Школьная учебноисследовательская конференция «Шаг в науку»
Деятельность пионерской дружины
имени Ивана Михайловича Малышева
Выполнил Ермоленко Алексей
ученик 3 класса
МБОУ СОШ № 13
Научный руководитель
Данилова Антонина Николаевна
120142015 учебный год
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть
1. Сбор материала, изучение литературы
2. Интервью, встречи, опрос очевидцев.
3. Оформление собранных сведений
III. Выводы и обобщения
IV. Список литературы
V. Приложение
2I.
Введение.
Наше поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской
организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую
организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с
теплотой и полагают, что «организация на подобие пионерской» была бы
нужна и сейчас.
Актуальность проблемы.
В нашей школе работает ученическое самоуправление. В этом году меня
«Министерства Образования и науки». Наши
выбрали советником
министерства проводят коллективные творческие дела, акции, соревнования.
Я задался вопросом: а что интересного было в истории детского
движения в нашей школе, чем занимались учащиеся школы, которые теперь
наши папы, мамы, бабушки и дедушки, какой опыт можно использовать, чтобы
сделать нашу жизнь более полной, интересной и увлекательной.
Я узнал, что в нашей школе воспитанием подрастающего поколения
занималась пионерская дружина имени Ивана Михайловича Малышева, часть
Всесоюзной Пионерской организации. Пионерское движение занимало
центральное положение в воспитании подрастающей личности на протяжении
почти всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский
позитивный опыт 2090 годов не был творчески использован в настоящее
время. Именно в этом заключается актуальность данной темы, но не только.
В нашей школе ведется сбор материалов для школьного музея, а история
школы была бы не полной без истории пионерской организации.
Тема: Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича
Малышева.
3являются изучение истории пионерской
Объектом исследования
организации школы № 13.
Предметом исследования является деятельность пионерской дружины
имени Ивана Михайловича Малышева.
Цель исследования: изучение деятельности пионерской дружины имени
Ивана Михайловича Малышева.
Задачи.
1. Изучить структуру, законы, традиции пионерской организации;
2. Найти интересные формы организации детского и подросткового
досуга
3. Способствовать распространению в нашей школе самого интересного
опыта деятельности пионерской организации.
Основными методами исследования являются:
сбор и систематизация материала
интервью, опрос очевидцев
работа с архивами
II. Основная часть.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина массовая
детская организация в СССР. Была образована решением Всероссийской
конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как
День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака,
а после смерти Ленина... имени В. И. Ленина
Кто такие пионеры? Это школьники от 10 до 15 лет. По окончании
начальной школы 22 апреля самых достойных октябрят принимали в
пионеры. 19 мая принимали в пионеры остальных ребят класса.
Из воспоминаний Даниловой А.Н.:
4Пионерия это – маленькая страна со своими законами и своим
правительством. Чтобы попасть в эту страну, надо было выучить и принять
эти законы.
Пионер любит свою Родину, Коммунистическую партию Советского
союза. Он готовит себя к вступлению в члены ВЛКСМ.
• Пионер чтит память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и
процветание Родины.
• Пионер дружит с детьми всех стран.
• Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив.
• Пионер – пример всем ребятам.
• Пионер – хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим.
• Пионер растет смелым и не боится трудностей.
• Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.
• Пионер закаляет себя, каждый день делает зарядку.
И торжественное обещание юного пионера Советского Союза «Я,
(фамилия,имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени
Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно
обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал
великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы
пионеров Советского Союза.
На торжественном пионерском сборе октябрятам повязывали пионерский
галстук, прикалывали на грудь пионерский значок и звучал призыв:
«Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза
будьте готовы!» Звучал ответ: «Всегда готовы!» и пионеры отдавали салют.
Так в каждом классе формировался пионерский отряд. У отряда была
своя символика и атрибуты – пионерский флаг, горн, барабан. В каждой
школе формировалась пионерская дружина. Дружину возглавлял совет
дружины во главе с председателем дружины. Главным органом
5самоуправления был сбор дружины. У каждой дружины было пионерское
знамя и формировались свои традиции. За активную работу пионеры получали
благодарность от Совета дружины, администрации школы. В качестве особого
поощрения, было фотографирование у развернутых пионерского и
комсомольского знамен. Фотографии помещались на доску почета.
Становлению и укреплению пионерской дружины способствовал весь
педагогический коллектив школы, но, прежде всего, эта работа зависела от
старших пионервожатых. В истории пионерской дружины школы № 13
значатся следующие пионервожатые:
Гриер Полина Даниловна
Каранаева Татьяна Филлиповна
Данилова Антонина Николаевна
Кураксина Ирина Михайловна
Из воспоминаний Даниловой А.Н. «Мне хочется вспомнить о том,
что сейчас потеряно в воспитательном процессе, о воспитании на примере
героев. Раньше каждый пионерский отряд выбирал себе героя и боролся за
право называться «отряд имени…» Чаще всего это были пионерыгерои,
которые совершили подвиг в годы Великой Отечественной войны: Володя
Дубинин, Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова, Галя Комлева, Валя
Котик и многие другие. Пионерский отряд изучал подвиг героя, и все
пионеры старались вести себя так, чтобы не позорить честное имя героя.
Еще хочется рассказать о том, что пионеры были политически
информированы. У них была своя газета «Пионерская правда» и журнал
«Пионер», где на доступном для детей языке рассказывалось о событиях,
которые происходили в СССР и в мире. И каждый вторник на
политинформациях обсуждали статьи из этих изданий. В дружине имени И.М.
Малышева было принято 8 февраля отмечать «День юного Героя
антифашиста». Дружина боролась за мир во всём мире. Мы проводили
6митинги под девизом «Свободу Анжеле Девис», чернокожей американской
девушке. Организовывали ярмарки, чтобы вырученные деньги отправить
голодающим детям Никарагуа.
А 19 мая – в День пионерии всех будил пионерский горн. Этот ритуал
придумали пионеры Сергей Загребельный и Геннадий Котельников. Они в
этот день вставали на целый час раньше, чтобы успеть на велосипеде объехать
все улицы поселка и звуками горна известить всех, что сегодня День
пионерии.
Когда я вступила на должность старшей пионервожатой, дружина уже 7
лет боролась за присвоение имени И.М. Малышева. На совете дружины было
принято решение – активизировать работу в этом направлении. Помогла
Гриер П.Д., передала альбом с собранными материалами. Организовали
поисковую работу в краеведческом музее и в городском архиве. Наладили
переписку с дочерью Ивана Михайловича. На основе собранных материалов
провели открытый пионерский сбор во Дворце Пионеров г. Златоуста, и
городской совет пионерской организации принял решение о присвоении нашей
дружине имени И.М. Малышева. В том, что сейчас в нашем поселке есть
памятник герою гражданской войны, немалая заслуга пионерской дружины и
пионеров 19851990 гг.»
Из воспоминаний старшей пионервожатой Татьяны Филлиповны
Богдановой (Каранаевой) Приложение 1.
«Дети первых – третьих классов назвались октябрятами и жили по
правилам октябрят. Вожатыми у них были пионеры, которые им помогали.
Они были организаторами игр, экскурсий, разучивали с ними стихи, песни,
ставили кукольные спектакли, ходили с ними в кино, ремонтировали вместе с
ними книги, играли на переменах, помогали отстающим в учебе. К двадцать
третьему февраля помогали проводить «Парад октябрьских войск».
7Пионеры собирали металлолом, макулатуру, сажали деревья, помогали
дедушкам и бабушкам. Выполняли разные поручения: носили им дрова, воду,
а зимой чистили дорожки от снега, поздравляли с праздниками, дарили
подаркисамоделки ( в то время дети увлекались выжиганием по дереву).
Восьмого февраля отмечали в пионерской организации День юного
герояантифашиста. В школе в то время работал радиоузел. Стихи, важную
информацию и имена детей героевантифашистов пионеры вещали в
микрофон. В те годы это было популярно.
Девятнадцатого мая – День рождения пионерской организации. В это
день лучшие пионеры на школьном автобусе, в парадной форме со знаменем,
горнами, барабанами выезжали на пионерский парад в город Златоуст.
Шествие проходило в старой части города.»
Вспоминает пионерка Наталья Харина (Учитель начальных классов
Цыбак Наталья Викторовна) «Вот на этих фото мы вместе с молодым
учителем физкультуры,
Евсейчиковым Рудольфом Анатольевичем,
отправились в лыжный поход по местам боевой славы. Это был традиционный
поход с возложением венков ко всем
памятникам, находящимся на
территории Кувашинского сельского совета. Еще мне запомнился пеший
поход всей школы к обелиску памяти погибшим воинам в селе Куваши.
Впереди колонны знаменосцы несли пионерское и комсомольское знамя, за
ними шли горнисты и барабанщики. И каждый отряд в белоснежных блузках с
красными галстуками на груди.
Большой пионерский костер – самое запоминающееся событие. 19 мая в
День Пионерии все отряды собирались на берегу Ая. Сначала вырезали на
земле большую пятиконечную звезду. А в центре устанавливали большой
костер. Потом была пионерская линейка. Право разжечь костер
предоставляли лучшим пионерам дружины. И еще долго были слышны песни и
веселый смех у костра. Потом в лесу жечь костер запретили и несколько лет
8мы жгли костер в школьном дворе, наверное, в траве до сих пор остался след
от звезды.
А еще, мы соревновались, какой отряд соберет больше макулатуры и
металлолома»
Встреча с пионеркой Ириной Гончаровой(Кураксиной) Приложение 3
В пионеры принимали не всех. Тех, кто не выполнял законы пионеров,
позорил звание пионера, могли исключить из пионеров.
Мы очень гордились званием – пионер, и гордостью носили пионерский
галстук.
У нас в отряде были разные поручения, я была членом совета дружины. Мое
поручение – ассистент знаменосца.
На совете дружины решали разные вопросы, как организовать работу с
октябрятами, как помочь отстающим в учёбе.
Подписывали поздравительные открытки ветеранам ВОВ.
Из воспоминаний пионерки Ольги Вишняковой (Евсейчиковой)
(Приложение стр. III.)
За хорошую учёбу и активную работу на посту председателя совета
дружины имени Ивана Михайловича Малышева, меня наградили путевкой в
пионерский лагерь «Орлёнок», что на берегу Черного моря. Для меня до сих
пор это –высшая , лучшая в моей жизни награда.
III. Выводы: Работая над исследованием, я задумался: нужна ли сейчас
организация подобная пионерской? Мне захотелось стать пионером, потому
что пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и
все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на
счету у пионерии:
тимуровская работа,
вожатская работа,
9 походы по местам боевой, трудовой и революционной славы,
воспитание на примерах пионеровгероев и героев страны,
помощь родному совхозу,
интернациональная дружба,
спортивные соревнования в пионерском многоборье,
пионерские сборы, слёты и многое другое.
Пока нас ещё окружают педагоги, которые творчески работали в те годы, наш
долг больше узнать о деятельности пионерской и комсомольской
организации, об истории школы и написать исследовательские работы,
сохранить историю для будущего поколения. Это будет вклад нашего
поколения в создание экспозиции в школьном краеведческом музее.
IV. Список литературы
•
«Методика исследовательского обучения младших школьников» А. И.
Савенков Самара
• «Исследовательская деятельность младших школьников»
Е. В.
Кривобок. – Волгоград.
• Интернетресурсы
10