Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.
Оценка 4.9

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
03.02.2017
Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям.
Оказание педагогической помощи..docx
Деятельность   образовательных   учреждений   как   фактор оказания социальной помощи населению. Ключевую роль в оказании социальной помощи в общеобразовательных учреждениях играет социальный педагог. Педагогическая   поддержка   социальных   инициатив   детей   и   взрослых, создание   условий   для   их   самостоятельного   выбора,   его   стимулирования, развития   готовности   и   способности   действовать   на   основе   постоянного творческого   поиска   и   умения   выходить   из   ситуации   выбора   без   стресса   в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных   учреждений,   испытывающих   дефицит   новых   форм   и методик.   Это   тем   более   важно,   что   «во   весь   рост»   встала   проблема эффективности   воспитания,   соответствия   основных   направлений   и приоритетов   воспитательной   работы   природе   детства, национальным и российским социокультурным традициям.   семейным, Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на   преобразование   социокультурной   среды   в   интересах   гармонизации социального   поля   ребенка,   учитывающая   историко­культурный   опыт   и современное состояние теории и практики социально­педагогической работы, порождающая   новое   содержание,   методы,   формы   и   технологии   работы   с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом1. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность ­ на школу, семью и улицу и т.д2. 1  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. В   центре   всех   общественных   интересов   стоит   личность.   Значит,   и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает   ситуацию,   в   которой   возможны   будут   в   окружающей   среде деятельность, отношения и общения этой личности. Социальный   педагог   ­   это   новая   должность,   предназначенная   для   конкретного   субъекта   компетентного   специалиста, профессионала, воспитательной   системы.  Он  не   похож  на  школьного  учителя   или  другого   Ему   приходится   действовать работника   образовательной   системы. непосредственно,   в   среде,   окружающей   личность   ­   общаться   с   семьей,   на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов3. Традиционно   сложены   взаимоотношения   социального   педагога   со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить   не   всегда   положительными   традициями   школы.   Все   это   не совпадает   со   свободным   выбором   содержания   и   форм   жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д4. Как   ни   важен   социум,   без   школы   развитие   личности   осталось   бы неполноценным,   никем   не   компенсируемым.   Вывод   банален:   необходимо 2 Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3­4.– С. 14­19 3 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. 4 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. сотрудничество ­ взаимодействие  во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело5. Современные   процессы   изменений   в   школьной   деятельности характеризуются   усложнением   позиционного   отношения   к   ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель­Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой . Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией   индивидуальной   программы   развития   каждой   конкретной личности. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных общественных условиях   социальный   педагог   должен   ориентироваться   в   политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого. Подчеркивая, что  социальный  педагог, в  первую  очередь,  работает  с личностью,   ребенком   или   подростком,   отметим   следующие   направления общественной помощи: 1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять   правильное   решение   в   оказании   помощи   ребенку   или   его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе,   среди   сверстников   во   дворе.   И   только   тогда,   составив   «карту личность»   и   «карту   среды»,  педагог   сможет   принимать   какие­то   решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения. 2.   Дальнейший   этап   работы   социального   педагога   сводится   к   тому, чтобы   вместе   с   ребенком   (подростком) осмыслить   его   положение, 5  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. ситуацию в которой он оказался, при этом обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить участие, наметить пути выхода из кризиса. 3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, сознательно дозировать свое воспитательное воздействие на него, передозировка ­ это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно   не   только   повлиять   на   ребенка   (подростка),   но   и   скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель. 4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации. 5. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку   и   оформление   опеки,   на   посредничество   между   ребенком   и обществом,   государственными   и   общественными   организациями,   а   главное помочь   ребенку   приспособиться   к   новым   жизненным   условиям.   Эта деятельность социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку выйти   из   кризиса,   выбрать   новый   жизненный   путь,   реализовать   себя   как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации6. Таким образом, ведущую роль в развитии и становлении общественной помощи в образовательных учреждениях играет социальный педагог. Именно он выявляет состояние ребенка, его семьи.  6 Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3­4.– С. 14­19 В   рамках   работы   социального   педагога   производится   обследование жилищно­бытовых условий проживания ребенка, благодаря чему выявляются неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими, психотропными вещества. Задача   педагога   также   состоит   в   предотвращении   насилия   над ребенком, в этом вопросе к работе также подключается и школьный психолог. Психолог – это еще одна ключевая фигура в вопросе оказания помощи. Зачастую   многие   семьи   или   дети   попадают   в   сложные   жизненные ситуации, нервная система испытывает сильнейшую перегрузку и человек не способен  самостоятельно  решить проблему. Для  этого  школьный психолог проводит беседу, при нужде – анкетирование и анализ сложившейся ситуации. Психолог не предлагает готовое решение проблемы, но произведенный анализ специфики проблемы позволяет человеку самостоятельно определить верное решение7. Поэтому очень важно, при возникновении конфликта или иной ситуации обратиться   за   помощью,   к   сожалению   многие   дети   и   взрослые   не   доверят общественной   помощи,   психологам,   считая,   что   могут   справиться   с проблемой в одиночку. Однако, это не так. Государство создает условиях, в которых человек может обратиться за помощь, но зачастую многие даже не знают, как это сделать. Для   решения   этой   проблематики,   в   школах   необходимо   проводить классные часы, беседы, цель которых – установление контакта. Подросток не должен   замыкаться   в   себе   и   самостоятельно   пытаться   справиться   со сложными,   подчас   нерешаемыми   проблемами.   Особенно   в   пубертатный период, так называемый переходный возраст. 7 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. Однако помощь необходима не только в трудных жизненных ситуациях, так, например, младшие школьники испытывают кризис при поступлении в школу. Это тоже проблема и ее тоже нужно решать.  Формирование   духовно­нравственной   культуры   школьников   является одной   из   приоритетных   задач   педагога.  Особенно   это   важно   для   младших школьников.   Именно   в   этом   возрасте   (7­10   лет)   происходит   становление мировоззрения   и   усвоения   действующей   картины   мира.   При   правильном восприятии   ценностей   духовной   культуры   общества,   ребенок   принимает социальные нормы, заложенные этим обществом и стремится не только их усваивать, но и соблюдать8. Разумеется, далеко не сразу и не у всех учащихся начальных классов формируется   правильное   отношение   к   учению   и   формированию   духовно­ нравственной культуры, а ведь два понятия находятся в прямой взаимосвязию Многие  из  них  еще   не понимают  необходимость  учения,  поэтому  для  них сложно принять учение как труд, который требует волевых усилий, полной мобилизации   внимания,   интеллектуальной   активности,   самоограничений. Задача   учителя   на   данном   этапе   –   в   первую   очередь,   внушить   каждому ребенку   мысль,  что   учение  –  это   не   праздник,  не   развлекательная   игра,  а работа, очень серьёзная и   напряжённая, открывающая для каждого много нового, важного, занимательного и нужного9.  Необходимо, чтобы и сама организация учебного процесса  практически подкрепляла слова учителя, только в этом случае все составляющие учебного процесса, в том числе и нормы нравственности, морали будут усвоены. Это даст возможность сформировать у ребенка положительный интерес к самому процессу учебной деятельности пока еще без осознания её значения. 8 . Осадчих А.И. Исторические аспекты проблемы социальной защиты в России и за рубежом.  Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. 9 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. И лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает   формироваться   интерес   уже   и   к   самому   содержанию   учебной деятельности,   ко   всему   процессу   приобретения   знаний.   Это   и   является основой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного   порядка,   которые   связаны   с   подлинно   ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование положительного интереса к содержанию   своей   учебной   деятельности,   приобретению   знаний   связано   у младшего   школьника   с   переживанием   чувства   удовлетворения   от   личных достижений.   Поэтому   так   важно   подкрепление   этого   чувства   постоянным одобрением,   похвалой   учителя.   Младшие   школьники   испытывают   особое чувство гордости, зачастую особый подъём нравственных сил, когда слышит похвалу учителя. Следует помнить и то, что  авторитет учителя – это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.  Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира   –   ощущений   и   восприятий.   Учащиеся   начальных   классов     всегда отличаются   остротой   и   свежестью   своего   восприятия,   своего   рода созерцательной любознательностью. Наиболее   характерная  черта  восприятия  учащихся  этого  возрастного   характеризующаяся периода   –   его   малая   дифференцированность, совершением неточностей и ошибок при восприятии сходных объектов. Еще одной особенностью восприятия младших школьников является тесная связь с действиями, то есть для ребенка воспринять предмет – это значит что­то делать с ним, что­то в нем изменить, произвести с ним какие­либо действия. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – это еще одна характерная особенность учащихся младших классов.  В   процессе   обучения   восприятие   поднимается   на   более   высокую ступень   и   принимает   характер   не   только   целенаправленной,   но   еще     и управляемой   деятельности.   В   свою   очередь   восприятие   постепенно углубляется, что делает его более анализирующим, дифференцирующим. Внимание   –   это   также   возрастная   особенность   учащихся   младших классов.     Слабость   произвольного   внимания   –   это   основная   особенность внимания   этого   возраста.   Произвольное   внимание,   свойственное   этому возрасту, обязательно требует так называемой близкой мотивации, которая проявляется   через   перспективы   получения   отличной   отметки,   похвалу учителя.       Непроизвольное внимание в этом возрасте развито значительно лучше:   всё   новое,   яркое   и   неожиданное   само   собой   привлекает   внимание учеников, без каких – либо усилий с их стороны. Память в этом возрасте  развивается под влиянием процесса обучения. Большая роль в этом случае отводится словесно­логическому, смысловому запоминанию, что приводит  к развитию возможностей не только сознательно управлять   своей   памятью,   но     и   регулировать   её   проявления.   У   младших школьников лучше  развита наглядно­образная память, поэтому они быстрее и лучше   запоминают,   прочнее     сохраняют   в   памяти   конкретные   сведения, события,   лица,   предметы,   факты,   а   вот   запомнить   определения,   описания, объяснения   для   них   значительно   сложнее.   Учащиеся   начальных   классов склонны к механическому запоминанию без осознания всех смысловых связей внутри запоминаемого материала.  В процессе обучения у учащихся происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Поэтому   в  процессе   школьных   и  внешкольных   мероприятий,  педагог должен   заложить   основы   добродетели   в   формирование   личности   ребенка. Немаловажным аспектом этого вопроса будет закрепление усвоенных норм опытным путем. Так, например, на классные час можно пригласить ветеранов, можно привлечь школьников к тому, чтобы навестить школьных учителей, находящихся   на   пенсии.   Одним   из   вариантов   внеклассного   мероприятия может стать организация сбора средств для помощи бездомным животным. Ребенок  должен четко осознавать, что его действия, поступки могут принести пользу обществу, при этом младший школьник должен научиться не только   помогать   другим,  но   помогать   себе   в   процессе   жизнедеятельности, стремясь к саморазвитию. Рассматривая   процесс   усвоения   духовно­нравственной   культуры, отметим следующие возрастные особенности: 1. Как   правило   до   определенного   возраста   –   5­6   лет   ребенок   не усваивает   определенных   социальных   норм,   следуя   при   этом   реакции родителей   или   близких   родственников.   Реакция   является   достаточно примитивной, основанной на принципах «нельзя», «можно». При этом ребенок еще не осознает почему можно и почему нельзя. Уровень духовности в этом периоде   наоборот   достаточно   активный,   если   конечно   родители   уделяют ребенку должное внимание, ребенок стремится помогать родителям, бабушке, сестре, брату и так далее, стремиться помочь, но при этом он еще не может давать   оценку   своим   поступкам.   Мировоззрение   на   этом   уровне   еще   не сформированное   и   ребенок   видит   мир   через   призму,   созданную   близкими родственниками или окружающими его людьми; 2. Ребенок 6­10 лет находится в новом общественном слое, он идет в школу. Появляются новые люди, которые оказывают влияние на становление его личности, в том числе и педагог. Ребенок учится оценивать себя, свои поступки,   действия   окружающих.   Именно   на   этом   этапе   и   формируется мировоззрение  и  мировосприятие.  Поэтому   очень  важно  привить   основные ценности духовно­нравственной культуры непосредственно на этом периоде развития. 3. Период   10­12   лет   характеризуется   уже   сложившимся мировоззрением   и   мировосприятием.   На   этом   этапе   ребенок   уже   усвоил определенные ценности общества и духовно­нравственной культуры. Привить их заново уже нельзя, возможно только корректировать. Исходя из этой возрастной периодизации, одной из важнейших задач учителя   является   привитие   нравственно­культурные   ценностей   на   разных этапах   развития   школьника,   но   при   этом   учитывать   и   подготовительное, дошкольное развитие. Ученик   в   процессе   обучения   является   непосредственным   объектом воздействия   учителя,   одноклассников,   но   при   этом   он   может   являться   и субъектом, проецируя свои взгляды и ценностно­ориентировочные нормы. Непосредственным объектом младший школьник будет являться в том случае.   Когда   целенаправленная   деятельность   педагога   повлияла   на становление его личности и привела к каким­либо конкретным изменения в его поведении, мировоззрении или мировосприятии . Отметим  также, что  нравственность  как  общественная  составляющая элемента духовной культуры способна реализовывать функцию регулятивного характера. Однако она будет непосредственно опираться на эмоциональную основу личности ребенка. Поэтому в процессе формирования таких основ как зачатки духовности и нравственности следует применять регулятивную функцию, но при опоре на эмоциональное восприятие ребенка.  Немаловажным   аспектом   также   является   и   согласие   ребенка   с усваиваемыми   нормами.   Гораздо   проще   объяснить   ребенку   то,   что   ему интересно,   поэтому   важно   подвести   ребенка   к   согласию   с   изучаемыми аспектами. Особенностью является также тот факт, что формирование духовно­ нравственной культуры происходит не на одном уроке, то есть не у одного педагога, поэтому важным аспектом является также и объединение усилий учителей для формирование нравственной культуры. Непосредственно   само   духовно­нравственное   развитие   ребенка предполагает именно целенаправленное воздействие на него, путем сочетания различных методов, форм и стилей – от простой беседы или школьного урока до открытого мероприятия в мемориальном комплексе. В ходе усвоения нравственного потенциала важнейшую роль играет не только школа, как один из важнейших социальных институтов, но и семья – ка институт первичной социализации. Школа,   в   то   же   время,   является   и   одним   из   институтов   культуры. Именно   школа   закладывает   в   ученика   основы   духовности,   предоставляет широкие возможности для развития творческого потенциала и личностного развития ребенка. Одними   из   основных   направлений   формирования   духовной   культуры обучающихся являются: 1. Создание   базы   для   формирования   зачатков   нравственной культуры в личности школьника. 2. Целенаправленное   усвоение   понятий   духовно­нравственной культуры, таких как: добро, зло, жизнь. 3. Организация благоприятного психологического климата; Организация инициативной деятельности самих учащихся; 4. Исходя   из   этих   составляющих,   можно   выделить   конкретные направления   реализации   личностного   потенциала   учащихся   в   духовно­ нравственной культуре: Отношение к людям и обществу. 1. В   процессе   становления   духовно­нравственного   потенциала   личности происходит воспитание ребенка и привитие ему нравственно­общественного опыта.   Необходимо   сформировать   у   младшего   школьника   уважительное отношение   к  старшему  поколению,  толерантность  по  отношению  к  другим людям. Отношение к своей Родине. 2. В   рамках   этого   вида   необходимо   сформировать   у   учащихся   чувство патриотизма, гордости за свою землю, страну, город, деревню. При этом у учеников должна быть сформирована любовь к своей земле. Стремление к помощи своему народу. Здесь также важно рассмотреть такие понятие как «Отечество», «воинский долг». Развитие отношения к трудовой деятельности. 3. В   рамках   этого   направления   необходимо   привить   ребенку   чувство ответственности за своей труд и в ходе самой трудовой деятельности. Именно в   процессе   труда   происходит   важнейшим   этап   социализации   ребенка, формируются навыки и умения. 4. Отношение к самому себе. В процессе реализации этого направления, ученик должен осознать свою взаимосвязь   с   окружающим   миром.   Особенностью   является   тот   факт,   что ученик   не   только   должен   укрепить   свою   взаимосвязь   с   общество.   Но   и установить тесные взаимоотношения с природой, осознать себя в контексте нее.  Также ребенку необходимо привить основные понятия об окружающем мире,   так   как   только   посредством   этого   будет   формироваться мировосприятие и миросозерцание. Также, необходимым элементом является формирование   самооценки   в   контексте   социальных   норм,   осознание необходимости   собственного   развития   и   корректирования   поведения   в отдельных случаях. Таким образом, в процессе формирования основ личностного развития ребенка   необходимо   учитывать   его   собственную   заинтересованность   в усвоении моральных норм и ценностей общества. Реализация диалога ученик­ учитель   дает   возможно   укрепить   основные   нравственные   характеристики обучаемого,   повлиять   на   становление   его   мировоззрения   и   восприятия, привить чувство ответственности за совершаемые поступки. Но это все будет реализовано в полной мере лишь в том случае, если ребенок будет согласен с основными действиями педагога по отношению к нему. Таким   образом   приоритетной   задачей   педагога   является   не   только оказание помощи детям и их семья в случае тяжелых ситуаций, но и оказание помощи в процессе обучения различным категориям учащихся.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.

Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017