обучения,     периодом     интенсивного   выбора профессии.  На данном возрастном этапе  происходит    коррекция уровня профессиональной готовности.  Самодиагностика направлена на определение профессиональной готовности учащихся (тест Голланда).  Цель   работы   классного   руководителя:   способствовать   дальнейшему самоопределению учащихся, оказать помощь в постановке жизненных целей.  Рекомендуется   проводить   интегрированный   урок   с   информатикой     «Мышление   и логика» (приложение 7). Цель   работы   педагога­психолога:   способствовать   течению   успешной   адаптации учащихся   в   новой   социально­педагогической   ситуации,   оказать   помощь   в   период самоопределения. Психолого­педагогическое сопровождение 11 классов Возрастные особенности  учащихся:   Продолжается       коррекция   уровня   профессиональной   готовности.   К   моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую   жизнь.   Понятие   «психологической   готовности»   предполагает   в   данном   случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в жизни. Самодиагностика направлена на изучение особенностей личности (методика Кейрси) [9].  Цель   работы   классного   руководителя:   создать   условия   для   самопознания учащимися своих особенностей и выбора соответствующих профессий.  Рекомендуется   проводить   профориентационную   игру     «Перспектива»   [2],   которая помогает старшеклассникам определить свои дальнейшие  цели  в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Цель работы педагога­психолога: оказать помощь старшеклассникам в определении и   формировании   социальной   и   профессиональной   готовности,   организовать   мониторинг самоопределения. 6 Планирование работы классного руководителя  в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения Приложение 1 Класс 5 класс 6 класс 7 класс 8  класс Содержание работы Количество Сроки Адаптационный период ко  II ступени  обучения. Самодиагностика – изучение уровня  общительности  (методика А.  Прутченкова «Какой я  в общении?») Просвещение – выступление педагога­ психолога на родительском собрании. Классные часы по темам: «Ищу друга»;  «Я и мой класс».  Диагностика –  самоанализ учащимися  своей эмоционально­личностной сферы   (тест эмоций, модификация теста  7аса –  Дарки на проявления агрессивности). Просвещение –  выступление педагога­ психолога на родительском собрании. Классные часы по темам: «Чувства  «полезные»  и «вредные»;  «Злость и  агрессия». Диагностика – определение особенностей своего  темперамента (опросник  «Формула темперамента» А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь).  Просвещение – выступление педагога­ психолога на родительском собрании,  выпуск психологом  памяток для  учащихся по темам «Характер и  темперамент». Классные часы  по темам:  «Мой  темперамент»;  «О темпераменте с  интересом». часов ­ 2 2 ­ Сентябрь, апрель В течение года Октябрь, февраль Сентябрь, апрель В течение года Октябрь, февраль Октябрь Ноябрь  2 Ноябрь, февраль 7 9 класс 10 класс  11 класс Диагностика склонностей и способностей учащихся. Просвещение – выступление педагога­ психолога на родительском собрании. Проведение профориентационных игр и  упражнений в рамках классных часов  Самодиагностика – определение  профессионального типа личности  (модифицированный опросник Голланда). Просвещение –  выступление педагога­ психолога на родительском собрании. Проведение профориентационных игр и  упражнений в рамках классных часов. Занятие «Мышление и логика». Занятие «Восприятие как познавательный процесс» Самодиагностика – определение  личностных особенностей (методика Д.  Кейрси). Просвещение –  выступление педагога­ психолога на родительском собрании. Проведение профориентационной игры   «Перспектива».  2 2 1 1 1 1 1 Ноябрь Январь Октябрь, февраль Декабрь В течение года В течение года Январь 1­е полугодие Декабрь В течение года Октябрь 8 Координация деятельности классного руководителя и педагога психолога деятельность в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения Приложение  2 Класс 5 класс 6 класс Классного руководителя  Педагога­психолога Содержание работы Адаптационный период ко  II ступени обучения. 1. Организация самодиагностики  учащихся «Какой я  в общении?»  (методика А. Прутченкова) при  необходимости совместно с психологом  2. Проведение классных часов  по темам: «Ищу друга»; «Я и мой класс». 1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики 2. Выступление педагога­ психолога на родительском  собрании. 3. Консультация учащихся по  результатам  тестирования. 4.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 5.Проведение занятий, тренингов  по развитию коммуникативных  способностей. 7 класс 1. Самоанализ учащимися своей  эмоционально­личностной сферы  (тест  эмоций, модификация теста  9Басса –  Дарки на проявления агрессивности) при  необходимости совместно с психологом. 2. Проведение классных часов  по темам:  «Я в бумажном зеркале»; «Чувства  1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики 2.Выступление педагога­психолога на родительском собрании. 3. Консультация учащихся по  результатам  тестирования. 9 «полезные»  и «вредные».  8 класс 1. Определение особенностей своего   темперамента (методика «Формула  темперамента» А.В. Тимченко, В.Б.  Шапарь)  2. Занятия   по темам:  «Мой  темперамент»;  «О темпераменте с  интересом». 9 класс 1.Диагностика склонностей и  способностей учащихся с целью выбора  профиля обучения (проводится  психологом). 2. Успеваемость по предметам  (проводится классным руководителем). 3. Проведение на занятиях  профориентационных игр и упражнений. 10 класс 1. Самодиагностика профессионального  типа личности (модифицированный  опросник Голланда).  2. Занятие на определение особенностей  своего мышления «Мышление и логика»   (совместно с учителем информатики). 4.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 5.Проведение занятий, тренингов  по коррекции и развитию  эмоционально­личностной сферы. 1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики. 2. Выступление педагога­ психолога на родительском  собрании. 3. Выпуск психологом  памяток  для учащихся по темам «Характер  и темперамент». 4. Консультация учащихся по  результатам тестирования. 5.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 6. Мониторинг уровня  самоопределения учащихся. 1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики. 2. Выступление педагога­ психолога на родительском  собрании. 3. Консультация учащихся по  вопросам самоопределения. 4.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 5. Диагностика мотивов (факторов) предстоящего выбора – матрица  альтернативного выбора. 6. Мониторинг уровня  самоопределения 1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики. 2. Диагностика адаптации в новом  коллективе, адаптация к  увеличившейся учебной нагрузке  по определенному профилю, к  10 11 класс 1. Самодиагностика личностных  особенностей (Методика Д. Кейрси).  2. Профориентационная  игра  «Перспектива». новым требованиям учителей. 3. Мониторнинг уровня  самоопределения,  коррекция уровня  профессиональной готовности. 4. Выступление педагога­ психолога на родительском  собрании. 5. Консультация учащихся по  вопросам самоопределения. 6.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 7. Проведение занятий на  определение особенностей своего  мышления, восприятия  «Мышление и логика»   (логическое и нестандартное  мышление); «Восприятие как  познавательный процесс».  1. Консультирование классного  руководителя по вопросам  проведения самодиагностики. 2. Диагностика адаптации в новом  коллективе, адаптация к  увеличившейся учебной нагрузке  по определенному профилю, к  новым требованиям учителей. 3. Коррекция уровня  профессиональной готовности. 4. Выступление педагога­ психолога на родительском  собрании. 5. Консультация учащихся по  вопросам самоопределения. 6.Проведение углубленной  диагностики, по запросам  классного руководителя,  учащихся. 7. Проведение  профориентационной игры  «Перспектива». 11 Анкета «Уровень самоопределения» Приложение 3 Ребятам предлагается  ответить на 10 вопросов анкеты, затем посчитать набранные баллы. 1. Нравится ли тебе учиться? А) нравится – 3 б. Б) Скорее нравится, чем не нравится – 2 б. В) Затрудняюсь ответить – 0 б. Г) Скорее не нравится, чем нравится – 1 б. Д) Не нравится – 1 б. 2. Ниже представлен   ряд суждений.  Выбери из них те, которые наиболее  соответствуют твоему мнению (отметь только 2 суждения). А) Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с родителями – 1б. Б) Хорошее образование позволяет получить престижную работу – 2б. В) В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека – 3б. Г) Продолжают образование те, у кого нет желания работать – 1б. Д) Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения – 2б. Е) Образование дает человеку  возможность реализовать свой творческий потенциал  ­ 3 б. Ж) Затрудняюсь ответить – 0б. 3. Ниже представлен   ряд суждений.  Выбери из них те, которые наиболее  соответствуют твоему мнению (отметь только 2 суждения). Для меня наиболее предпочтительна та профессия, которая позволила бы: А)   Работать   в   хороших   условиях,   чтобы   работа   не   была   утомительной,   не   вызывала отрицательных эмоций – 1б. Б) Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих – 2 б. 12 В) В наибольшей степени проявить творческую  инициативу, самостоятельность – 3б. Г) Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями – 1б. Д) Получать заработную плату, обеспечивающую высокий уровень благосостояния – 2б. Е) Максимально раскрыть свои способности – 3б. Ж) Затрудняюсь ответить – 0б. 4. Определился ли ты с выбором своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения в школе и т.п.): А) Да – 3б. Б) Скорее да, чем нет – 2 б. В) Затрудняюсь ответить – 0 б. Г) Скорее нет, чем да – 1 б. Д) Нет – 1 б. 5. Самостоятельно ли  ты принял решение о выборе своего дальнейшего  жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения в школе и т.п.): А) Да – 3б. Б) Скорее да, чем нет – 2б. В) Затрудняюсь ответить – 0б. Г) Скорее нет, чем да – 1 б. Д) Нет – 1 б. 6.   Как   ты   считаешь,   сможешь   ли   реализовать   свои   ближайшие   планы,   учитывая   свои способности и возможности? А) Да – 3б. Б) Скорее да, чем нет – 2 б. В) Затрудняюсь ответить – 0 б. Г) Скорее нет, чем да – 1 б. Д) Нет – 1 б. 7. Определился ли ты с выбором профессии? А) Да – 3б. Б) Скорее да, чем нет – 2 б. В) Затрудняюсь ответить – 0 б. Г) Скорее нет, чем да – 1 б. Д) Нет – 1 б. 8. Что, по­твоему мнению, побуждает учиться лучше? (отметь только 3 варианта ответа) А) Учусь, так как это мой долг пред обществом – 1б. Б) Хочу иметь авторитет у учителей – 2б. В) Люблю думать, рассуждать, находить новые способы выполнения заданий – 3б. Г) Не хочу, чтобы меня ругали учителя, родители – 1 б. Д) Хочу быть одним из лучших в классе – 2б. Е) хочу быть образованным и культурным человеком – 3 б. Ж) Стремлюсь выполнять все требования учителей – 1б. З) Хочу  получать одобрение со стороны родителей – 2б. И) Понимаю, что знания мне нужны для дальнейшей учебы и работы – 3б. К) Не хочу иметь низкий авторитет в классе из­за плохой учебы – 1б. Л) Хочу получать хорошие оценки – 2б. М) Люблю узнавать новое – 3б. Н) Затрудняюсь ответить – 0б. 9. Как ты считаешь, от чего, главным образом, будет зависеть твой успех в жизни? (отметь только 2 варианта) А) От помощи родственников, друзей, знакомых – 1б. 13 Б) От моих физических данных, состояния здоровья, внешности – 2б. В) От моей личной инициативы, энергии, предприимчивости – 3б. Г) От удачного стечения обстоятельств – 1б. Д) От умения показать себя с лучшей стороны, подать себя – 2б. Е) От твоих интеллектуальных способностей, качества знаний – 3б. Ж) Затрудняюсь ответить – 0б. 10. Как ты считаешь, готов ли ты к самостоятельной «взрослой» жизни?  А) Да – 3б. Б) Скорее да, чем нет – 2 б. В) Затрудняюсь ответить – 0 б. Г) Скорее нет, чем да – 1 б. Д) Нет – 1 б. В конце посчитать полученные баллы: 34 – 45 баллов: оптимальный уровень 22 – 33 балла: допустимый уровень 0 – 21 баллов: критический уровень Оптимальный     уровень  самоопределения   предполагает   сформированный, непротиворечивый  тип ценностных ориентаций в сфере образования и непрофессиональной сфере.  Данная  группа  учащихся  ориентирована   на получение  основной  профессиональной подготовки,   развитие   своих     потенциальных   возможностей   и   реализацию   творческого потенциала. Принимаемые решения самостоятельны, а выбор – конкретен.   Эти школьники наиболее подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Допустимый     уровень.     В   мотивации   учащихся   доминируют   мотивы   престижа     и благополучия, неопределенность или противоречивость   жизненного выбора, следовательно, они   подвержены   ситуативному   влиянию.   Учащиеся   не   в   полной   мере   готовы   к   взрослой жизни,   поэтому   успех   они   связывают   не   только   со   своими   способностями   и   личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Критический   уровень.  Для учащихся характерно выраженное отсутствие интереса к учебе,   доминируют   мотивы     обязанности   и   избегания   неудач.   В   структуре   ценностных ориентаций   преобладают   необразовательные   и   непрофессиональные     сферы,   что свидетельствует о направленности их интересов в другие области. Эти учащиеся не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего. 14 Анкета «Факторы выбора профессии» Приложение 4 1. Выбрал ли ты будущую  профессию?        А) да Б)  нет 2. Если да, то какую? 3. Почему выбрал именно эту профессию? А) возможность трудоустройства Б) престижно В) высокая зарплата Г) мне это интересно       4. Что ты знаешь о своей будущей профессии? А) предмет, содержание, условия труда Б) где можно получить эту профессию В) медицинские противопоказания Г) профессионально важные качества Д) спрос на эту профессию 5. На что ты рассчитываешь при достижении 15 профессиональных целей? А) деньги, связи Б) трудолюбие, способности 6. Какой предмет труда тебя привлекает  (выбери 2 варианта)? А) человек Б) информация В) финансы Г) техника Д) искусство Е) животные и растения Ж) спорт и военное дело З) природные ресурсы Какой вид деятельности тебя привлекает (выбери 2 варианта)?       А) Управление 7. Б) Обслуживание  В) Образование  Г) Производство Д) Конструирование Е) Исследование Ж) Защита З) Контроль Приложение 5 Методика «Удовлетворенность выбранным профилем»  (проводится в 10 классе) Учебная мотивация и направленность интересов Инструкция. Оцените, пожалуйста, по 5­ти балльной шкале насколько вам интересен, важен и понятен каждый школьный предмет. Предмет Интересно Критерии Важно Понятно 1. Русский язык 2. Литература 3. Алгебра 16 4. Геометрия 5. История 6. Обществознание 7. Информатика 8. ОБЖ 9. Биология 10. География 11. Физика 12. Химия 13. Иностранный 14. Физкультура 15. Строевая подготовка 16. Правоведение Занятие  на тему: «Ищу друга» Приложение 6 Цель: научить навыкам самораскрытия. Задачи: 1. Помочь учащимся в самораскрытии. 2. Способствовать преодолению барьеров в общении. 3. Совершенствовать навыки общения. Оборудование:  бланки  с неоконченными предложениями, листы бумаги для написания объявления, карандаши. Содержание  занятия: 1. Вводная часть.  ­ Здравствуйте, ребята!  Мне очень приятно встретиться с вами. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Давайте поприветствуем друг друга. Встаньте в круг.  Упражнение “Аплодисменты по кругу”  17 ­ Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого­нибудь   из   учеников,   и   мы   уже   вдвоем   приветствуем   аплодисментами.   Эта   тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты и так далее.  Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему   следует   адресовать   такие   слова   “   А   самые   громкие   аплодисменты достаются …”  ­ Ребята, ответьте на вопросы:  Какие люди вам нравятся? С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга? Ответы детей. ­   Верно,   друзья   –   это   те,   кому   мы   верим,   кто   не   предаст,   не   подведет,   способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию “друг”?   Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность? 2. Основная часть – самодиагностика «Какой я в общении?» Инструкция: Внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с  предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и  нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым  вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как  это нужно, прежде всего, вам.  Много ли у тебя друзей? 1. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей? 2. Можешь ли ты преодолеть стеснение в общении с людьми? 3. Бывает ли тебе скучно одному? 4. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым? 5. Можешь ли ты скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком? 6. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких? 7. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом? 8. Можешь ли сдержаться и не высказывать резких замечаний близким людям? 9. Способен ли ты в общении уступить, согласиться, не настаивать всегда на своем? 10. Умеешь ли ты спокойно, не раздражаясь, отстаивать свою точку зрения? 11. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствии? 12. Если ты узнал о чем­то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям? Обработка и интерпретация результатов. За каждый ответ «да» поставьте себе 3 очка, за  ответ  «и, да и нет» ­ 2 очка, за каждый ответ «нет» 1 очко. А теперь суммируйте очки. От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение  от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще  всего ты "душа общества", друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать  совет. Но не переоценивай своих возможностей,  иногда ты бываешь просто болтлив. Будь  внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым. От 20 до 29 очков. Ты человек в меру общительный, но в общении испытываешь  некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий  язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть  искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало  бы преодолеть некоторую неуверенность в себе. 18 До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном  отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не  означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение  выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения,  спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость,  быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались  неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того,  возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям,  способностям. Объявление “Ищу друга” ­  Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести.   Многие   газеты   сейчас   печатают   объявления   тех,   кто   желает   найти   друзей   или единомышленников.   Мы   попытаемся   с   вами   тоже   составить   такое   объявление.   Давайте озаглавим его “Ищу друга”. Вы   можете   рассказать   немного   о   себе,   указать   свои   увлечения,   любимые   занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним. А теперь я зачитаю ваши объявления, а вы должны отгадать, кто является автором каждого объявления. Упражнение “Скульптура” ­   Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так­то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш… Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будет выложены на пол все ручки. ­ Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого­нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями…) Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по классу.   Звучит музыка.  И снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что. 3.Заключительная часть. Трудно ли быть откровенным?  Просто ли было писать о себе? Что понравилось, что не понравилось? Что порадовало, что огорчило? Что было приятно, неприятно? Приложение  7 Обобщающий  интегрированный урок по теме «Мышление и логика» (информатика и психология) Цель урока:  обобщить  материал по теме «Мышление и логика». Задачи: ­ определить уровень  развития логического мышления; ­ закрепить навыки использования логики при решении задач различного вида; ­ закрепить навыки создания таблиц истинности в Excel; ­ показать взаимосвязь информатики и психологии; 19 ­ способствовать развитию творческого мышления. Оборудование – бланк на каждого ученика для регистрации ответов;   бланки с задачами; компьютерная   презентация   «Логичность»;   компьютерная   презентация   к   уроку; программное обеспечение  Excel,  Power  Point,  CD  – диск   с релаксацией;    фломастеры, мелки, ватман. Содержание урока 1)  3 мин. Учитель информатики: Сегодня мы проведем интегрированный урок по психологии и информатике   в необычной форме: вам будут предложены различные  задания, выполнять которые   вы   будете   как   индивидуально,   так   и   по   группам.   Причем   отмечать   выполнение заданий вы будете на бланках, которые сдадите в конце урока на проверку. Психолог: Чтобы узнать тему урока, вы должны разгадать ребус.  Презентация слайд 1 Верно, тема нашего урока – Мышление и логика. Презентация слайд 2 Психолог:  Логика   и   мышление   играют   огромную   роль   в   нашей   жизни.   Только   с помощью   мышления     человек   может   в   полной   мере   осуществить   познавательную деятельность.   А   без   познания   невозможна   ориентация   человека   в   мире   и   успешное преобразование этого мира.  Учитель информатики:  На уроках информатики вы уже изучали, что существуют различные формы мышления, одной из которых являются высказывания. Давайте ответим на вопросы:  Что   такое   высказывание?  (это   форма   мышления,   в   которой   что­либо утверждается или отрицается о свойствах  реальных предметов и отношениях между ними)   Какие бывают высказывания? (ложные и истинные)  2)  7 мин. Психолог:   Сейчас, используя ваши знания по теме «Высказывания», мы выполним тест­упражнение, которое поможет определить ваш уровень развития логического мышления. Вам будут предложены вопросы в презентации. В каждом вопросе задания с двумя связанными   между   собой   категорическими   суждениями   и   вывод   –   умозаключение. Умозаключения   частично   даны   истинно,   а   в   ряде   случаев   заведомо   ложно.   Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Ответы («да» или «нет») будете записывать   в бланке, который  лежит у вас на столе.  Работа индивидуальная.    Откройте презентацию     «Логичность»   и   приступайте   к   выполнению   задания.   На   него   отводится     5 минут. (Включить CD – диск с релаксацией).   Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. За каждое совпадение с ключом – начислите себе 1 балл. Презентация слайд 3 Сравните ваши  ответы с уровнями логического мышления. Презентация слайд 4 Подобные задания на логичность способствуют развитию логического мышления.  3) 5 мин. Учитель информатики:  Также этому способствует решение логических задач.  Для этого объединитесь в группы по 4 человека.  (Раздать группам по одному бланку с  задачей 1). Вам дана задача, ее ответ вы должны записать в бланке. На это задание у вас 5 мин. …. Задача 1: 20 А) На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в  зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом и Надей. Девочки в  белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из  девочек? Б) На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь, сварщик. Их фамилии Борисов,  Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей.  Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря  и сварщика. 4)  6 мин. Психолог:   Мышление   бывает   шаблонным   ­   стандартным   и   нешаблонным   – нестандартным.   Какое   же   мышление   преобладает   у   вас:   шаблонное   или   нешаблонное? Ответить на этот вопрос вы сможете, решив нестандартную задачу. На решение задачи 4 минут. (Раздать группам по одному бланку с  задачей 2). Задача 2: Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому­либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний ­ старый и уродливый ­ влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него дочь.  Несчастный   отец   пришел   в   ужас   от   подобного   предложения.   Тогда   коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой,   если   же   белый,   то   останется   с   отцом.   В   обоих   случаях   долг   будет   считаться погашенным.   Если   же   девушка   откажется   тащить   жребий,   то   ее   отца   бросят  в   долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.  Неохотно, очень неохотно согласились  купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил на дорожке, усыпанной гравием. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешек для жребия, дочь купца заметила, что он положил в сумку два черных камня. Затем он предложил девушке вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.  Теперь представьте себе, что вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что   бы   вы   стали   делать,   оказавшись   на   месте   бедной   девушки?   Или   что   бы   вы   ей посоветовали?  (Включить CD – диск с релаксацией).   По истечении времени заслушать ответы.  Интерпретация задачи: Шаблонно   мыслящие   люди   сосредоточены   в   основном   на   камешке,   который   надо вытащить,   поэтому   они   предлагают   варианты,   которые   равным   образом   мало   помогают девушке. Это такие варианты: отказаться тащить камешек; девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его мошенником; девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.  Мыслящие   нешаблонно   сосредоточены   в   основном   на   оставшемся   камешке.   Итак, девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он сразу же смешался с другими камнями и затерялся.  «Какая досада!» ­ воскликнула она. ­ Ну да дело поправимо, по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».  А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ростовщик не станет же признаваться в собственном мошенничестве.   Таким   образом,   нешаблонное   мышление   помогло   девушке   выйти   из безвыходного   положения.   Она   избежала   нежелательного   замужества   и   спасла   отца   от долговой тюрьмы.  21 Очень хорошо, что среди  вас нашлись люди, обладающие нестандартным, творческим мышлением. Оно придет вам на помощь на уроках при решении творческих задач, написании проектов при решении каких­либо жизненных трудностей. 5) 12  мин. Учитель   информатики:    Теперь   мы   немного   отвлечемся   от   общего   понятия высказываний  и перейдем к высказываниям, записанным на формальном языке логики. Вам на карточках предложено задание: определить равносильны ли следующие высказывания: 1) (AvB)& ¬A        2) (¬(AvB)&¬¬A) с   помощью   таблиц   истинности,   построенных   в   программе    Excel.   На   это   задание отводится 10 минут. Проверим правильность выполнения задания. Презентация слайд 5 6) 3 мин.  Психолог. Вы сегодня выполняли различные задания по логике и мышлению. Давайте   в   заключении   все   вместе   напишем   на   ватмане   рекомендации   по   развитию логического мышления.  Для работы выдаются фломастеры, мелки. Учащиеся работают совместно  в группе. 7)  3 мин.  Учитель   информатики:    Таким   образом,   сегодня   мы   увидели,   что   изучением мышления, логических высказываний занимается как информатика, так и психология.  Психолог:  И,   подводя   итоги   урока,   хотелось   бы  услышать   от   вас   саморефлексию урока. Пожалуйста, кто бы хотел высказаться?  (Высказывания детей) Презентация слайд 6 Обратите внимание  на фразу: «Я мыслю – значит, я существую!» Умение мыслить  ­ главное     достоинство   человека.   Ум,   мышление,   разум   всегда   считались   достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой.  Есть даже такое выражение: «Если бог хочет наказать   человека,   он   лишает   его   разума».   Специальными   упражнениями,   тренировками можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями. Л.Н. Толстой писал «Старайтесь дать уму  как можно больше пищи». Спасибо вам за работу на уроке.  Учитель информатики. На этом наш урок закончен. До свидания. 22 Список использованной литературы 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.  Конфликтология. ­ М., 2001.  2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. ­ Спб.:  Питер,  2009. 3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. 4. Климов   Е.   А.   Введение   в   психологию   труда:   Учебник.   М.:   Культура 5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991. 6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр  и спорт; ЮНИТИ, 1998. «Академия», 2001. 7. Микляева А. В. Я ­  подросток. Программа уроков психологии (7, 8, 9 класс). – СПб.:  Издательство «Речь», 2003. 8. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –  СПб.: Издательство «Речь», 2003. 9. Практическое руководство по профессиональному консультированию / Руководитель Матвеев П.С./ Комсомольск­на­Амуре, 2001.  10. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной,  ­ М., 1995. 11. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной  подготовки. – М.: Генезис, 2005. 12. Родионов Р., Ступницкая М. Программа формирования социальных навыков «Я и Мы» // Школьный психолог, № 43, 2002. 13. Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   пособие.   –   М.: Народное образование, 1998. 14.  Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в  жизни. – М.,  2000.  23

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении

Деятельность классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении

Деятельность  классного руководителя в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональном  самоопределении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018