Школьная учебноисследовательская конференция «Шаг в науку»
Деятельность пионерской дружины
имени Ивана Михайловича Малышева
Выполнил Ермоленко Алексей
ученик 3 класса
МБОУ СОШ № 13
Научный руководитель
Данилова Антонина Николаевна
1 20142015 учебный год
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть
1. Сбор материала, изучение литературы
2. Интервью, встречи, опрос очевидцев.
3. Оформление собранных сведений
III. Выводы и обобщения
IV. Список литературы
V. Приложение
2 I.
Введение.
Наше поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской
организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую
организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с
теплотой и полагают, что «организация на подобие пионерской» была бы
нужна и сейчас.
Актуальность проблемы.
В нашей школе работает ученическое самоуправление. В этом году меня
«Министерства Образования и науки». Наши
выбрали советником
министерства проводят коллективные творческие дела, акции, соревнования.
Я задался вопросом: а что интересного было в истории детского
движения в нашей школе, чем занимались учащиеся школы, которые теперь
наши папы, мамы, бабушки и дедушки, какой опыт можно использовать, чтобы
сделать нашу жизнь более полной, интересной и увлекательной.
Я узнал, что в нашей школе воспитанием подрастающего поколения
занималась пионерская дружина имени Ивана Михайловича Малышева, часть
Всесоюзной Пионерской организации. Пионерское движение занимало
центральное положение в воспитании подрастающей личности на протяжении
почти всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский
позитивный опыт 2090 годов не был творчески использован в настоящее
время. Именно в этом заключается актуальность данной темы, но не только.
В нашей школе ведется сбор материалов для школьного музея, а история
школы была бы не полной без истории пионерской организации.
Тема: Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича
Малышева.
3 являются изучение истории пионерской
Объектом исследования
организации школы № 13.
Предметом исследования является деятельность пионерской дружины
имени Ивана Михайловича Малышева.
Цель исследования: изучение деятельности пионерской дружины имени
Ивана Михайловича Малышева.
Задачи.
1. Изучить структуру, законы, традиции пионерской организации;
2. Найти интересные формы организации детского и подросткового
досуга
3. Способствовать распространению в нашей школе самого интересного
опыта деятельности пионерской организации.
Основными методами исследования являются:
сбор и систематизация материала
интервью, опрос очевидцев
работа с архивами
II. Основная часть.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина массовая
детская организация в СССР. Была образована решением Всероссийской
конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как
День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака,
а после смерти Ленина... имени В. И. Ленина
Кто такие пионеры? Это школьники от 10 до 15 лет. По окончании
начальной школы 22 апреля самых достойных октябрят принимали в
пионеры. 19 мая принимали в пионеры остальных ребят класса.
Из воспоминаний Даниловой А.Н.:
4 Пионерия это – маленькая страна со своими законами и своим
правительством. Чтобы попасть в эту страну, надо было выучить и принять
эти законы.
Пионер любит свою Родину, Коммунистическую партию Советского
союза. Он готовит себя к вступлению в члены ВЛКСМ.
• Пионер чтит память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и
процветание Родины.
• Пионер дружит с детьми всех стран.
• Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив.
• Пионер – пример всем ребятам.
• Пионер – хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим.
• Пионер растет смелым и не боится трудностей.
• Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.
• Пионер закаляет себя, каждый день делает зарядку.
И торжественное обещание юного пионера Советского Союза «Я,
(фамилия,имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени
Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно
обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал
великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы
пионеров Советского Союза.
На торжественном пионерском сборе октябрятам повязывали пионерский
галстук, прикалывали на грудь пионерский значок и звучал призыв:
«Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза
будьте готовы!» Звучал ответ: «Всегда готовы!» и пионеры отдавали салют.
Так в каждом классе формировался пионерский отряд. У отряда была
своя символика и атрибуты – пионерский флаг, горн, барабан. В каждой
школе формировалась пионерская дружина. Дружину возглавлял совет
дружины во главе с председателем дружины. Главным органом
5 самоуправления был сбор дружины. У каждой дружины было пионерское
знамя и формировались свои традиции. За активную работу пионеры получали
благодарность от Совета дружины, администрации школы. В качестве особого
поощрения, было фотографирование у развернутых пионерского и
комсомольского знамен. Фотографии помещались на доску почета.
Становлению и укреплению пионерской дружины способствовал весь
педагогический коллектив школы, но, прежде всего, эта работа зависела от
старших пионервожатых. В истории пионерской дружины школы № 13
значатся следующие пионервожатые:
Гриер Полина Даниловна
Каранаева Татьяна Филлиповна
Данилова Антонина Николаевна
Кураксина Ирина Михайловна
Из воспоминаний Даниловой А.Н. «Мне хочется вспомнить о том,
что сейчас потеряно в воспитательном процессе, о воспитании на примере
героев. Раньше каждый пионерский отряд выбирал себе героя и боролся за
право называться «отряд имени…» Чаще всего это были пионерыгерои,
которые совершили подвиг в годы Великой Отечественной войны: Володя
Дубинин, Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова, Галя Комлева, Валя
Котик и многие другие. Пионерский отряд изучал подвиг героя, и все
пионеры старались вести себя так, чтобы не позорить честное имя героя.
Еще хочется рассказать о том, что пионеры были политически
информированы. У них была своя газета «Пионерская правда» и журнал
«Пионер», где на доступном для детей языке рассказывалось о событиях,
которые происходили в СССР и в мире. И каждый вторник на
политинформациях обсуждали статьи из этих изданий. В дружине имени И.М.
Малышева было принято 8 февраля отмечать «День юного Героя
антифашиста». Дружина боролась за мир во всём мире. Мы проводили
6 митинги под девизом «Свободу Анжеле Девис», чернокожей американской
девушке. Организовывали ярмарки, чтобы вырученные деньги отправить
голодающим детям Никарагуа.
А 19 мая – в День пионерии всех будил пионерский горн. Этот ритуал
придумали пионеры Сергей Загребельный и Геннадий Котельников. Они в
этот день вставали на целый час раньше, чтобы успеть на велосипеде объехать
все улицы поселка и звуками горна известить всех, что сегодня День
пионерии.
Когда я вступила на должность старшей пионервожатой, дружина уже 7
лет боролась за присвоение имени И.М. Малышева. На совете дружины было
принято решение – активизировать работу в этом направлении. Помогла
Гриер П.Д., передала альбом с собранными материалами. Организовали
поисковую работу в краеведческом музее и в городском архиве. Наладили
переписку с дочерью Ивана Михайловича. На основе собранных материалов
провели открытый пионерский сбор во Дворце Пионеров г. Златоуста, и
городской совет пионерской организации принял решение о присвоении нашей
дружине имени И.М. Малышева. В том, что сейчас в нашем поселке есть
памятник герою гражданской войны, немалая заслуга пионерской дружины и
пионеров 19851990 гг.»
Из воспоминаний старшей пионервожатой Татьяны Филлиповны
Богдановой (Каранаевой) Приложение 1.
«Дети первых – третьих классов назвались октябрятами и жили по
правилам октябрят. Вожатыми у них были пионеры, которые им помогали.
Они были организаторами игр, экскурсий, разучивали с ними стихи, песни,
ставили кукольные спектакли, ходили с ними в кино, ремонтировали вместе с
ними книги, играли на переменах, помогали отстающим в учебе. К двадцать
третьему февраля помогали проводить «Парад октябрьских войск».
7 Пионеры собирали металлолом, макулатуру, сажали деревья, помогали
дедушкам и бабушкам. Выполняли разные поручения: носили им дрова, воду,
а зимой чистили дорожки от снега, поздравляли с праздниками, дарили
подаркисамоделки ( в то время дети увлекались выжиганием по дереву).
Восьмого февраля отмечали в пионерской организации День юного
герояантифашиста. В школе в то время работал радиоузел. Стихи, важную
информацию и имена детей героевантифашистов пионеры вещали в
микрофон. В те годы это было популярно.
Девятнадцатого мая – День рождения пионерской организации. В это
день лучшие пионеры на школьном автобусе, в парадной форме со знаменем,
горнами, барабанами выезжали на пионерский парад в город Златоуст.
Шествие проходило в старой части города.»
Вспоминает пионерка Наталья Харина (Учитель начальных классов
Цыбак Наталья Викторовна) «Вот на этих фото мы вместе с молодым
учителем физкультуры,
Евсейчиковым Рудольфом Анатольевичем,
отправились в лыжный поход по местам боевой славы. Это был традиционный
поход с возложением венков ко всем
памятникам, находящимся на
территории Кувашинского сельского совета. Еще мне запомнился пеший
поход всей школы к обелиску памяти погибшим воинам в селе Куваши.
Впереди колонны знаменосцы несли пионерское и комсомольское знамя, за
ними шли горнисты и барабанщики. И каждый отряд в белоснежных блузках с
красными галстуками на груди.
Большой пионерский костер – самое запоминающееся событие. 19 мая в
День Пионерии все отряды собирались на берегу Ая. Сначала вырезали на
земле большую пятиконечную звезду. А в центре устанавливали большой
костер. Потом была пионерская линейка. Право разжечь костер
предоставляли лучшим пионерам дружины. И еще долго были слышны песни и
веселый смех у костра. Потом в лесу жечь костер запретили и несколько лет
8 мы жгли костер в школьном дворе, наверное, в траве до сих пор остался след
от звезды.
А еще, мы соревновались, какой отряд соберет больше макулатуры и
металлолома»
Встреча с пионеркой Ириной Гончаровой(Кураксиной) Приложение 3
В пионеры принимали не всех. Тех, кто не выполнял законы пионеров,
позорил звание пионера, могли исключить из пионеров.
Мы очень гордились званием – пионер, и гордостью носили пионерский
галстук.
У нас в отряде были разные поручения, я была членом совета дружины. Мое
поручение – ассистент знаменосца.
На совете дружины решали разные вопросы, как организовать работу с
октябрятами, как помочь отстающим в учёбе.
Подписывали поздравительные открытки ветеранам ВОВ.
Из воспоминаний пионерки Ольги Вишняковой (Евсейчиковой)
(Приложение стр. III.)
За хорошую учёбу и активную работу на посту председателя совета
дружины имени Ивана Михайловича Малышева, меня наградили путевкой в
пионерский лагерь «Орлёнок», что на берегу Черного моря. Для меня до сих
пор это –высшая , лучшая в моей жизни награда.
III. Выводы: Работая над исследованием, я задумался: нужна ли сейчас
организация подобная пионерской? Мне захотелось стать пионером, потому
что пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и
все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на
счету у пионерии:
тимуровская работа,
вожатская работа,
9 походы по местам боевой, трудовой и революционной славы,
воспитание на примерах пионеровгероев и героев страны,
помощь родному совхозу,
интернациональная дружба,
спортивные соревнования в пионерском многоборье,
пионерские сборы, слёты и многое другое.
Пока нас ещё окружают педагоги, которые творчески работали в те годы, наш
долг больше узнать о деятельности пионерской и комсомольской
организации, об истории школы и написать исследовательские работы,
сохранить историю для будущего поколения. Это будет вклад нашего
поколения в создание экспозиции в школьном краеведческом музее.
IV. Список литературы
•
«Методика исследовательского обучения младших школьников» А. И.
Савенков Самара
• «Исследовательская деятельность младших школьников»
Е. В.
Кривобок. – Волгоград.
• Интернетресурсы
10
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева. Учебно-исследовательская работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.